![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6305/154712240.15/0_875e1_999f9eed_L.jpg)
Оглавление:
- Станция Гайворон
- Гонки за Голованевским поездом
- Поездка в Рудницу
(
Ноябрьская поездка на Гайворонскую УЖД)
(
Перейти к глобальному оглавлению)
Утром мы пошли сперва на станцию - нужно было встретить поезд из Рудницы, тот же, который мы встречали вчера утром. Этот поезд, кстати говоря, в Руднице ночует, и выходит оттуда в 4 утра. Очень вскоре после его прибытия в Гайворон должно последовать отправление из Гайворона поезда на Голованевск. Не ясно еще было, в каком виде будут совмещены эти два события. На фото - "старичок" возле вокзала.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_837bc_57b7730_XXL.jpg)
Утро было солнечным, погода сегодня сделала подарок. Однако со стороны депо послышался свисток, и мы поняли, что первым выезжает локомотив для Голованевского поезда. Здесь была некоторая конкуренция, потому что нельзя было снять одновременно этот локомотив и поезд из Рудницы, прибывающие с разных сторон.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6207/154712240.15/0_837bd_b8ab79b0_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6207/154712240.15/0_83848_385e581c_XXL.jpg)
И действительно, тут же появился поезд из Рудницы. Снять его прибытие в Гайвороне едва ли можно было с какого-то другого ракурса, чем вчера. Сколько вагонов придет из Рудницы, мы уже знали. Пассажиров вышло много. Рудница находится примерно в 80 километрах узкоколейного пути отсюда, эта станция также совмещена с широкой колеей, но с тем отличием, что таковой строилась изначально. В Руднице узкоколейка соприкасается с линией Жмеринка - Одесса, и сейчас узкоколейка - самый удобный способ для жителей Гайворона попасть к поездам дальнего следования, идущим на Одессу, Киев, Львов. С тем лишь нюансом, что выбор времени суток для путешествия не велик, да и не все поезда останавливаются в Руднице.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_83849_48dae905_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6106/154712240.15/0_8384a_818630f5_XXL.jpg)
Начались маневры. ТУ2-071, прибывший из Рудницы, и ТУ2-179, вышедший из депо, поменялись местами на путях, причем я уже понадеялся на чудо, что на Голованевск пойдет также 3 вагона.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6106/154712240.15/0_8384b_3b2bee97_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6106/154712240.15/0_8384c_46095d86_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_8384d_8057e769_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6207/154712240.15/0_8384e_ce57c30b_XXL.jpg)
Но нет - пошел по стандарту один вагон. Его отправление - на кадре внизу. Какие маневры производил далее ТУ2-071, и увез ли он платформы с рельсами, для нас осталось за кадром, так как мы поспешили на привокзальную площадь, где нас должен был ждать дядя Миша - нам было необходимо срочно догнать Голованевский поезд! Но можно догадаться, что 071 отцепит нужное количество вагонов для дневного поезда, и уедет в депо.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6107/154712240.15/0_8384f_fa8bfdda_XXL.jpg)
Были разные мысли о том, ждет ли нас дядя Миша на площади. Все-таки где вчера, а где сегодня, тем более в такую рань в выходной день. В уме был наготове вариант с экстренным поиском такси. Но дядя Миша не подвел! Мужик он был веселый, и наши цели понял хорошо. Даже рассказал, что возил как-то таких же, имевших аналогичные цели. Ближайшим местом, где мы хотели снять поезд, была станция Хощевато - насчет ее у нас не было сомнений, что мы успеем - перегон с Гайворона на Хощевато длинный и не простой по рельефу, а вот автодорога гладкая и быстрая. В Хощевато к нам были вопросы у диспетчеров, станция там не привычная к посторонним. Сказали, мол, предупреждать надо. Правда дядя Миша их успокоил. Раньше на Хощевато была узкоколейная станция, а теперь - просто перегон. Станция теперь на широкой колее. Широкая колея идет здесь вдоль узкой от Гайворона, и продолжается дальше в виде подъездного пути. Широкую колею вдоль УЖД вели навстречу с Подгородной и с Гайворона в надежде сомкнуть эти линии, после чего разобрать узкоколейку - но распад СССР помешал. До смыкания ширококолейных "концов" не хватило 30-ти километров.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_83850_ef28e701_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6106/154712240.15/0_83852_9acdb5a1_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_83853_3f0a692_XXL.jpg)
Из Хощевато мы выбирались долго, и я уж забеспокоился. Но поезд мы все-таки догнали, как дядя Миша нам и гарантировал - даже удалось снять его на ходу на участке сближения шоссе с железной дорогой. Отсюда до Мощеной уже не далеко (Мощеная - это следующая запланированная точка съемки).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6107/154712240.15/0_83854_b887cc9a_XL.jpg)
Мощеная - очередная бывшая УЖД-станция. Сохранились здание вокзала с платформой, пакгауз и водонапорная башня. Платформа и пакгауз контактировали с разобранным боковым путем, на месте которого остались слабо различимые следы шпал.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_83855_d82f75bb_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_83981_eaca3386_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6207/154712240.15/0_83982_6d2864e0_XXL.jpg)
