Началась эта история с открытым концом с семейного фотоальбома - такие, помните, в бархатных обложках благородных цветов, с гравюрой чего-нибудь типа медного всадника и чёрно-белыми снимками в бумажных уголках. Некоторые фотографии подписаны (привет из прошлого), другие - нет. И был там среди фотографий прабабушки, бабушки и дедушки снимок с церковью - частично разрушенной и, очевидно, уже закрытой. И не один - дальше церковь появлялась снова, уже с бОльшими привязками к местности, по крайней мере, стало понятно, что стоит она на берегу не слишком узкой и не слишком широкой реки. На мой вопрос, где это, никто не смог дать ответа, только папа предположил, что в Кубовой, где жила моя прабабушка с семейством прежде чем перебраться в Тальменку. И каждый раз, натыкаясь на фотографии в альбоме, я думала, что надо бы всё-таки местность прояснить. Ну а мы птицы вольные - сели и поехали.
Если честно, я вообще плохо представляла, где находится Кубовая, оказалось - 40 км к северу от Новосибирска, в соседнем селе мы проездом как-то были, а здесь впервые. Дорога через боры была прекрасна.
И вот само село. Из интернета я знала о том, что в центре стоит храм Пантелеймона Целителя, так что для начала мы взглянули на него - сайдинг, высоченный забор - даже подходить страшно, явно не то, но хотелось проверить и версию, что храм построен на намоленном месте старой церкви, так что мы переехали реку Малый Барлак и поднялись на горку, чтобы оглядеть окрестности с высоты.
Берега Барлака неожиданно оказались высокими и крутыми, а всё село (совсем небольшое, надо сказать) раскинулось по холмам. Очень приятное место, с атмосферой настоящей такой зимы и детьми, катающимися с этих горок на ватрушках.
Немного истории с сайта "Народная Летопись", стиль текста наивный романтизм, но долю правды и даже некоторые интересные факты вычленить можно.
[Spoiler (click to open)]Всё начиналось так: в конце XVI века северные народы - алеуты, остяки, эсты - двинулись на юг осваивать новые места. Эсты прошли сотни километров и облюбовали хорошие места для стойбища. Кругом сосновый бор, богатый ягодой, грибами и дичью. Две полноводные реки, Тёплый Барлак и Холодный Барлак (на языке татар Бырлак), сливаясь, впадают в большую Обь. За рекой раскинулись луга с озёрами, богатыми рыбой и водоплавающей дичью. На языке эстов место слияния двух рек называется «кубово», так появилось название села Кубовая.
Есть ещё одна версия названия села: жители села занимались заготовкой берёзовых дров и складывали их аршинами или кубометрами - «кубами».
Коренные жители села - уроженцы Вятской губернии. (А прадед мой оттуда и есть. И Ромкины корни тоже там. Возможно, мы вообще какие-нибудь очень дальние родственники :)) Их расселяли с запада по Сибири и до Чаусского острога. А он, надо сказать, прямо напротив того места, где сейчас наша деревня. Увидели парни через реку красивые, богатые места - и решили туда пойти. Взяли они с собой мешок соли, сухарей, топоры, пилы и переправились через реку Обь к слиянию двух Барлаков, поднялись на холм и стали понемногу обустраиваться. Так и началась жизнь постоянных жителей Кубовой, на этом месте потом были ворота в село (сейчас здесь кладбище).
Предприимчивые жители занимались кустарными промыслами: жгли уголь, гнали смолу, дёготь, изготавливали телеги, сани, колёса, выделывали кожи, овчины и т.д. Жители Кубовой поддерживали двустороннюю связь с купеческим городком Колыванью. Зимой санным путем туда везли лес, дрова, сено, мясо, скотские шкуры, уголь, а обратно промышленные товары: соль, сахар, керосин, сладости, мануфактуру, обувь, спички и другое. Со временем на правом берегу Оби появился быстро растущий городок Новониколаевск, который успешно скупал в большом количестве сельхозпродукцию и кустарные изделия деревни, что послужило резкому обогащению некоторых кубовчан и расслоению крестьянской общины.
Теперь следим за линией горизонта слева, добегаем до торчащего столба и справа от него видим купола и кресты. Нет, совсем не то место, на фотографии оно плоское как стол, а здесь лес и крутой берег.
Само фото наконец-то.
Между прочим, где-то где-то здесь познакомились мои бабушка и дедушка. Дальше немного текста из бабушкиных мемуарных записок, которые она писала уже очень болея, и как хорошо, что написала! (Очень хочу полностью их оцифровать, но пока не знаю зачем. Хотела бы она, например, чтобы их издали? А вдруг хотела? А вдруг НЕ хотела? А для потомков в бумажном виде они даже ценнее.)
"С Борисом мы познакомились в деревне Кубовой, где отдыхали с подругой Ларисой Баранцевой у её бабушки и дедушки. Вечером мы ходили встречать корову на край деревни, и увидели что внизу на лугу сделана волейбольная площадка, и там играют в волейбол какие-то ребята. А мы с Лариской были заядлыми волейболистками, и, конечно, нам очень захотелось поиграть. Отпросившись у бабушки ненадолго, мы пошли играть. Мы встали с краю площадки и стали ждать, какая команда проиграет, чтобы можно было занять место на площадке. На нас нарочно не обращали внимания, однако, когда мы зашли на площадку, парни не стали нам отказывать. Играли мы неплохо, особенно Лариска. У неё был сильный удар, прыгучесть, но и у меня иногда неплохо получалось, особенно подача. Во время игры я заметила, что с высокой кручи с криком и гоготом почти кувырком спускаются какие-то люди и, перейдя реку вброд или вплавь, направляются к нашей площадке. Это были совсем молоденькие мальчишки, один из них был немного повыше других и кудрявый до неприличия. Когда у нас был тайм-аут, двое мальчишек подошли к нам, и этот кудрявый сказал: "Давайте знакомиться, меня зовут Борис, а это Юра".
