Часть 3. Тысяча и один останец - Южный Урал 2017

Jul 29, 2017 10:41




Оглавление:Вернувшись из вылазки, мы с Антоном приготовили завтрак, потом разбудили Пашу, все поели, и хотели уже ложиться спать, но тут ненароком облако начало подниматься. Пришлось потихоньку собирать лагерь. Сегодня был смысл идти по любой погоде, так как на седловине мы все ключевые места уже облазили, заняться здесь теперь нечем.



Кадр от палатки в день выхода.

Но облачность в своем подъеме замедлилась, и остановилась в аккурат на уровне верхушки Поперечной, через которую мы первоначально собирались идти. Так как видимости наверху не было, мы были вынуждены пойти в обход, по низам. Северо-запад хребта был чересчур каменистым и крутосклонным, так что пошли через юго-восток. Первую часть пути сделали по туристической тропе, вернувшись как бы назад, до крайних турстоянок в лесной зоне. За эти дни воды на тропе стало гораздо меньше. Ну а дальше нам пришлось идти уже без тропы, просто по тайге, следя за тем, чтобы слева был виден склон Поперечной. Так мы потихоньку обошли гору, и вышли на простор горно-лугового редколесья с хорошей видимостью. Правда пошел дождь. К счастью, сегодня мы намеревались пройти совсем немного - до небольшого останцового гребня, который приметили еще в субботу, когда забирались на Поперечную. Дойдя до заветных останцов, мы спустились чуть ниже в лес, чтобы там найти место для лагеря. Неподалеку нашлась и вода в камнях. Погода совсем испортилась, так что мы даже не стали готовить ужин, а так и пролежали в палатке до самой темноты, периодически засыпая - а там уже и утро скоро.

День 6, четверг. Утром дождя не было. Спать уже не хотелось. Мы снова находились в облаке, потому использовали время на приготовление еды. Паша нам рассказал французскую поговорку: "Кто спит - тот обедает". Вот так мы в один из первых дней пролежали завтрак, а вчера - ужин. Пролежать подряд ужин и завтрак нам еще не удавалось. Пока мы занимались делами, облака начали подниматься, побежали солнечные просветы. Пришлось бросить на время готовку, и сбегать к останцам.



Урал суров. Облако почти скребет по земле.



На Поперечной сверкают снежники.



Суровость. Ну и т.д.










После временной хмури, когда мы уже запаковались, небо расчистилось опять, и мы уже все вместе пошли на останцы. А потом взяли рюкзаки, и перед выходом на маршрут сходили в сторону Поперечной, где я правда особенно ничего не снял. Во время этого второго выхода к останцам я изучил их подробнее, и оказалось, что на все останцы гребня есть маршруты подъема. Знал бы я это утром, наснимал бы совсем других кадров с тучами.



Озерко в останцах. Здесь неподалеку кострище - туристы в основном прямо под останцами встают, особенно которые с газом ходят, потому что дров здесь не особо. Кстати рядом с другим кострищем в камнях была целая свалка газовых баллонов.



Панорама с останцового гребня. Паша с Антоном там сидят, если приглядеться.



Это мы пошли к Поперечной, по пути встречались симпатичные лески в стланиковой опушке.



А это уже на обратном пути, когда набежали тучи и пошел дождь. Тогда я смог взять ракурс против солнца.



Панорамный вид оттуда же.

Ну вы поняли, когда мы вернулись к останцам, пошел дождь. Так как мы планировали съесть козинак, мы спрятались на какое-то время в низком лесочке, не успевшем пока промокнуть, и защищавшем нас от капель. Но потом уже двинули. Дождь с тех пор не прекращался. Тихим ходом мы выбрались на гребень хребта - сперва по мокрой траве и через лес, а потом уже по глыбам. Посмотрели наверху хвойные островки, приметили пару крупных полярных берез, прошли мимо пары каменных конусов. Дальше терпеливо продирались по ломаной границе глыбового поля и зарослей кедровника, с минимальной скоростью, и уперлись в тупик. Точнее, в крутой глыбовый склон, по которому спускаться можно часа два, и покалечиться заодно всем за компанию. А тем временем шел косой дождь с ветром, совсем нас не радовавший.

Но присев в одно укромное место за деревцами, чтобы отдохнуть, мы обнаружили, что дождь настолько горизонтальный, что деревца вполне от него защищают. А еще я увидел, что здесь очень много сухостоя, в том числе после строго пожара. Немного уговорив товарищей, я пролоббировал в этом месте посиделки с "ленивым" костром, то есть костром без использования пилы. Cвалили в кучу cухие стволы и коряги, и устроили большое пламя. Даже горючие таблетки не пошли в ход. И так оно оказалось кстати, что просидели мы здесь часа два-три - согрелись, перекусили, навернули чая, даже чуток просушились. А за время посиделок и дождь утихомирился.