Следующей точкой был переезд с шоссе после Таужни. На саму Таужню тоже стоило бы заехать (хотя бы попробовать успеть), о чем я сейчас жалею. Здесь железная дорога делает большой крюк, а шоссе идет прямо - так что времени до поезда оставалось в достатке. Зато можно было не спеша выбрать достойную точку съемки. Я потренировался залезать на большой ящик, чтобы при появлении поезда оперативно забраться и сделать кадр. Широкая колея заканчивается через километр после Таужни, дальше узкоколейный путь идет свободно и естественно (собственно здесь мы видим).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6106/154712240.15/0_83984_f04ba031_XXL.jpg)
Следующий участок УЖД - самый сложный - пересечение долины реки Синица. Синицу узкоколейка пересекает по протяженной и высоченной насыпи, не уступающей по масштабам насыпям ширококолейных линий. Снять поезд на этой насыпи - это была одна из моих мотиваций поехать сюда. На реке Синица здесь располагается крупный поселок Ульяновка, в котором находится станция Грушка, обслуживавшая ранее несколько предприятий поселка. В итоге здесь получается интереснейший ансамбль, причем полностью в узкоколейном мире. Точка съемки поезда на насыпи была продумана заранее, и приехать туда нам удалось чуть загодя, хоть и времени было впритык. Когда-то путь, идущий по насыпи, был выверен идеально, но сейчас, при сохранении возвышения внешнего рельса в кривой, бугристость и "поплывшесть" пути пугает. Насыпь неравномерно просела за долгие годы. Если поезд здесь сойдет с рельс, под откос лететь далеко.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/154712240.15/0_83985_938f6931_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6107/154712240.15/0_83986_2e19ef4b_XXL.jpg)
Вот и он, долгожданный состав показался из-за изгибов. Скорость обычная. В последний момент я запланировал перебраться на другую сторону пути, и заранее выверил допустимое расстояние по поезда, чтобы не перепугать машинистов своим внезапным перебеганием. Такую капитальную насыпь на действующей УЖД можно снять только здесь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6107/154712240.15/0_83988_feaf2881_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6107/154712240.15/0_83989_ec8b56f_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6306/154712240.15/0_875dd_9bdd60c8_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6303/154712240.15/0_875de_255f3808_XXL.jpg)
Дальше меня ждал сюрприз, потому что поезд начал подтормаживать перед шлагбаумом на переезде, и я успел добежать туда и снять всё действо. Шлагбаумы на узкоколейке закрыты в пользу автомобиля, то есть узкоколейка не в приоритете - поезда ходят уж чересчур редко. Потому машинисты поезда самостоятельно поворачивают шлагбаумы, перекрывая ими автодорогу, и открывая путь себе - для этого у них есть ключи от замков (страшно подумать, что будет, если забудут ключ). После пропуска поезда следует очередная остановка для возврата шлагбаумов в исходное положение. Весь этот процесс дал нам некоторую фору, а дядя Миша был наготове нас подхватить.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/154712240.15/0_875df_be500f41_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6303/154712240.15/0_875e0_dc2b2df_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6305/154712240.15/0_875e1_999f9eed_XXL.jpg)
В Ульяновке сегодня был базар, и более того - именно по датам базара ходит поезд. Базар усложнил нам задачу достижения станции Грушка - нужно было ехать по центральной улице, где машины шли плотным потоком вместе с людьми, таскающими мешки с картошкой, помидоры и поросят. Скорость была удручающей, нервишки, я помню, напряглись тогда. Но каким-то чудом мы успели. Поезд уже стоял на станции, но бабушки разгружались долго - вот уж по-хорошему удружили! И не забываем, что шлагбаум машинисты за собой закрывали.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6307/154712240.15/0_875e2_4bff70d5_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/154712240.15/0_875e3_10cefd5d_XXL.jpg)
На Грушке было 3 пути - больше, чем в Голованевске. Раньше путей было 4, и еще один шел вдоль забора, как погрузочный. За забором находится сахарный завод, на него тоже был подъездной путь, ныне разобранный - причем на заводе остался отрезанным тепловоз ТУ4, точнее теперь уже его заржавевший остов. На заднем плане первого кадра видны ворота - может за ними и продолжались какие-то рельсы, но на исследование времени в этот раз не было. Были от Грушки и другие подъездные пути - в районе базара мы пересекали остатки переезда, где рельсы были видны в асфальте. Видно, что функционировали в Грушке также пакгауз и разгрузочная платформа - путь к ним был видимо тупиковый, сейчас разобран. Боковой путь, дальний от вокзала, способен вместить очень длинный состав (если сцепить все единицы подвижного состава, имеющиеся на УЖД в данный момент, наверное впритык этого пути и хватит). Ближний к вокзалу путь выглядел полумертвым. В этой поездке я не мог догадываться, что в следующем году дальний боковой путь разберут, и Грушка перестанет быть трехпутной. Останется в живых как раз ближний путь, более короткий. Вообще, судьба грушки интересна. Формально она станцией не считается, на ней нет семафоров, и на схемах и справочниках она значится остановочным пунктом. Станция Голованевск находится в 15 километрах, то есть довольно близко - как правило, при такой длине перегона администрация не видит надобности в "лишней" станции. Но Грушка пока сохранена - видимо, как следующий пункт подвода широкой колеи, когда ее будут продлевать от Голованевска.