Что ж, вчерашний тест меня повеселил и несколько удивил.
Вообще, это было самое простое задание на исследование словесно-логического мышления - "исключение предметов/понятий", оно же "четвертый лишний" - апробированное веками, подтвержденное и т.д. Доказано, что именно так нужно исследовать мышление детей и взрослых. Это я кагбэ намекаю, что не я его придумала, и это не моя прихоть исключать предметы именно так :)
По сути мы должны осмыслить понятия, объединить три из них по какому-то признаку, а четвертое исключить. Вот здесь-то и есть самое интересное: выбирать надо самый общий признак! Не функциональный ("этим едят"), не ситуативный ("мальчик бьет лопатой лошадь") и уж, конечно, не наглядный. Исследуем, напоминаю, мышление, а для того, чтобы сказать: "три предмета зелёные, а один красный, поэтому его долой" - мышление вообще не требуется, для этого достаточно иметь нормальное зрение и не быть дальтоником. В идеале оставшиеся три предмета нужно назвать одним словом, обозначить их категорию.
И когда вам предлагают любые тесты такого вида, от вас всегда требуется назвать именно САМЫЙ общий, обще-понятийный признак. Когда я проходила медкомиссию на права, психиатр задавал вопрос, что общего и какие различия у автобуса и троллейбуса. И нет, он не хотел получить ответ "у одного есть рога, а у другого нет"! А если бы вдруг хотел, значит он идиот вообще не понимает суть теста. Нам нужно понять, в состоянии ли вообще человек обобщать и вводить понятие в категорию.
Теперь к нашим родственникам. Я, честно говоря, боялась, что будет слишком просто, тест-то для детей 7-8 лет с отставанием в речевом развитии - проверила на Роме и Яне и удивилась)) Это несколько усложненная версия исключения понятий, потому что словесно-логическое мышление у детишек я проверяла в прошлом году, а в этом буду мучить их логико-грамматическими конструкциями, так что совместила приятное с полезным. Повторю вопрос.
Мамина сестра, мамин брат, папина сестра, сестра мамы. Кто лишний?
Почему думала, что будет просто? Во-первых, в вопросе уже заложен ответ. Кто? Значит речь идёт о человеке, а не о языковой форме, сиречь словосочетании, то есть инверсия "сестра мамы" - "мамина сестра" нас вообще не должна волновать.
Во-вторых, если закрыть рукой "притяжательные" слова, остаётся: сестра, брат, сестра, сестра? Кто лишний, как думаете?
Ну допустим, мы не ищем лёгких путей, и, согласно моей задумке, декодируем логико-грамматические конструкции. Получаем: тётя, дядя, тётя, тётя! Кто лишний? :))) По какому общечеловеческому признаку?
Короче, вот. Кто там единственный голосовал за брата, ага,
irinatrubacheva, дайте я вас разцалую))
signu дала правильный ответ, но голосовала не за него) Остальные, простите, у вас не очень высокие баллы. "Родственники мамы/папы" - ещё неплохо, остальное не годится. И не надо про "нечестный опрос", всё честно, вас и ваших детей везде будут тестировать именно так.
А заодно покажу вам ещё варианты заданий, которые были в моей курсовой. Все проверены на первоклассниках с переменным успехом, давайте и вы что ли, зная уже, как вас будут оценивать.
"Исключение предметов".
На каждой картинке исключаем лишний предмет, пользуясь СУЩЕСТВЕННЫМ признаком. САМЫМ общим.
"Классификация".
Раскладываем карточки на n стопок, каждой даём название (вводим в категорию). Потом раскладываем ещё раз, пытаясь объединить категории. Сколько будет стопок? Какие?
У детей здесь было весело, кстати.
- Белка и веник.
- Почему?
- Они жёлтые и пушистые.
- Повар и тигр.
- Почему?
- Повар готовит тигров.
И вот ещё книжульку подцепила на полке с браком в "Лабиринте" (17 рублей сэкономила), так и называется
"Логическое мышление", там очень прикольные задания (а есть и те же "четвёртые лишние"), мне прям нравится, задаю Яне и ржу)) Ну типа: "по небу летело 2 гуся, щука, лебедь и окунь. Сколько всего птиц летело?" или "Вчера на берёзе созрело два яблока, а сегодня ещё одно. Сколько всего яблок созрело на берёзе?".
Ну в общем, это всё, что я сегодня имею вам сказать))
P/S Яна с пеной у рта доказывала, что "мамина сестра" лишняя, потому что СЛИШКОМ МНОГО ТЁТЬ! :)))