Сегодня никаких путешествий, прогулок, поездок! Хватит слоняться по свету, пора подумать о собственном жилище и крыше над головой. Точнее, о жилище нашей самоходной установки и крыше над ее крышей. Проще говоря, на этот раз речь пойдет о том, как в один из майских праздников мы с моим верным другом, соратником и товарищем поменяли крышу в гараже в течении дня. Можно, конечно, сказать, что хвастаюсь, но есть пара косяков, из-за которых все это описание лучше назвать "делюсь опытом".
Итак, что мы имеем в начале? Собственно, гараж размерами шесть на три, покрытый шифером в черт знает сколько слоев. Шифер на исходе прошлой зимы треснул практически посередине и каждый мало-мальски приличный дождик оборачивался душем для машины. Кроме гаража накануне привезли 21 лист ондулина, 18 досок 50х100х6000 и инструмент. Все фотографии сделаны на мобильник, который, как оказалось, вполне сносно снимает :-)
Что самое главное в начале? Конечно же, начать! На часах 10:10, мы приступаем. Это купленный ондулин, к нему еще идут специальные гвозди. Около этой стеночки ему предстоит простоять довольно долго...
Шестиметровые доски вытеснили из гаража машину на несколько дней, хранить древесину такого размера было просто негде.
Покрываем дерево "сенежем" для предотвращения гниения, в три слоя. Не знаю, как бы я это делал, если бы не специальный пульверизатор моего надежного друга Евгения.
Да, забыл упомянуть о интересном нюансе - у нас отсутствовала лестница. Понятное дело, покрытие крыши без лестницы - затея, обреченная на провал. Вооружившись электролобзиком (спасибо, Женек!) нарезаем элементы и с помощью саморезов собираем их в единое целое под названием приставная лестница. Конечно, из досок такой толщины лестница получилась та еще, но об этом мы задумались тогда, когда начали резать доски :-) Теперь поднять ее можно с трудом...
Лиха беда начала! В 11:30 лестница готова! Пускай она огромная и неподъемная, зато теперь можно забраться на крышу и приступить к делу.
Впервые за несколько лет обозреваю необъятные просторы своей крыши и фронт работ в одном "лице". Можете себе представить около 18 метров квадратных, покрытых шифером в минимум два слоя?... Вообщем. нам предстояла нелегкая работа. Нужно было аккуратно, чтобы не поломать шифер, снять листы и спустить вниз с высоты больше двух метров. Один полноценный лист шифера это примерно метр на два, весом около 10-15 килограмм.
Начинаем, естественно, с дальнего края, с левого угла. Задача осложняется тем, что посередине идет трещина и можно запросто провалиться. Хорошо, что у соседей крыши оказались достаточно крепкими, чтобы выдержать нас :-) Остов гаража незатейлив - это сваренные между собой железные балки, к которым приварены железные листы стенок.
На небе ни тучки и это прекрасно, дождь сегодня вряд ли нам помешает! А вот жара да. В 13:10, спустя три часа, мы сняли весь шифер с крыши. Теперь пора укладывать основу будущей крыши - доски. Из-за местных особенностей их придется класть не поперек, а вдоль. Дело в том, что невозможно было подсунуть их под крыши соседних гаражей, на фотографии слева видно почему. Еще один аргумент против такого способа - перепад высот. Разобравшись с этими нюансами и передохнув снова принимаемся за дело. Теперь нужно шесть метров дерева затащить наверх.
Дело почти сделано, все доски наверху. По краям, слева и справа делаем по три доски сплошным рядом для защиты от бокового ветра и для большей жесткости. Кладем эти ряды как можно плотнее к соседним крышам, чтобы избежать протечки в стыках. Таким образом новая кровля добавляет несколько 5 сантиметров высоты за счет досок.
На часах между тем 14:28, основа для ондулина готова, справа видны прижатые друг к другу доски, о которых я писал выше. В этот момент мне показалось, что основная часть работы уже позади, осталось прикрепить доски к железным балкам, поднять наверх легкие листы ондулина и прибить их к основе. Но впереди еще было много интересного...
Теперь о способе крепления досок к балкам. Изначально было задумано просверлить отверстия в месте прилегания досок к балкам, в которые пропустить болты и затянуть их с внутренней стороны с помощью гаек. Первые три крепления такими и получились, однако потом просверлить отверстие в трубе никак не удавалось. Дело оказалось в том, что при строительстве гаража использовали трубы разной толщины стенок. Часть трубы, уходящая в соседний гараж была исполнена с тонкими стенками, которые просверливались легко, но на больше части моей крыши лежала другая труба, с очень толстыми стенками, которые не брало ни одно сверло. Спасибо советским строителям, железа не пожалели! Пришлось изменять способ крепления... и в этот момент нас спасло то, что доски были положены именно вдоль, а не поперек. Посовещавшись, мы приняли решение крепить доски с балкам с двух сторон, затягивая на болтах гайки с шайбами и таким образом, прижимая дерево к железу. Конечно, такой способ был менее надежен с точки зрения защиты от ветра, но по сути ничего другого нам не оставалось. Пришлось ехать за дополнительной порцией крепежа... Спустя четыре часа был достигнут результат, изображенный на фотографии. На часах было 18:28.
Еще через час, в 19:30 мы закончили укладывать первый ряд ондулина. Здесь нас подстерегали очередные нюансы. Ондулин прибивается к дереву (или другой поверхности) с помощью специальных гвоздей, которые идут в комплекте. Первые две волны мы прибили подряд опят же для защиты от ветра и воды, дальше шли с шагом через две волны и в месте стыковки листов снова били две волны подряд. Из-за особенностей нашей конструкции попадать в доски в некоторых случаях было тяжеловато, ондулин, к сожалению, не прозрачный. Плюс к этому, мы немного напортачили с укладкой и первая волна в начале крепилась к одной доске, а в конце уже к другой :-) Что же, получилось несколько больше дырок, чем нужно, но на уязвимости к дождю это никак не сказалось.
Закончили замену крыши мы уже под вечер, когда начали спускаться сумерки, в саду по соседству все отдыхающие были пьяны, а на город спустилась майская вечерняя прохлада. Сейчас, сидя в кресле, я понимаю, СКОЛЬКО сил мы потратили на это дело и чего оно нам стоило. Сейчас, по прошествии семи месяцев могу с уверенностью сказать, что сделали мы все хорошо. Основная цель - защитить гараж от попадания влаги сверху была достигнута, после декабрьских ветров все листы на месте и нигде не оторвались. Правда, в месте стыка крыши с соседом при сильных осадках появляется течь и сейчас, когда тает выпавший снег, сквозь плохо скрепленные между собой листы ондулина сочится вода. Отсюда вывод - нужно промазать стыки крыш герметиком, а место, где листы онудлина идут внахлест должно всегда опираться на доски, чтобы можно было закрепить их гвоздями и исключить протечку.
Спасибо большое Женьку за оказанную неоценимую помощь и спасибо вам за то, что дочитали до конца. Надеюсь, мой рассказ окажется кому-то полезен :-)