Ротшильды, Форды, Форбсы - история знает множество семей, которым удалось построить большой и крепкий бизнес. Но бывает, что семейные дрязги уничтожают общее дело. «Секрет» рассказывает, как конфликты между родственниками влияли на их бизнес.
Adidas и Puma
© Adidas
Два всемирно известных спортивных бренда Adidas и Puma родились в результате крупной семейной ссоры. В начале 1920-х в баварском городе Херцогенаурах братья Адольф и Рудольф Дасслеры
открыли производство по пошиву ортопедической обуви для ветеранов Первой мировой войны. Довольно скоро Адольф придумал спортивные бутсы с шипами, в 1929 году их запустили в массовое производство. Настоящая слава обрушилась на братьев после Олимпиады 1936 года, когда американский бегун Джесси Оуэнс взял четыре золотые медали. И все - в бутсах Обувной фабрики братьев Дасслер.
Вторая мировая война всё изменила. Оба брата были убеждёнными членами нацистской партии, но на фронт мобилизовали только Рудольфа. В 1945 году его арестовали американские военные. У Адольфа был неплохие
связи с американскими офицерами - те целый год жили в семейном особняке Дасслеров во время оккупации, пока фабрика выпускала хоккейные коньки для США.
Но вместо того, чтобы вызволить брата, он
донёс на него, заявив, что Рудольф работает на гестапо. Рудольф, в свою очередь, обвинил брата в том, что тот первым предложил нацистам услуги их обувной фабрики.
После войны братья разорвали не только отношения, но и бизнес: Адольф Дасслер создал Adidas (по первым буквам имени и фамилии), Рудольф открыл спортивную компанию Ruda, которую в 1948 году переименовали в Puma. Им всё ещё приходилось работать в одном городе, зато фабрики были построены нарочито на разных берегах реки. Не приветствовались даже
браки между рабочими двух компаний, а самих братьев похоронили в разных концах кладбища Херцогенаурах. Только в 2009 году, спустя 61 год после разрыва Дасслеров, Adidas и Puma
провели первый в истории компаний товарищеский матч.
Gucci
© David Lees / Getty Images
По масштабу драмы бизнес семьи Гуччи обойдёт любое другое семейное предприятие: родственники убивали друг друга в борьбе за активы.
Итальянский шорник Гуччио Гуччи в 1904 году
открыл во Флоренции мастерскую по производству сапог для верховой езды и чемоданов. После его смерти сыновья Альдо, Васко и Рудольфо превратили предприятие в дом моды: к 1953 году магазины Gucci открылись в Милане, Риме и Нью-Йорке, марка начала выпускать повседневные аксессуары и обувь. Например, коричневые текстильные сумки с орнаментом в виде удвоенной буквы G (в 2000-х годах эта сумка была самой подделываемой в мире).
Всё изменилось в 1983 году, когда умер Рудольфо Гуччи и родственники начали борьбу за бренд. Сын Рудольфо, Маурицио, заявил свои права на наследство, однако родственники обвинили его в подделке завещания. За Маурицио вступился его дядя Альдо: он завещал племяннику принадлежавшие ему 50% акций компании, таким образом оставив без наследства своего сына Паоло. В отместку тот
обвинил отца в сокрытии налогов на $7 млн через офшоры. Суд приговорил Альдо к году и одному дню тюрьмы.
© Gucci
Под управлением Маурицио Gucci оказался на грани банкротства. Попытки улучшить финансовое положение за счёт выпуска более дешёвых и менее качественных аксессуаров (ручек, зажигалок и т. д.) превратили Gucci из символа роскоши в
«безвкусный аэропортовый бренд».
Закончилось всё тем, что в 1993 году Маурицио
продал Gucci бахрейнской инвесткомпании Investcorp за $120 млн. Эти деньги и убили Маурицио: чтобы он не успел переписать завещание в пользу своей любовницы, его бывшая жена Патриция наняла киллера. Маурицио Гуччи скончался от четырёх выстрелов на пороге собственного офиса.
Сегодня Gucci принадлежит французскому холдингу Kering и в 2016 году
стал самой прибыльной маркой в его портфеле (выручка - 4,38 млрд евро), обогнав даже Yves Saint Laurent.
Гордон Рамзи
© MasterChef
Известный резкими высказываниями не меньше, чем тремя звёздами «Мишлен», до 2010 года шеф-повар Гордон Рамзи не мог пожаловаться на бизнес. Его именной ресторан Restaurant Gordon Ramsay в Лондоне приносил стабильные $5 млн выручки в год, что позволило Рамзи создать целый холдинг и открыть точки в Глазго, Нью-Йорке, Токио и Дубае.
Но к 2010 году дела пошли плохо: во время кризиса посещаемость ресторанов Рамзи, где
средний чек составляет 150 фунтов (почти $200), упала. Холдинг
набрал $30 млн долгов, большая часть долга пришлась на заём лично от Рамзи. Ведущий «Адской кухни» решил, что причина упадка - в неверной стратегии управления его тестя Криса Хатченса. Несмотря на то что Хатченс возглавлял холдинг вот уже 12 лет, Рамзи уволил его. Хатченс попытался оспорить увольнение, и тогда звёздный шеф обвинил его в
краже $1,8 млн...
Продолжение истории читайте на сайте «
Секрета фирмы».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
9 фактов о том, как брак влияет на экономику 6 способов повысить производительность (от бизнесмена из списка Forbes)
Как манипулировать манипуляторами