Недавно созданный технологический стартап Veritas Scientific разрабатывает устройство, которое преподносится как «прибор для чтения мыслей». По существу, это всего лишь аналог полиграфа, работающий по принципу электроэнцефалографии. Но разработчики будто нарочно создают вокруг будущего продукта демонический ореол. «Ваш разум - это последний бастион приватности. Но этот устройство в него вторгнется», - заявляет Эрик Элбот, исполнительный директор компании, название которой с латинского переводится как «истина».
Прототип устройства выглядит, действительно, как реквизит из постановки по Филиппу Дику: это шлем, похожий на мотоциклетный, с электродами внутри и с небольшим экраном перед глазами испытуемого. На экране быстро сменяются изображения; интеллектуальная прошивка анализирует реакцию мозга на демонстрируемые образы, детектируя «узнавание». Показывать можно, например, портреты людей или релевантные изображения компонентов взрывных устройств. Ничего сверхестественного в этом нет, и понятно, что окончательного ответа на вопрос «А не террорист ли это?» от шлема ждать не придется. Но он может дать ценный материал для анализа. Похоже на полиграф, только не нужно отвечать на вопросы.
В первую очередь, Veritas нацелилась на оборонный рынок. Например, устройство пригодится для фильтрации жителей захваченной деревни, когда из всей массы мужчин надо выделить партийных и комиссаров... в смысле, ваххабитских активистов и координаторов из «Аль-Каиды». По словам Элбота, ЭЭГ-полиграф найдет применение и «на гражданке». Его можно потенциал подойдет для получения оперативной информации силами полиции или корпоративных проверок на благонадежность. В мечтах Элбота, пожалуй, много утопического - точнее, антиутопического. Ведь обычный полиграф существует уже десятки лет, но применяется до сих довольно ограниченно.
Создание зловещего имиджа вокруг устройства выглядит как элемент коммерческой рекламной кампании. «Конечно, это потенциальный инструмент для зла. Если у правительства будет монополия на эти устройства, это будет очень опасно», - нагнетает Элбот. Впрочем, думается, в руках служб безопасности частных компаний это устройство несет в себе больше угрозы правам человека. А если рассматривать диктатуры... то снятие ЭЭГ, безусловно, гуманнее пыток электротоком.
Нас уверяют, что лабораторные эксперименты по раскрытию имитационного террористического заговора с помощью ЭЭГ оказались успешными: исследователи смогли однозначно выявить участников и узнать много информации о деталях заговора. Теперь Veritas хочет проверить прототип «в боевых условиях». Впрочем, по словам Элбота, ранний прототип под названием BrainTruth использовался властями США при допросе иранских агентов, задержанных при пересечении мексиканской границы. К осени планируется создать прототип, который можно было бы протестировать в американской армии во время учений. Элбот надеется, что успех испытаний позволит его компании заключить контракт с Министерством обороны.
С научной точки зрения, технология этого устройства во многом опирается на работы Петера Розенфельда, профессора психологии и нейрофизиологии из Северо-западного университета, штат Иллинойс. Розенфельд выделил сигналы ЭЭГ, выдающие ложь. Некоторые его исследования финансировались Министерством обороны.
В основе тестов Розенфельда лежит концепция связанных с событиями потенциалов мозга. Искомый отклик уже хорошо документирован учеными. В нейрофизиологии его принято называть «сигналом P300». Когда мозг достаточно конкретно идентифицирует знакомый образ (например, известное лицо), то этот сигнал регистрируется в интервале от 200 до 500 секунд после первой демонстрации изображения. Такая же реакция может быть на фотографию известного человеку места или даже текстовой надписи.
Но на практике задача нет так уж и проста. Для каждого теста устройство должно быть откалибровано с помощью изображения, заведомо известного испытуемому. Калибровочная картинка должна появится внезапно после последовательности случайных изображений. Иногда на некоторых изображениях содержится указание к простому действию - например, нажатию на кнопку. Это нужно для сохранения концентрации внимания.
Тем не менее, обмануть устройство будет сложно. Шлем изолирован от внешних звуков, и вы не сможете сосредоточиться на них. Экран находится всего в паре сантиметров перед глазами. А если закрыть глаза? Тогда вас, должно быть, ударят прикладом.
Veritas не первыми решили создать коммерческий продукт, анализирующий связанные с событиями потенциалы мозга. Похожую цель ставил перед собой нейрофизиолог Лоуренс Фаруэлл. Несмотря на огласку, его разработки успехом не увенчались. А Пол Сайда, ученый из Колумбийского университета, исследовал сигнал P300 также по заказу силовых структур, но для принципиально другой цели. Его технология должна была помочь аналитикам, обрабатывающим большие объемы информации.
Дело в том, что есть масса причин, из-за которых в человеческому мозгу может возникнуть сигнал P300. Анализ информации - это такое приложение, в котором лишнее срабатывание не причинит никому серьезных неудобств. Напротив, о «детекторе лжи» такого не скажешь. Впрочем, возможно, с помощью многофакторных интеллектуальных алгоритмов система научится отделять зерна от плевел.
Как бы то ни было, «чтение мыслей» - хотя бы на уровне регистрации бинарного выбора - так или иначе войдет в нашу жизнь в близком или не очень близком будущем. С появлением функциональной магнитно-резонансной томографии мы очень много узнали о работе человеческого мозга. В последние пять лет методы нейрофизиологии стали активно применяться в маркетинге.
А как можно будет использовать шлем от Veritas в безопасности? Основное его преимущество перед полиграфом - относительно высокая скорость работы. В первую очередь на ум приходит авиационная безопасность: прибор можно будет применять для выборочной проверки подозрительных пассажиров. «Скрининг» благонадежности операторов видеонаблюдения? Сложно будет подобрать релевантную последовательность изображений. С другой стороны, с помощью такого «миелофона» можно несложно оценить реальный опыт работы кандидата, демонстрируя ему изображения, связанные с типовыми рабочими ситуациями.
Источник:
Security News