Камчатка 2013 - часть 7 - Из солнечной осени в "мороз и солнце"

Aug 15, 2014 17:01




Хорошо, что ясная погода наступила именно сейчас, когда мы находились в буферной зоне между лесом и тундрой. Любая переходная зона отличается богатством черт ландшафта, разнообразием растительности - так как здесь нет явного лидера, который в условиях переходной зоны был бы более конкурентным и вытеснил всех остальных. Благодаря сочетанию двух стихий наблюдается эффект синергии, образуется качественно новый ландшафт, не похожий на обоих своих "прародителей". У нас было солнечно, и даже по ощущениям тепло. Однако мы видели, что снег начинался не так уж далеко наверх от нас.





Белая глыба Толбачика была хорошим фоном, замещая небо. Граница между осенью и зимой казалась резкой. По виду Удины мы еще раз убедились, что наш проход насквозь через Толуд был бы обречен - снеговая линия была чересчур низка. Поначалу мы решили идти по тропинке, которая читалась от самого домика. Периодически мы теряли ее, и потом вновь находили. В конце концов потеряли ее совсем, и пошли уже по привычке по рельефу. В паре мест мы прочитали на земле следы проезда машины - кто-то, видимо, смог сюда прорваться. Еще раз попрощались взглядом с избушкой.




Самый интересный осенний цвет здесь - красный. У нас в Подмосковье такого красного нет, а здесь это именно красный, что не поспоришь. С красным цветом можно было сочетать любые другие, но именно красный - визитная карточка камчатской осени.




То, что мы пришли на Ключевскую группу перед самым снегом, оказалось даже на руку нам - так как мы застали самые глубокие краски. В конце сезона, две недели назад, когда опасность попасть под снег была минимальной, нельзя было бы отснять такой материал. Лиственницы ярко-желтые, но не коричневые - хвоя полностью лишена хлоропластов, но еще жива.




Только кедровник остается зеленым. Некоторые виды травы также желтеть не умеют. Вдали продолжал дымить неопознанный нами вулкан, знатоки подскажут его название. Внизу начинался сплошной лиственничный лес.




Живописная долинка, устланная желтыми кустарничками. Через них не так уж просто пройти - нужно выбирать прогалы. Тропинка видна на фото - потеряем мы ее чуть позже. Если бы время было бесконечно, можно было бы поваляться в травке. Одно плохо осенью - никто уже не ползает, не летает. Насекомый мир здесь уже закончил свой летний цикл, хотя в низинах еще тепло, и ветер может заносить живность оттуда.






Еще одна интересная группировка, пестрящая всеми цветами. На днище овражка болотные колоски и кусты - видимо, вода здесь иногда застаивается.




Пейзажи в долинке. Ярко-желтый кустарник - тоже интересный здешний цвет. Вместо неба, словно стена метели, снежный склон.





Вулкан Удина. При съемке против солнца красные листики смотрятся более выгодно. Удина напоминала нам о медведях, но наше совместное КГБ пока не обнаружило ни одного поблизости.




Красные листики, наползающие на камень. Красный - самый темный из осенних цветов, и потому теряется среди прочих красок. Но на фоне камня всё наоборот.







Антон пытается снять кадр дня, в котором присутствует много красной подстилки и еще какое-нибудь ноу-хау.





Лиственницы, пришельцы из леса, освежали пейзажи добавляли суровости.





"Панорама" по вертикали. Бодрит!




Всё та же долинка - да, мы долго снимали на одном месте. Не обязательно куда-то далеко идти - главное оказаться в нужное время в нужной долинке! Скалы Толбачика, покрытые на их высоте уже толстым слоем снега, явно не манили на себя залезать. Там была уже "зона смерти".





Прерывистая подстилка из серии "против солнца". На заднем плане спутник Удины.




Снега приближались. Вот уже прямо по курсу заснеженные холмики.




Кусты ольховника, почти лишенные листьев. Райские места постепенно заканчивались, начиналось уже признаки толбачинской тундры - голые участки пепла, преобладание злаковых и отсутствие красного цвета.





Красную растительность притягивали камни, хоть это и цветковое растение, а не мох.





С наступлением дня снег таял, снеговая линия поднималась, но мы набирали высоту быстрее. Нам нужно было до конца дня прорваться к дороге на Клешне, расслабляться было недопустимо - ведь цель была пройти через снег, а не заночевать в нем на полпути.




Небольшой местный "Стоунхедж".




Такие вот снежные рисунки. На последнем фото - карликовое деревце, тоже со снегом.






Перевал Толуд, так нами и не покоренный. По центру изгибается черный каменный овраг реки Толуд. Видно, что за перевалом снеговая линия чуть ли не еще ниже. Даже само фото пропитано морозной свежестью. Камчатская высотная поясность - самая высотная поясность в мире.




