Экспресс-выходные на Гайворонской УЖД - 07-08.04.2012 - 2 - Гонки за Голованевским поездом

Mar 30, 2015 22:32




Оглавление:
  1. Станция Гайворон
  2. Гонки за Голованевским поездом
  3. Поездка в Рудницу
( Ноябрьская поездка на Гайворонскую УЖД)
( Перейти к глобальному оглавлению)

Утром мы пошли сперва на станцию - нужно было встретить поезд из Рудницы, тот же, который мы встречали вчера утром. Этот поезд, кстати говоря, в Руднице ночует, и выходит оттуда в 4 утра. Очень вскоре после его прибытия в Гайворон должно последовать отправление из Гайворона поезда на Голованевск. Не ясно еще было, в каком виде будут совмещены эти два события. На фото - "старичок" возле вокзала.




Утро было солнечным, погода сегодня сделала подарок. Однако со стороны депо послышался свисток, и мы поняли, что первым выезжает локомотив для Голованевского поезда. Здесь была некоторая конкуренция, потому что нельзя было снять одновременно этот локомотив и поезд из Рудницы, прибывающие с разных сторон.





И действительно, тут же появился поезд из Рудницы. Снять его прибытие в Гайвороне едва ли можно было с какого-то другого ракурса, чем вчера. Сколько вагонов придет из Рудницы, мы уже знали. Пассажиров вышло много. Рудница находится примерно в 80 километрах узкоколейного пути отсюда, эта станция также совмещена с широкой колеей, но с тем отличием, что таковой строилась изначально. В Руднице узкоколейка соприкасается с линией Жмеринка - Одесса, и сейчас узкоколейка - самый удобный способ для жителей Гайворона попасть к поездам дальнего следования, идущим на Одессу, Киев, Львов. С тем лишь нюансом, что выбор времени суток для путешествия не велик, да и не все поезда останавливаются в Руднице.





Начались маневры. ТУ2-071, прибывший из Рудницы, и ТУ2-179, вышедший из депо, поменялись местами на путях, причем я уже понадеялся на чудо, что на Голованевск пойдет также 3 вагона.







Но нет - пошел по стандарту один вагон. Его отправление - на кадре внизу. Какие маневры производил далее ТУ2-071, и увез ли он платформы с рельсами, для нас осталось за кадром, так как мы поспешили на привокзальную площадь, где нас должен был ждать дядя Миша - нам было необходимо срочно догнать Голованевский поезд! Но можно догадаться, что 071 отцепит нужное количество вагонов для дневного поезда, и уедет в депо.




Были разные мысли о том, ждет ли нас дядя Миша на площади. Все-таки где вчера, а где сегодня, тем более в такую рань в выходной день. В уме был наготове вариант с экстренным поиском такси. Но дядя Миша не подвел! Мужик он был веселый, и наши цели понял хорошо. Даже рассказал, что возил как-то таких же, имевших аналогичные цели. Ближайшим местом, где мы хотели снять поезд, была станция Хощевато - насчет ее у нас не было сомнений, что мы успеем - перегон с Гайворона на Хощевато длинный и не простой по рельефу, а вот автодорога гладкая и быстрая. В Хощевато к нам были вопросы у диспетчеров, станция там не привычная к посторонним. Сказали, мол, предупреждать надо. Правда дядя Миша их успокоил. Раньше на Хощевато была узкоколейная станция, а теперь - просто перегон. Станция теперь на широкой колее. Широкая колея идет здесь вдоль узкой от Гайворона, и продолжается дальше в виде подъездного пути. Широкую колею вдоль УЖД вели навстречу с Подгородной и с Гайворона в надежде сомкнуть эти линии, после чего разобрать узкоколейку - но распад СССР помешал. До смыкания ширококолейных "концов" не хватило 30-ти километров.






Из Хощевато мы выбирались долго, и я уж забеспокоился. Но поезд мы все-таки догнали, как дядя Миша нам и гарантировал - даже удалось снять его на ходу на участке сближения шоссе с железной дорогой. Отсюда до Мощеной уже не далеко (Мощеная - это следующая запланированная точка съемки).