Жгём. Дождь летит слева, и на нас не попадает.



Ноги уже промокли.



Когда основные дрова догорели, жизнь костру продлил мелкий веточник.



Лес, за которым мы прятались, имел минималистичную моховую подстилку.

На самом деле, пока мы сидели, я несколько раз выбегал с фотоаппаратом. Проносились и уходили вдаль черные тучи, пробегали солнечные просветы, вдали открывались познавательные виды, в том числе и на наш будущий маршрут.


Прокрутка панорамы, которую я снял исключительно ради неба. Погода шепчет.



Две верхушки и уходящая погода.

Не хотелось принимать тот факт, что придется возвращаться назад по недавно пройденным "трудным" камням. Отчасти это и послужило причиной посиделок. Но все же пора идти. Пока мы сидели, успели обрадоваться, что дождь пронесло. Но потом он вновь начался, и с этим ничего нельзя было поделать. Мы намерились достичь примеченных сверху останцов, стоящих, словно крепость, на краю выступа высокогорного плато, примерно посередине между двумя главными грядами хребта. Пока выбирались по камням, Антон успел оступиться, и прилично удариться. На таких камнях травмы можно получить даже на горизонтальной террасе. Если особо удачно проскользнет нога в щель между скользкими камнями, может под весом тела и вовсе переломаться, в зависимости от того, каким путем пойдет. Но нас пронесло как-то от серьезных последствий. Выбрались с камней на высокотравный луг, и побрели по мокрой траве. На полпути к останцам начался густой лес. В нем мы ориентировались по направлению движения низкой облачности, идя под фиксированным углом к быстро несущимся ее клубам. В лесу началось настоящее болото, а трава на нем за неделю успела вымахать. В итоге шли долго, и уперлись в каменную реку, которой на нашем пути не должно было быть. Включив GPS, я понял, что мы проскочили мимо останцов, идя правее, чем требовалось. Пришлось возвращаться назад около 600 метров, так мы оказались на месте.



Останцы обрывались на широкую долину, разделяющую две главные гряды хребта Зигальга.



Вид прямо от нашего лагеря этим вечером.

Место для лагеря мы нашли на небольшом травяном пятачке, подступающем вплотную к камням на краю обрыва. Гряда останцов шла вдоль глыбового ската, отделяя его от горно-таежного плато. Мы прошли вдоль останцов по тайге, выйдя к краю плато уже за останцами. Там, вплотную к камням склона, на небольшом травяном пятачке, мы нашли место для лагеря. На поиск этого места ушло где-то полчаса - всюду вроде ровно, но под травой торчат камни, палатку нигде не поставишь. Мы были мокрые, тайга была мокрой. Паша с Антоном обустроили лагерь, пока я ходил искать воду. Пришлось уйти далеко по лесу, к дальнему концу останцовой гряды, где между рассыпанными у подножия глыбами проглядывала вода. Набирать воду было стремно, в таком лесу попробуй только опусти голову - сразу мерещится, будто кто-то рядом шуршит кустами. Но то страхи. Похоже, медведя рядом не было. Друзья развели костер, мы сготовили еду, а угли накрыли на ночь куском камня, который в результате отлично сделал своё дело.

День 7, пятница. Весь следующий день мы находились в облаке, а первую половину дня еще и шел дождь. Часам к 11-ти мы уже отлежали все части тела в палатке. Паша оказался самым стойким, а мы с Антоном не утерпели, и пошли под дождем разводить костер, чтобы как-то развлечься. Хорошей новостью было то, что в тент набралось много воды, и мне не нужно было ходить через мокрый лес к старому месту. Плохой новостью - то, что все ветки были мокрыми, мы ничего не отложили под тент. Чудом удалось найти полусухие микроветочки под пологом одной из елей. Здесь не как в низовых лесах, ели "дырявые", промокают насквозь, дополнительно этому способствует не сплошь сомкнутый полог леса. Но с помощью вчерашних долежавших углей, горючей таблетки и такой-то матери мы смогли получить первый устойчивый огонь. Дальше в ход пошло уже всё, что было под рукой, вплоть до целых гнилых стволов и коряг. А там и дождь закончился. Так мы до вечера и костровали. Единственный за весь день просвет пронесло над нами уже после заката - на несколько секунд тучи разомкнулись, но потом воздух снова сковало плотным туманом.



Мокрота.



И туманище.



Один из стволов удачно обгорел, став похожим на рыбу.

День 8, суббота. Сегодня у нас был последний ходовой день. Планировали взять еще и воскресенье, но злостная авиакомпания отменила наш обратный рейс, пришлось выкручиваться. Зато погода сегодня нас побаловала, компенсировав недостаток времени комфортом ходьбы. В 4 часа утра я выбрался к останцам встретить рассвет.







