Педагогическая пятиминутка

Mar 03, 2021 09:57


В соседнем районе в гимназии из топ-20 недавно появилось вакантное местечко в шестом классе. Мы туда позвонили, спросили, как его занять, и узнали, что школа проводит честный отбор, устраивая короткий экзамен по математике, русскому и английскому языку по программе, которую они в гимназии проходят. Костя пару недель подналег на учебу, и пришел на первый экзамен. С ним вместе была еще одна девочка-претендент. Из семи заданий он решил одно, девочка не решила вообще ничего. Нам объяснили, что ребенок совсем слаб, и на гимназию не тянет. Хотя единственное задание, которое он по памяти воспроизвел дома, никакого отношения к программе не имеет, а вполне тянет на олимпиадное.

Сегодня по дороге в школу спрашиваю Костю, в чем, на его взгляд, причина провала. Он говорит, возможно, переволновался, и не смог разобраться в заданиях. Я говорю, окей, пусть это будет сценарий 1. А мне сегодня в голову пришло еще два сценария. Сценарий 2: школа специально ставит высокий проходной барьер, чтобы взять сильного ученика. Так же как в хоккее: приходишь на просмотр, но если ты не тянешь на первые две пятерки, тебя не возьмут. Свои скамейку полируют. Игроков берут, чтобы усилиться и побеждать. Школе нужны сильные ученики, чтобы светиться на олимпиадах и экзаменах, и сценарий 2 состоит в том, что школа хотела усилиться олимпиадником. Сценарий 3: школе надо было взять «своего человека», внука генерала или чиновника Смольного. Этот ребенок заранее прорешал все задания, и пришел на экзамен, уже зная, что будет.

Здесь мы совершили короткое отступление, так как мне пришлось объяснить ребенку, как работают госзакупки. Представь себе Костя, что ты главный врач больницы, и тебе нужно сделать ремонт в кабинете педиатра. Ты объявляешь аукцион, на котором разные фирмы честно борются, и побеждает та, которая готова сделать ремонт за меньшие деньги. Часто они потом забирают аванс и скрываются, но речь не об этом. Гораздо чаще побеждают те, кто наберет самых дешевских безруких рабочих, самые отвратительные, вредные материалы, самые ненадежные и дешевые крепления. Получится недорого и стремно. Главврачу хочется сделать хорошо и надежно. Он идет в знакомую фирму, и договаривается с ними, что они сделают хорошо. Они закупают материалы, нанимают хороших рабочих, завозят материалы и подготавливают комнату для ремонта. Потом главврач объявляет конкурс на ремонт, пишет условия, и одно из условий - ремонт нужен послезавтра. Никто не может сделать ремонт послезавтра. Только людей собирать можно неделю. Побеждает фирма, у которой все уже готово. Костя говорит, хитро. И спрашивает: так ведь так можно и за деньги договориться? Я говорю, можно и за деньги, и это будет откат. Сценарий 3 в поступлении в гимназию состоял в том, что кто-то договорился, а ты выступил пушечным мясом. Твоя роль была в том, чтобы прийти и проиграть.

Дальше я спрашиваю, как можно противостоять таким сценариям? Костя говорит, договориться. Окей. Поможет ли «договориться» в первом сценарии? Нет. Потому что от этого задания не станут проще (иначе их все решат), и волнение никуда не денется. Поможет ли «договориться» во втором сценарии? Нет. Потому что это не решает задачу школы по усилению состава. Поможет ли в третьем? Может, да, а может нет. Чтобы договориться поверх имеющейся договоренности, нужно оказаться более близким и более нужным, а это в условиях случайного конкурса и того, что мы тут понаехавшие, нереально. То есть «договориться» поможет максимум в трети случаев, и на самом деле, практически в невероятном развитии событий.

Как еще можно преодолеть такие сценарии? Костя говорит, надо лучше готовиться, и обойти всех за счет превосходства в знаниях. Я говорю, да, это сработает во всех трех сценариях. И я рад, что ты сам до этого додумался.

жить по-русски, Педагогическое

Previous post Next post
Up