Чуя-Курай 2016 - Марс

Aug 09, 2017 18:20




Навигация: << Вводная |  Бельтир >><< К оглавлению
Время было уже позднее, потому я решил лечь спать, минуя костер и готовку ужина. Осенняя ночь длинна, но с учетом моей цели выйти в идеале до рассвета, а в худшем случае на рассвете, мне оставалось спать в аккурат шесть часов. В 4 утра состоялся подъем, и ранний сбор дров с фонариком. Трава была короткая, изъеденная скотом, и в то же время аккуратная, как газон. Опавшая тополиная листва ложилась между травинками на самую землю. Ближайшие протоки реки текли под невысоким земляным обрывом, неся мутную беловатую воду, свойственную рекам, берущим свое начало в ледниках. Видно, что весной река заливала место, где я стоял. Деревья были невысокими, и стояли редко. Дров под ними валялось с гулькин нос, но веток на запал хватило. Основной жар я получил из кизяков - высохшего коровьего навоза, который здесь насобирать было гораздо проще. Когда начало светать, стало видно, что все деревья желтые. Поселка отсюда было не видать за редким, но протяженным лесом. Выйти в дорогу мне удалось незадолго до рассвета.



Вид на обрамляющие котловину с севера невысокие горы. Снято от пологих предгорий, река Чаган-Узун в полукилометре сзади. Основной ландшафт Чуйской котловины - полупустыня. При этом поблизости в горах начинаются островки леса.

Дно Чуйской котловины находится на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря, атмосфера здесь заметно тоньше, и потому период мягкого утреннего солнца очень короток. Вскоре после рассвета резко начало теплеть. Мне пришлось снять непродуваемый костюм - сначала верх, потом низ, потом флисовую кофту, и в конечном счете я остался в легких штанах и футболке. Потеплело градусов до двадцати пяти. Целью моего перехода было местечко с неофициальным названием "Марс".

Друзья мне подарили на день рождения треккинговые палки. Это изобретение цивилизации я ранее никогда не применял, и взял на пробу в этот поход. Оказалось, что палки дали мне ощутимый выигрыш в скорости. На старте маршрута мой рюкзак весил не более 24 килограммов, что для одиночного двухнедельного осеннего похода было весьма недурно. Где возможно, я облегчил вес, в частности взял вместо тушенки заготовленное дома сушеное мясо. Но без фанатизма - на теплой одежде и палатке экономить не стал, взял двухлитровый термос весом килограмм. Не взял вот только крем от солнца. Перед походом я начитался про суровый климат Чуйской котловины, потому в середине сентября рассчитывал ходить здесь в непродувайке, иными словами в двух слоях одежды. Пару лет назад мы бывали в Западной Монголии, всего на две недели раньше моей поездки на Алтай, на той же примерно высоте над уровнем моря, и всего на 150 километров южнее Чуйской котловины - и тогда без крема нам было бы туго. Так что поднимающееся всё выше солнце начало меня настораживать, но одевать что-то вместо футболки я решил лишь в крайнем случае, если почувствую, что начинаю сгорать.



От склона к склону, в зависимости от почв и дренажа, ландшафт может варьировать от пустыни до степи. Редкая трава не способна скрыть цвет горной породы.

Уж чего не ожидал в этих местах в сентябре, так это такого кипения жизни. Насекомые еще не думали отходить, кузнечики прыгали и доедали свою траву. По ощущениям сейчас было полноценное лето, и теперь страшно подумать, каково здесь в июле. Холодная осень с ночными заморозками сюда приходит явно позже.



Степная кобылка в саду камней. Вид определю позже.




Ориентируясь на глаз по горам, я случайно отклонился в сторону от реки Чаган-Узун, и уперся в глубокое ущелье вытекающей из гор речки Аккая. Пришлось терять высоту, и перебираться на соседний склон ущелья. Речки здесь не многоводны, но дают жизнь множеству деревьев и кустарников, и растущей в пойме траве. Конкретно р. Аккая я смог перепрыгнуть - настолько скромен его поток.



Панорама. Ущелье реки Аккая. Внутрь уходит старая дорога.



Русло реки не стабильно, вода то и дело выливается через край, и течет своим путем по пойме, прямо поверх травы. Один из таких ручейков соорудил себе плотину из вынесенных водою листьев.

[Ещё фотографии плотины..]





Миновав Аккая, я поднялся на моренное плато, откуда была почти гладкая дорога к "Марсу". Перевалить из Чуйской котловины в Курайскую можно и вдоль этой реки, но тогда это будет в обход ряда важных достопримечательностей.