Паша с Антоном спали в палатке. Когда солнце взошло, я обстоятельно прошелся по всей останцовой гряде. Часть ракурсов были еще перегорожены тенями, но это издержки.



Солнце вышло на склон, опушеный косматыми елями. Наш лагерь где-то справа за кадром.



Панорама, вид на торец останцовой гряды.



Ели на обрыве.



Гряда останцов, панорама. Слева Иремель, справа Поперечная.



Угрюмый косой утренний свет, ощущение севера и космоса.

Скоро и остальной народ проснулся, мы сготовили завтрак и собрались. Перед тем, как выйти на маршрут, полезли снова на останцы, чтобы снять их уже без теней. Погода в этот момент временно подпортилась, но все же оставалось скорее солнечной, чем пасмурной.



Перед выходом, дымим.



Панорама вперед по останцовой гряде.


Прокрутка панорамы. Не даром Урал называли Каменным Поясом - камней и правда завались.



Небольшое "жерло", на дне которого скопилась вода.

Но теперь нам пора было в путь. Требовалось выйти на уже знакомую нам тропу Тюлюк - Поперечная. Погода была солнечная и теплая, но болото никто не отменял. По залитому водой редколесью мы шли где-то полтора часа, ориентируясь по солнцу. На тропу в итоге вышли, и достигли по ней начала спуска к Тюлюку. План был уйти по ближней к Тюлюку гряде налево, тем самым сделав небольшую 2.5-километровую радиалку к тамошним крупным останцам. Тропы туда не было, потому нам пришлось прорываться через успевшую вымахать до уровня подбородка траву. Паша решил, что с него хватит, мы отпустили его на тропу, чтобы он мог спуститься к Тюлюку и там просушиться - все же для него это был первый поход, и оказался этот поход незапланированно мокрым. Мы полагали, что тропа выходит к подвесному мосту - больно уж легко экипированных туристов мы пропускали навстречу в первые дни похода. Напомню, неделю назад, когда мы поднимались, начала тропы мы не видели - переходили Юрюзань вброд в другом месте, а на тропу вышли, срезав через лес.

Но тем временем мы с Антоном пошли навстречу скоплению крупных останцов. Здесь уже был более нижний ярус леса, с высокими деревьями. Видимости вдаль никакой - помогал навигатор, иногда направление подсказывал рельеф. Первые останцы попались нам довольно скоро, приведя нас в щенячий восторг. Останцы напоминали прорванное жерло застывшей лавы - их кольцевая стена посередине была обвалена, и внутрь можно было пролезть. Что мы и сделали.



Крупные останцы, выше деревьев.



Забрались. В кадре Антон.

До следующих останцов мы чапали довольно долго, километра полтора. Зато с них открывался вид на внутреннюю долину Зигальги с ее каменными реками.



Ракурс с елочками. Внизу долина с каменными реками.



Вид вперед по гряде, на один из видимых останцов мы сейчас пойдем.

По пути к следующим останцам мы к своему удивлению выбрели на тропу. Это была старая туристическая тропа, и идти по ней получилось совсем недолго - покуда полог леса был темный. Дальше, на светлых полянах, пошла высоченная трава, и тропа в ней полностью растворилась. Но к намеченному останцу мы все-таки вышли. Долго думали, как к нему подступиться. Опыт подсказывал, что непокоримых останцов не бывает, но убиваться насмерть тоже не хотелось. Выбраться наверх таки удалось, и в награду был получен красивый вид вдоль гребня хребта. Хребет постепенно "падает" вниз, через несколько километров заканчиваясь.




Время поджимало. Паша должен был вызвать такси на 16:30, а мы уже сейчас понимали, что к назначенному сроку не успеваем. Пришлось идти назад практически без отдыха. Я опасался, что натру ноги в мокрых ботинках, но как-то обошлось. Через два часа мы вышли к Юрюзани. Каково было наше удивление, когда мы поняли, что никакого моста нет! Тропа, ставшая дорогой, прыгала прямо в реку, пересекая ее вброд. Но вот незадача - после недели дождей воды в реке прибавилось - уровень поднялся на полметра, а течение ускорилось раза в полтора. Пашу тоже было не видать. Пришлось кумекать. Мы усморели ответвление тропы, уходящее вдоль реки, в сторону места, где мы пересекали брод ранее. Тропа правда скоро растворилась в кустах и болоте. Но что поделать. Промокнув и поборовшись с ветками, мы выбрались к старому броду. На том берегу стоял Паша, и докричал нам примерную картину происходящего: реку нужно было переплывать. Таксист уже ждал нас. Мы с Антоном перепаковали рюкзаки, и на них голышом переправились. Это был первый поход на моей памяти, после которого мы садились в самолет в банных тапочках и подштанниках. Но оно того стоило!

Конец. Читайте также фотоотчет an-2

зигальга, останцы, южный урал

Previous post Next post
Up