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/154712240.15/0_875e4_85270fe5_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/154712240.15/0_875e5_274c7f87_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6210/154712240.15/0_875e6_146c8df6_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6303/154712240.15/0_875e7_fa2e4658_XXL.jpg)
Станция Грушка находится еще на склоне, полный выход ЖД из долины будет чуть дальше. Сразу после станции - еще один переезд со шлагбаумом. Весь процесс заново. Виден хороший подуклон в кривой. Кривая здесь ровная, гладкая, выглядит серьезно, выходящая из-за поворота. Когда-то по этой кривой проходили со скрипом длинные грузовые поезда, и Ульяновка их встречала. А сейчас поезд выглядит призраком, проходя внезапно, после двух-трех дней безмолвия, по казалось бы забытому, утопшему в дёрне пути среди пустынного поселка. Станция Грушка хранит в себе много истории.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/154712240.15/0_875e8_656cc55b_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6305/154712240.16/0_875e9_53587e8a_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/154712240.16/0_875ea_6faae537_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/154712240.16/0_875eb_c13ab1e1_XXL.jpg)
После Грушки - мост автодороги Киев - Одесса над узкоколейкой. Когда строили новую дорогу здесь, поступало предложение узкоколейку разобрать, чтобы не строить мост. Правда, если широкую колею поведут в будущем, мост все равно понадобится. И опять же сравнение - широкая дорога, по которой часто ходят машины, и угасающая узкоколейка, где поезд идет три раза в неделю. Участок Гайворон - Голованевск лежит в первой группе риска, его потеря может случиться неожиданно, потому не стоит фотографам надолго бросать его.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/154712240.16/0_875ec_862b4184_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6308/154712240.16/0_875ed_7bb0bd8b_XXL.jpg)
Станция Голованевск - ранее промежуточная, одна из многих. После "ампутации" линии до Подгородной Голованевск стал конечным пунктом. Основной поселок находится основательно вдали от ЖД, возле станции - лишь небольшой его пригород. Сейчас эта станция пересадочная, здесь стыкуются узкоколейный и ширококолейный поезда. Семафор здесь один, с горловины на перегон. Трос семафора проведен по трубе под дорогой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/154712240.16/0_875ee_e760bd50_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/154712240.16/0_875ef_58ebd22e_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6308/154712240.16/0_875f1_ead01535_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6301/154712240.16/0_875f2_5b44e7e7_XXL.jpg)
Раньше на месте широкой колеи были узкоколейные пути. Голованевск был крупной станцией, путей на шесть. Амбары вдоль ширококолейного пути еще старые, изначально прилегали к узкоколейному пути. После прокладки широкой колеи и разборки южной стороны станции, в узкоколейном Голованевске осталось 3 пути. Третий путь шел вдоль пакгаузов, и был разобран в 2007 году. Теперь в Голованевске осталось минимальное количество путей - два.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/154712240.16/0_875f3_457ca7b6_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/154712240.16/0_875f4_f9cc0e93_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6300/154712240.16/0_875f5_fda55c71_XXL.jpg)
Пассажирская платформа находится в конце нынешнего путевого развития, хотя в прошлом и после нее были стрелки. Путь некоторое время идет, а потом обрывается - дальше линия разобрана. Для обгона состава нужно сдавать назад после высадки пассажиров. Поезд прибыл - не так уж долго мы его ждали. Рядом ждет отправления состав на Подгородную. Стыковка точная - люди с Подгородной смогут уехать в Гайворон, а с Гайворона - в Подгородную.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6111/154712240.16/0_875f6_8595c959_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6211/154712240.16/0_875f7_186bca98_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6303/154712240.16/0_875f9_b7d4405e_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6304/154712240.16/0_875fa_a6b58a19_XXL.jpg)
Снять маневры мы уже не успевали - у дяди Миши оставалось всего лишь около 35 минут, чтобы отвезти нас в Гайворон к отправлению поезда на Рудницу. На этом поезде мы планировали в эту самую Рудницу и съездить. Так что очень скоро мы прыгнули в машину и понеслись!