Панорама. Аккая выходит из гор в предгорья.



Кошара в зеленой долине пересыхающей речки Корумкешу, где-то она сейчас течет в грунте.

"Марс" - место пристреленное. Видно, что люди едут сюда целенаправленно - на соседнем берегу реки Кызылчик, притока Чаган-Узуна, вдали виднелись клубы, поднимаемые машинами. Наверное, и туроператоры добавляют траффика. К счастью, правда, наш русский турист (позволю себе такое обобщенно-множественное название) в большинстве случаев едет куда-либо по наводке, не зная сути достопримечательности - главное это для галочки отметиться "я здесь был". Это замечательное качество - люди просто приезжают и уезжают, а не толпятся часами и не топчут землю, и уж тем более не уходят далеко от машины. Разворот для машин располагался на соседнем берегу реки от собственно "Марса", там же - деревянные постройки с сувенирами, отвлекающие посетителей от сути дела. Сам природный объект - классический бедленд. Людей на его склонах почти не было.



Красные глины, промытые потоком. По самому верху в давности проходила дорога, очертания которой уже почти полностью сгладились эрозией.



Желтые глины.



Русло подмывает склон.



Нижняя часть русла, пустынный пейзаж с ксерофитами.



Выход глин на поверхность крайне локален, далее на запад слои с глинами уходят узкой полосой, украшая верхушки холмов.




"Марс" находится по левому берегу реки Кызылчик, после выхода ее из горного ущелья на открытую местность. Сквозь ущелье вдоль реки идет тропа, уводящая в сторону некого "Марса-2". Перед входом в ущелье на ровной местности стояли два палаточных лагеря, однако в самом ущелье на тропе я не встретил ни одного человека. Горы, окружающие ущелье, невысокие, но живописные. На правом от реки склоне обнаружились остатки старой каменоломни, из которой вывозили сырьё видимо еще на ослах, или вручную на тачках - иным словом без участия капитальной дороги. Окрестности реки являлись вытянутым оазисом, ютившим множество деревьев, растянувшихся тонкой полоской вдоль воды. Так называемый галерейный лес. Осень пришла сюда уже на полную катушку, если судить по листве. Но меня удивляло, от чего собственно деревья пожелтели - света и тепла еще много, заморозки пока не наступили, или же были незначительны - какие причины листве готовиться в мир иной?



Беловатые верхушки гор напоминают снежные шапки.



Вся жизнь - лишь на днище долины.



Афганский пейзаж: пустынные горы, тихая речка, низкие прозрачные тополя. Хрупкость пустынной природы, зависимой от источника воды.



Контраст: пустыня соседствует с лугом. Видимо, здесь в ущелье впадает грунтовая вода.



Панорама. Прижим речки к бордовой скале.



Панорама ущелья 1. На переднем плане сухая весенняя протока.

[Ещё фотографии ущелья..]

Панорама ущелья 2.



Таежные деревья соседствуют с ксерофитными пустынными растениями.
















Примерно через километр пути есть возможность выбраться из ущелья, уйдя через перевал к реке Чаган-Узун - таков и был мой план. Хотя порывалась душа и сходить дальше вверх по реке - мало того, что туда были указатели "Марс-2", так еще и согласно карте через километр-другой ущелье обещало стать экстремально глубоким, и кто знает, какие там виды. Но все же решил выбираться на перевал - спуститься, если что, всегда смогу. Но в итоге спускаться не стал. Сверху открылся вид на тот самый "Марс-2". И ни души в ущелье - на Алтае даже популярные места пустынны. Кстати, тропа наверх была более натоптанной, чем продолжение тропы вдоль реки. Но дальше через перевал народ уже не ходит, по крайней мере массово. Здесь начинаются более уединенные места.



Часть долины, по которой я прошел. Видно, что это уже конец ущелья - горы опускаются. Назад, выше по реке, горы наоборот растут.


Прокрутка панорамы. Река Кызылчик, слева - "Марс-2".



"Марс-2". Вид сверху на него явно лучше, чем снизу.

От края ущелья ответвлялась широкая и пологая ложбина с плоским дном, похожая на некую застойную область, болотистую по весне. Ложбина петляла меж покатых склонов, сделав два поворота к тому моменту, как мне открылся вид на долину Чаган-Узуна. И выглядела эта долина совсем иначе, чем виды Кызылчика.

Навигация: << Вводная |  Бельтир >><< К оглавлению

кызылчик, чуйская, алтай, бедленд, марс, чаган-узун, корумкешу, сентябрь, аккая

Previous post Next post
Up