Очень-очень старый долг решила написать и опубликовать, раз уж общественность сказала, что ей нравится читать мои краеведческие посты :) Этот в некотором смысле тоже краеведческий, хотя и исторический, и книжный.
Почти уверена, что не все здесь в курсе, кто такой Павел Пясецкий, я тоже узнала о нём случайно - в музее ЗСЖД (
классный музей, снова рекомендую!). Вот как раз тогда я начала мечтать об этой книге, и Ромкина мама привезла мне её из магазинчика при Эрмитаже. Книга классная, несмотря даже на два раза "-ться" там, где должно быть "-тся")) И читала я её в электричке по дороге в Искитим, тоже символично, чучух-чучух.
В книге рассказывается о жизни и работе Павла Пясецкого, особенно подробно о его большом путешествии по строящейся на тот момент Транссибирской магистрали, и даже есть иллюстрации большей части полотен, а за этим мы сюда и пришли.
История у Пясецкого, кстати, практически Чеховская: предпочёл любовницу (изобразительное искусство) жене (всё той же несчастной медицине), хотя имел в медицине успехи: разработал метод пересадки кожи и внедрил в отечественную медицинскую практику кефир. Так что если любите кефир, скажите спасибо Павлу Яковлевичу.
Ну а потом пошёл по наклонной: "Когда в 1874 году была снаряжена экспедиция полковника Ю. А. Сосновского в Китай, Пясецкий был прикомандирован к ней в качестве врача и художника" - отличное сочетание, надо брать, не вылечит, так хоть нарисует для скорбящих родственников. Дальше больше - Пясецкий увлёкся рисованием панорам - написал "Персидскую панораму" (длина целого рулона 59,6 м, высота 48,5 м) и "Великий Сибирский путь - Транссибирская железнодорожная магистраль" (942 метра!).
Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому с просьбой написать картину - панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина (примерно 54 см), быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.
Есть карта - всё понятно, хорошая книга, можно дальше не читать)) И очень мне нравятся эти разворачивающиеся несколько раз страницы, секретики такие, из детства.
Была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин (примерно 177 метров). Однако между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Пясецкому немедленно оплатили проделанную им работу и предоставили всё необходимое для её продолжения. Император хотел, чтобы картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. По договору работу нужно было завершить к концу 1899 года.
Для продолжения работы художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна. К нему также был приставлен проводник, который обеспечивал ему связь с подвижным составом, чтобы он мог беспрепятственно курсировать по всей длине строящейся дороги.
Интерьеры поезда он тоже зарисовывал.
А на станциях он брал велосипед и выезжал на наброски полотен. На некоторых картинах Пясецкий не постеснялся изобразить сам себя, есть с мольбертом, есть на велосипеде.
К открытию выставки 1 апреля 1900 года был готов путь от Самары до Владивостока (через Манчжурию, так как Амурский участок ещё не был построен), без Уссурийского участка от Владивостока до Хабаровска. Работа над этой частью панорамы была закончена к 1903 году, к 60-летию художника.
Регулярного движения на многих участках дороги ещё не было, дорога достраивалась и поэтапно запускалась, так что на многих картинах запечатлены приветственные арки с цветами и транспаранты с чем-то типа "да здравствует император".
На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Движущаяся панорама состояла из нескольких движущихся слоёв объектов и картин. Ближайшими объектами были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, движущаяся со скоростью 300 метров в минуту. Далее на низком экране, движущемся со скоростью 120 метров в минуту, были нарисованы кусты. За ним экран с картинами двигался со скоростью 40 метров в минуту. На последнем экране размерами 7 на 105 метров были нарисованы горы, леса и города, и он двигался со скоростью 5 метров в минуту. В итоге, с помощью четырёх экранов создавалась картина движения. Панорама на выставке была удостоена золотой медали, а её автор ордена Почётного легиона.
Очень интересно разглядывать картины, типичные для начала XX века, занятия людей, одежду и т.д. Да и просто пейзажи радуют глаз.
Но меня, конечно, больше всего интересовали родные места. Станция "Кривощёково" - левый берег современного Новосибирска, село это почти полностью срыли при строительстве насыпи, а остатки поглотил город.
А вот новенький мост через Обь, благодаря которому возник Новосибирск.
Станция "Чик" явно была не на месте современного Чика, а где-то уже в черте города, либо это какой-то очень большой художественный домысел. Либо составители книги перепутали подписи. Либо я пожимаю плечами)
И вот она - станция "Обь" на месте нынешнего "Новосибирска-Главного". Деревянного вокзала нет, конечно, очень давно, а водонапорная башня стоит (
здесь, например, она засветилась на фотографии).
А вот и новенький посёлок Новониколаевский в лесу. Видно художника и велик.
А здесь объединили на развороте ещё один ракурс моста и Тайгу, в которой начинается ветка на Томск. Были времена, ездили мы в Томск на электричках) До Томска Пясецкий тоже прокатился, но эти страницы я не фотографировала, да и вообще мало фотографий оказалось, и кривенькие все какие-то. Сорри))
А книга отличная, очень рекомендую подержать в руках и поискать знакомые места, если вам посчастливилось бывать на Транссибе.
Прилагается и диск, но что на нём, я не знаю, мне некуда его вставлять)
Возможно, там это видео. Я его уже, оказывается, выкладывала, но для полноты картины пусть будет и здесь.
Click to view
У многих иностранцев, кстати, есть мечта проехать весь Транссиб, про наших не знаю, вы как? Хотели бы покататься эн дней? Я только Новосибирск-Москва-Петербург ездила (хотя там уже не Транссиб, конечно), Новосибирск-Красноярск-Абакан (аналогично) и пару маленьких кусочков по дороге с Байкала проезжала. Вообще, очень хочу Яне поезда показать, а то она слаще электрички ничего не ела, надо в Тюмень уже дунуть, наконец. Или на Столбы.