Мощеная - очередная бывшая УЖД-станция. Сохранились здание вокзала с платформой, пакгауз и водонапорная башня. Платформа и пакгауз контактировали с разобранным боковым путем, на месте которого остались слабо различимые следы шпал.






Следующей точкой был переезд с шоссе после Таужни. На саму Таужню тоже стоило бы заехать (хотя бы попробовать успеть), о чем я сейчас жалею. Здесь железная дорога делает большой крюк, а шоссе идет прямо - так что времени до поезда оставалось в достатке. Зато можно было не спеша выбрать достойную точку съемки. Я потренировался залезать на большой ящик, чтобы при появлении поезда оперативно забраться и сделать кадр. Широкая колея заканчивается через километр после Таужни, дальше узкоколейный путь идет свободно и естественно (собственно здесь мы видим).




Следующий участок УЖД - самый сложный - пересечение долины реки Синица. Синицу узкоколейка пересекает по протяженной и высоченной насыпи, не уступающей по масштабам насыпям ширококолейных линий. Снять поезд на этой насыпи - это была одна из моих мотиваций поехать сюда. На реке Синица здесь располагается крупный поселок Ульяновка, в котором находится станция Грушка, обслуживавшая ранее несколько предприятий поселка. В итоге здесь получается интереснейший ансамбль, причем полностью в узкоколейном мире. Точка съемки поезда на насыпи была продумана заранее, и приехать туда нам удалось чуть загодя, хоть и времени было впритык. Когда-то путь, идущий по насыпи, был выверен идеально, но сейчас, при сохранении возвышения внешнего рельса в кривой, бугристость и "поплывшесть" пути пугает. Насыпь неравномерно просела за долгие годы. Если поезд здесь сойдет с рельс, под откос лететь далеко.





Вот и он, долгожданный состав показался из-за изгибов. Скорость обычная. В последний момент я запланировал перебраться на другую сторону пути, и заранее выверил допустимое расстояние по поезда, чтобы не перепугать машинистов своим внезапным перебеганием. Такую капитальную насыпь на действующей УЖД можно снять только здесь.







Дальше меня ждал сюрприз, потому что поезд начал подтормаживать перед шлагбаумом на переезде, и я успел добежать туда и снять всё действо. Шлагбаумы на узкоколейке закрыты в пользу автомобиля, то есть узкоколейка не в приоритете - поезда ходят уж чересчур редко. Потому машинисты поезда самостоятельно поворачивают шлагбаумы, перекрывая ими автодорогу, и открывая путь себе - для этого у них есть ключи от замков (страшно подумать, что будет, если забудут ключ). После пропуска поезда следует очередная остановка для возврата шлагбаумов в исходное положение. Весь этот процесс дал нам некоторую фору, а дядя Миша был наготове нас подхватить.






В Ульяновке сегодня был базар, и более того - именно по датам базара ходит поезд. Базар усложнил нам задачу достижения станции Грушка - нужно было ехать по центральной улице, где машины шли плотным потоком вместе с людьми, таскающими мешки с картошкой, помидоры и поросят. Скорость была удручающей, нервишки, я помню, напряглись тогда. Но каким-то чудом мы успели. Поезд уже стоял на станции, но бабушки разгружались долго - вот уж по-хорошему удружили! И не забываем, что шлагбаум машинисты за собой закрывали.