И ещё. Все герои этих строк ещё школьники, кстати.
"В августе мы снова дней на 10 съездили в Кубовую. Время тогда было прекрасное. Мы катались на дедушкиной лодке по Холодному Барлаку, доплывали до Оби на вёслах. Речка Барлак небольшая, берега были покрыты цветущей калиной, шиповником, аромат над водой стоял потрясающий. В бору было много черники, по берегам смородины и ежевики. Дедушка ловил рыбу, и бабушка запекала в русской печке стерлядку с луком в её собственном соку. Это было сплошное объеденье. Катаясь на лодке, мы всё время пели от избытка чувств к необыкновенно красивой природе. Спали мы на крыше, сделав полог из марли от комаров. Мальчишки кидали по крыше камешками, вызывая нас на свидание, а мы покатывались от смеха под своим пологом."
Здесь июнь с шиповником и август с черникой - всё сразу, от избытка чувств. Вот Малый Барлак под снегом.
А это Большой - он же Холодный, прямой как канал.
И обе эти реки, как мне кажется, не дотягивают до ширины той, что на фотографии. Даже если считать, что это весна и река разлилась (хотя это всё же скорее осень). Нет, место не то. Но бабушка зато милая и улыбчивая, с дедовым младшим братом на фоне церкви и сельскохозяйственной техники - неверное, церковь отдали под зернохранилище. На нижней фотографии слева дед.
Ну и я балда, конечно, надо было давно уже альбом отсканировать или отснять получше, из контекста более понятно стало бы, кто, где и когда. Но в той же серии фотографий на берегу молодёжь, например, стреляет из ружья - стали бы они гулять с ружьем в соседнее село? Не думаю, явно где-то рядом с домом было дело.
А потом мы решили доехать до Оби, но поехали не той дорогой, вытолкали из сугроба засевшую встречку, а потом сами еле выехали. Но эта вот пойма с точки зрения нашей фотографии - самое перспективное место для церкви, с остальных сторон село окружено лесом. Видели следы зайца и снегиря.
Тополя высоченные - очень я такие люблю. Ну и тополя - это явный признак того, что раньше здесь стояли дома.
Дачи у Оби - растут вширь как на дрожжах. Северное направление вообще сейчас активно застраивается всякими коттеджными посёлками для пресытившихся городской жизнью, но предпочитающих всё же иметь город под боком.
Рома выруливает из колеи.
Ещё раз прокатились по селу в поисках примет старины - только фельдшерско-акушерский пункт был признан нами достаточно старым.
И поехали обратно в город.
Село Сосновка - звонарь возле бывшего клуба (теперь церкви), раз уж тема такая зашла.
Потом, уже дома, я отправилась шерстить интернет - и тоже безрезультатно. Информации были буквально крупицы, и ничего про Кубовую. На краеведческом форуме мне сначала сказали, что это Никольская церковь в Репьёво, но потом мы эту версию коллективно опровергли, хотя бы потому, что на "нашей" церкви сломали колокольню, а "башенки" (главки?) оставили, а на этой - ровно наоборот - колокольня есть, а башенок нет. Ну и солнце с другой стороны. И деревья. И окна другие. Нет, не Репьёво.
Потом я выцепила коротенькую строчку про "типовой проект №31" и немного ознакомилась с церковной архитектурой. Отсюда ниточка привела к храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шибково, от которого остался один фундамент, но зато он очень похож на наш. И вода рядом, правда, не река, а озеро, но подпруженное, и кто знает, что там было в конце пятидесятых. Зерносклад тоже подходит.
"Братья Юшковы Михаил и Виктор Александровичи рассказали, как в детстве, когда церковь была колхозным зерноскладом, у детей была забава - зерна. Любопытные мальчишки лазили по крыше и видели, как в барабанах четырех малых главок, между кружалами, дикие пчелы устроили соты. Когда во время войны об этом узнали взрослые, Койнов Александр стал снимать главки и откачал довольно много меда."
Не подходят только наши родственники, каким-то чудом попавшие в село Шибково Искитимского района. С ружьём :)
Короче, я перелопатила тьму всяких церковных сайтов и накопала кучу всякой интересной информации, например:
- В старой Тальменке (краем глаза мониторила и её) была Князе-Владимирская церковь: построена в 1899 г., закрыта в 1935 г.
- А закрыли её под предлогом того, что колокольный звон мешает людям работать. Не только это, конечно, но постановление о запрете звона было - факт.
- И о закрытии храма даже написали в газете ("Вместо церкви - клуб.").
- Храм-клуб в Колывани, которым я ужасалась в нашу туда поездку, уже почти отстроили заново. И теперь я знаю, как делаются кирпичные арки.
Главного только не нашла) Но если взяться с умом: зайти в храм и спросить, где была старая церковь (чур, не я, я в церкви ходить боюсь, на меня там всё время кто-нибудь орёт), сходить в областной архив или хотя найти старый адрес прабабушки где-нибудь в письмах - то раскрыть тайну этой церкви можно точно. Я почти уверена, что ларчик открывается как-нибудь просто.
UPD. Ну не зря я была уверена в успехе)) Оказывается, успела моя родня и в Шибково пожить, а я не в курсе была, ни разу это название не всплывало! Люди вон в статье восстанавливают внешний вид церкви, а у нас фотографии лежат)