Все известные нам продукты - от молока и вина до мяса, специй, овощей и даже яиц - можно подделать. И подделывают. А мы потом едим. Пара учёных-гиков - Ричард Эвершед и Никола Темпл - провела масштабное расследование
«Состав. Как нас обманывают производители продуктов питания» (издательство «Альпина Паблишер»). «Секрет» выбрал из него самые дикие примеры. Ходить по супермаркету станет страшнее.
Курицы не было
Птичье яйцо - идеальная система, которая содержит все необходимые вещества для развития новой жизни или, в менее удачном случае, для пропитания всякой живой твари. Яйцо формируется в организме самки за 25 часов.
<...>
А теперь представьте себе, что вы в состоянии воссоздать весь процесс образования яйца в домашних условиях при помощи нехитрых ингредиентов, которые можно купить в интернете. Это займёт у вас не больше времени, чем требуется курице.
Для начала берём альгинат натрия. Он производится из бурых водорослей и при соединении с водой образует вязкий гель. В пищевой промышленности его используют в качестве загустителя; это он образует желеобразные сгустки, которые вы видите в кошачьих консервах. Итак, добавьте к альгинату натрия воду и перемешивайте в течение полутора часов. Теперь всыпьте немного желатина... Самое время добавить бензоат натрия и квасцы - и то и другое широко используется в качестве консервантов...
Теперь положите немного базовой смеси в отдельную миску и добавьте краситель. На этикетке должно значиться «жёлто-оранжевый», «куркумин», «солнечный закат» или вроде того. Желток готов!
После этого налейте ещё немного базовой смеси в пластиковую форму, переложите туда же желток и снова погрузите форму в раствор хлорида кальция, чтобы стабилизировать полученную модель. И наконец, аккуратно поместите нашу заготовку в смесь расплавленного парафина и гипсового порошка (алебастра) - и вокруг яйца образуется превосходная скорлупа…
Ну а потом раскладываете их в картонные упаковки, продаёте на рынке и получаете в два, а то и в четыре раза большую прибыль, чем традиционное птицеводческое хозяйство. Ах да, и ещё приятный пустячок в довесок: остатки базовой смеси можно окрасить в зелёный или фиолетовый цвет, плеснуть немного (пару капель, не больше) сока - и вот у вас готов искусственный виноград. Курице такое и не снилось!
Искусственные яйца придумали в Китае в середине 1990-х, и они до сих пор продолжают периодически появляться то тут, то там. Подделки настолько убедительны, что люди готовят и едят их как ни в чём не бывало. В интернете полно информации о том, как отличить фальшивые яйца от настоящих (подсказка: у искусственных не бывает подскорлупной оболочки - тонкой плёнки прямо под скорлупой). О пользе или вреде таких яиц для здоровья известно немного: все ингредиенты широко используются в пищевой промышленности, но далеко не в тех количествах, которые требуются для создания искусственных яиц.
Изготовление яиц из химических ингредиентов может служить каноническим примером мошенничества в пищевой промышленности. Это умышленное изготовление правдоподобной копии реального продукта с одной-единственной целью: обманом продать подделку доверчивому покупателю ради собственной наживы. Впрочем, переработка пищевых продуктов для создания имитации - вполне обычное дело. Кто из нас не сталкивался с соевыми продуктами, которые по своему виду и вкусу практически идентичны сыру? А крабовые палочки, которые на самом деле изготавливаются из измельчённой рыбы с применением красителей и ароматизаторов?
Почему мы на это ведёмся
Фальсификация продуктов - лишь один из способов обмануть потребителей, хотя и наиболее распространённый.
Продукты, срок годности которых уже истёк, маркируются новым сроком годности и поступают в продажу. Побочные продукты животноводства проходят переработку и возвращаются в цикл производства еды. Надписи на упаковках намеренно вводят покупателей в заблуждение относительно страны происхождения или вида продукта, чтобы заставить заплатить более высокую цену. Ложная информация может касаться и способа производства продукта: о яйцах пишут, что их снесли свободно гуляющие куры, практически о любом продукте - что он органический, а о лососе - что он дикий, а не выращенный в рыбоводческом хозяйстве. Все эти незамысловатые способы обмана приносят кому-то в цепи производства продуктов лёгкие деньги, которые не так-то легко достались покупателям.
Гниль, которую размножил Пит
Опарыш Пит - один из прославленных мошенников, занимавшихся фальсификацией мяса в Великобритании. Настоящее его имя - Питер Робертс. Первым бизнес-проектом Робертса была ферма по разведению опарышей, которая и наградила его столь неблагозвучным прозвищем. Затем в поисках более выгодного занятия он открыл птицебойню - Denby Poultry Products в Дербишире, а для увеличения прибыли стал изготавливать корма для домашних питомцев из отходов основного производства. Но тут ему пришла в голову ещё более заманчивая мысль: возвращать отходы производства обратно в пищевую промышленность.
Помимо относительно безопасных отходов - к примеру, животных, не подходящих для употребления в пищу по эстетическим причинам, - Робертс начал брать у других боен больную и загрязнённую опасными веществами птицу. Многие из особей, попавших к нему таким образом, умерли по неустановленным причинам и могли оказаться переносчиками заразных болезней. Бойни платили около £80 за тонну тому, кто готов был забрать, вывезти и уничтожить подобные опасные отходы, и, когда Робертс стал предлагать ту же услугу по £25 за тонну, от желающих не было отбоя. Затем рабочие на его заводе отрезали ненужные части, обмывали птиц отбеливателем, чтобы смыть слизь и пятна, после чего упаковывали их и продавали в больницы, школы, рестораны и популярные супермаркеты.
В 1995-2001 гг. Робертс и его команда вбросили в систему поставок продовольствия почти полмиллиона килограммов контрафактной птицы и обзавелись обширной базой примерно из 600 клиентов. За шесть лет эта деятельность принесла руководителям компании около £1 млн.
Глава, после которой хочется стать вегетарианцем
Летом 2014 года в скандал с испорченным мясом оказалась замешана компания McDonald’s. После того как журналист, работавший под прикрытием, рассказал об антисанитарных условиях переработки мяса в компании Shanghai Husi Food Co., она подверглась тщательной проверке. Расследование выявило, что компания занималась переработкой и продажей с новым сроком годности просроченной говядины и курицы. Затем эти продукты поставлялись в рестораны McDonald’s, Papa John’s, Burger King, Starbucks, KFC и Pizza Hut в Китае, а также в японский McDonald’s, где доля контрафакта составляла около 20%. Японские филиалы немедленно отказались от импорта мяса из Китая, введя в своё меню варианты «Макнаггетс», приготовленные из рыбы и тофу...
Окончание интервью читайте на сайте "
Секрета фирмы"
Вам также понравится:
Экономика шаурмы: Как арабский фастфуд выживает на российских улицах «Нельзя играть в халяль»: Зачем российские мясники учат законы шариата Когда здоровое питание вредит