На Грушке было 3 пути - больше, чем в Голованевске. Раньше путей было 4, и еще один шел вдоль забора, как погрузочный. За забором находится сахарный завод, на него тоже был подъездной путь, ныне разобранный - причем на заводе остался отрезанным тепловоз ТУ4, точнее теперь уже его заржавевший остов. На заднем плане первого кадра видны ворота - может за ними и продолжались какие-то рельсы, но на исследование времени в этот раз не было. Были от Грушки и другие подъездные пути - в районе базара мы пересекали остатки переезда, где рельсы были видны в асфальте. Видно, что функционировали в Грушке также пакгауз и разгрузочная платформа - путь к ним был видимо тупиковый, сейчас разобран. Боковой путь, дальний от вокзала, способен вместить очень длинный состав (если сцепить все единицы подвижного состава, имеющиеся на УЖД в данный момент, наверное впритык этого пути и хватит). Ближний к вокзалу путь выглядел полумертвым. В этой поездке я не мог догадываться, что в следующем году дальний боковой путь разберут, и Грушка перестанет быть трехпутной. Останется в живых как раз ближний путь, более короткий. Вообще, судьба грушки интересна. Формально она станцией не считается, на ней нет семафоров, и на схемах и справочниках она значится остановочным пунктом. Станция Голованевск находится в 15 километрах, то есть довольно близко - как правило, при такой длине перегона администрация не видит надобности в "лишней" станции. Но Грушка пока сохранена - видимо, как следующий пункт подвода широкой колеи, когда ее будут продлевать от Голованевска.







Станция Грушка находится еще на склоне, полный выход ЖД из долины будет чуть дальше. Сразу после станции - еще один переезд со шлагбаумом. Весь процесс заново. Виден хороший подуклон в кривой. Кривая здесь ровная, гладкая, выглядит серьезно, выходящая из-за поворота. Когда-то по этой кривой проходили со скрипом длинные грузовые поезда, и Ульяновка их встречала. А сейчас поезд выглядит призраком, проходя внезапно, после двух-трех дней безмолвия, по казалось бы забытому, утопшему в дёрне пути среди пустынного поселка. Станция Грушка хранит в себе много истории.







После Грушки - мост автодороги Киев - Одесса над узкоколейкой. Когда строили новую дорогу здесь, поступало предложение узкоколейку разобрать, чтобы не строить мост. Правда, если широкую колею поведут в будущем, мост все равно понадобится. И опять же сравнение - широкая дорога, по которой часто ходят машины, и угасающая узкоколейка, где поезд идет три раза в неделю. Участок Гайворон - Голованевск лежит в первой группе риска, его потеря может случиться неожиданно, потому не стоит фотографам надолго бросать его.





Станция Голованевск - ранее промежуточная, одна из многих. После "ампутации" линии до Подгородной Голованевск стал конечным пунктом. Основной поселок находится основательно вдали от ЖД, возле станции - лишь небольшой его пригород. Сейчас эта станция пересадочная, здесь стыкуются узкоколейный и ширококолейный поезда. Семафор здесь один, с горловины на перегон. Трос семафора проведен по трубе под дорогой.







Раньше на месте широкой колеи были узкоколейные пути. Голованевск был крупной станцией, путей на шесть. Амбары вдоль ширококолейного пути еще старые, изначально прилегали к узкоколейному пути. После прокладки широкой колеи и разборки южной стороны станции, в узкоколейном Голованевске осталось 3 пути. Третий путь шел вдоль пакгаузов, и был разобран в 2007 году. Теперь в Голованевске осталось минимальное количество путей - два.






Пассажирская платформа находится в конце нынешнего путевого развития, хотя в прошлом и после нее были стрелки. Путь некоторое время идет, а потом обрывается - дальше линия разобрана. Для обгона состава нужно сдавать назад после высадки пассажиров. Поезд прибыл - не так уж долго мы его ждали. Рядом ждет отправления состав на Подгородную. Стыковка точная - люди с Подгородной смогут уехать в Гайворон, а с Гайворона - в Подгородную.







Снять маневры мы уже не успевали - у дяди Миши оставалось всего лишь около 35 минут, чтобы отвезти нас в Гайворон к отправлению поезда на Рудницу. На этом поезде мы планировали в эту самую Рудницу и съездить. Так что очень скоро мы прыгнули в машину и понеслись!

ульяновка, ужд, pafawag, хощевато, грушка, ту2, мощеная, ту2-071, ту2-179, гайворон, голованевск

Previous post Next post
Up