Вулкан Удина в полный рост, и ее каменная река (одна из многих), спускающаяся по направленной к нам долине. Кажется, что вулкан покрыт густой изморосью, но я бы не стал проверять ее глубину.




Долго ли, коротко ли, мы начали ступать на снег. Островки снега увеличивались, и в конце концов слились в сплошной покров, из которого торчала трава. Поначалу снег был неглубоким и не доставлял дискомфорта. Нам попался заяц - еще один местный "грызун" (на самом деле относится к заячьим), в отличие от сусликов не зимующий. Заяц был любопытен, и рассматривал нас одним глазом, потому я успел не спеша достать телевик и снять зверушку как следует.





Постепенно снег крепчал. Когда выходило солнце, я жалел, что не взял солнечные очки - они бы мне здесь пригодились. Периодически мы натыкались на заносы и надувы, где снег был глубже обычного. Иногда было не понятно, какой глубины снег впереди, но косвенно это можно было определять по наличию торчащих травинок - где их не было, глубина могла быть какой угодно.




Далее средняя глубина снега возрастала, а количество заносов увеличилось. По мере продвижения вперед мы шли всё медленнее. Ноги довольно быстро увлажнились, хотя периодическое вытряхивание ботинок помогало. Глубокие места мы обходили разными способами - ориентируясь на траву, на торчащие гребни камней, и чисто интуитивно смотря по форме снега. Встречались заносы глубиной по полметра и даже до метра, изредка мы все-таки в них проваливались. В общей сложности мы шли часа два, пока нам не открылся вид на лаву. Так как сложность передвижения всю дорогу постоянно нарастала, иногда меня беспокоило, не застрянем ли мы здесь по-крупному, и не придется ли отступать, теряя время, и проходить к лаве заново, взяв метров на 150 ниже. Последние метры были самыми сложными, так как пришлось пересекать навал глыб и глубокий овраг, полностью заваленный снегом, но благо к тому времени мы уже видели финиш. Метров 300 мы прошли примерно за час. Дорога была неприятной.

При подходе к лаве средняя глубина снега составляла сантиметров 30, однако на самой лаве было почти лето - сказывались остатки недавнего горячего прошлого. Когда мы спустились к лаве, бремя снега несколько отлегло.




Далее путь был коротким и относительно быстрым. Мы воспользовались возможностью поснимать лаву при открытом солнце - ведь в прошлый раз, когда мы переходили, здесь шел дождь. На втором фото - кусочек, вырванный из "контекста". Похоже на монтажную пену, только из камня.





Большая лавовая дорога с облаками, можно взлетать!





Следы небольшого прорыва лавовой корки.




Обратная сторона корки в микроскопическом масштабе. На солнечном свете отливает золотом.




После перехода лавового поля мы пошли вдоль берега лавы, знакомым путем - с одним лишь отличием - тропинка была завалена снегом и перегорожена снежными наносами, скопившимися между бортиком лавы и склоном Клешни. Несмотря на отрицательную температуру, на снегу бодрствовали различные насекомые, видимо принесенные сюда ветром. На фото - какой-то комарик и какая-то моль.





Наконец, мы вышли на дорогу. Хотя высоту мы особо не теряли, снег быстро закончился, что свидетельствовало о подогреве земли - не только лава, но и толбачинский холм с конусами был теплым. К тому же, черный пепел хорошо нагревался от лучей солнца. Места, казавшиеся нам ранее безжизненными, сейчас смотрелись очень жизненаполненно.





Теперь самое тяжелое было позади. Риски ушли - мы были уже на дороге, а значит точно сможем уехать. За день мы не на шутку устали - глубокий снег утомил нас, и нас преследовала обыкновенная после мороза сонливость. Антон уже не хотел идти дальше, хотя теоретически было еще время. Я тоже был не против встать на отдых - зачем себя загонять, лучше отдохнуть, когда организм требует, а завтра встать пораньше. Дул ветер, палатку мы установили в небольшом углублении. Настроение было в целом хорошим - мы вырвались из снежного ада, это главное. К тому же, мы и наши вещи были сухими, разве что кроме ног.

Я позвонил Юрию Александровичу, чтобы попросить завтра нам "карету". На что Ю.А. сказал, что через день на вулканы приезжает группа из Москвы, и нам будет выгоднее выехать вместе с ними - в принципе, это было предложение, от которого глупо отказываться. Мы договорились, что послезавтра утром будем ждать машину на стоянке "Вертолет" - при этом завтра у нас есть возможность не спеша осмотреть шлаковые конуса. Я начал прикидывать наш маршрут на завтрашний свободный день.

поход, заяц, клешня, камчатка, осень, насекомые, лава, фотоотчет, сентябрь, толбачик

Previous post Next post
Up