Байкал 2013 - день 4, 5, 6 - Мыс Половинный и окрестности

Jan 28, 2014 23:31

Сейчас мы переносимся на южный Байкал, в совершенно другой ландшафт. Юг Байкала - место с максимальным количеством осадков на озере. Здесь растет мелколиственный или смешанный лес, естественным образом изреженный - зимними ветрами в основном. Под ярусом леса находится высокотравный луг.

В этой статье моего журнала представлены красочные фотографии данного природного района, коих не хватает в текущей статье.

Юг озера целиком обрамлен Кругобайкальской железной дорогой. В месте нашего пребывания располагается промежуток пути, являющийся историческим памятником. Так как естественный берег озера имеет здесь средний уклон более 45 градусов, железная дорога располагается на полностью вырубленной в скале, или отсыпанной на воду площадке - в этих местах береговая линия изменена. В тех местах, где железная дорога проходит по тоннелям внутри берега, можно наблюдать участки естественной береговой линии, но пешком вдоль берега вне железной дороги как правило пройти нельзя - берег обрывист, и чем ближе к воде, тем экстремальнее его уклон. С рельефом в этих местах настолько сложно, что к мысу Половинный и к его окрестным поселкам не подходит никаких автомобильных дорог. Добраться до поселков можно по железной дороге или по водным путем.

Были времена, когда железная дорога довольно хорошо вписывалась в природу - все столбы были деревянными, а пути изрядно заросшими. В последние десятилетия РЖД подпортило ее природный вид, вкопав бетонные столбы и подсыпав свежий щебень. Поэтому в нашу поездку я старался снимать фотографии, на которые железная дорога не попадает, или попадает мелким планом.

На мыс Половинный мы добрались с Иркутска по железной дороге - сначала электричкой до Слюдянки, и после рельсовым автобусом Слюдянка - Байкал, который ходит к слову не каждый день. На Половинном у нас была забронирована турбаза "Лесная Сказка". Сразу скажу, что нареканий по турбазе не было. Интересно, что продукты здесь используются в основном местные - выращенные на турбазе, или же привезенные из окрестных поселков, жители которых ведут грядочно-молочный бизнес. Мы заселились, и в оставшуюся часть вечера пошли прогуляться вверх по течению реки Половинной - это сравнительно крупная река, впадающая в озеро рядом с мысом.


 


Вдоль реки шла тропа, по которой теоретически можно было уйти на десятки километров. Таких муравейников, как на фото, нам встретилось несколько. Жизнь в здешнем лесу гораздо более сгущена, если сравнивать с окрестностями вчерашней бухты Крестовой.




Мы выбрали место, чтобы спуститься к реке.


 
 


Девушек мы оставили бояться высоты и муравьев.




На следующий день мы пошли в сторону поселка Маритуй и одноименной станции. Большую часть пути железная дорога портила вид свежим щебнем, однако была и пара мест, где пути можно было запустить в кадр.


 
 


Река Маритуй спускается с гор.




Самое интересное занятие в этих местах - ходить по горам. Только таким образом можно по достоинству оценить здешнюю природу. Наш подъем начался со влажных зарослей у реки.




Виды наверху. В конце августа цветут лишь немногие растения, все местные "звезды программы" уже отцвели.


 
 


Через мыс проходит самый длинный тоннель на дороге, а над тоннелем есть и тропа поверху - так что всегда есть альтернатива для пешеходов - либо без подъемов, но по темноте, либо посветлу, но с физнагрузками. На той стороне мыса есть пляж. Видно, что место чрезмерно посещаемое - это немного коробит. В лесу, где я стою, всё по традициям - семечки, кучки туалетной бумаги. Мыс Половинный слишком уж досягаем для иркутчан.




В последний день мы решили изучить сам мыс. Это участок суши в форме толстого пальца, вдающийся на полтора километра в озеро. Место, не тронутое железной дорогой. По мысу проходят немногочисленные тропинки. Представители серого большинства далеко по ним не уходят, потому на нашем пути мы не заметили мусора. Да и тропинки натоптаны лишь относительно. Одна из тропинок проходит в глубине мыса.


 


Более заметная тропа идет по крутому краю мыса. Таков естественный берег Байкала, не измененный железной дорогой.


 


Поиски макушки мыса закончились провалом, и мы пошли купаться на уже изученный нами пляж. Вода в озере была ледяная, ноги на 5-ю секунду сводило даже после нескольких предварительных заходов. Так что единственным способом искупаться было запрыгнуть в воду сразу целиком, а потом вылезти так же быстро.


 
 


Прибыл корабль модели "Баргузин", который должен увезти нас в Иркутск.




Оказалось, что судно будет стоять здесь 3 часа. По фотографии не понятно, но на самом деле ради этих 3-х часов на корабле приехала куча народа. Люди расползлись по сувенирным лавкам, покрыв равномерным слоем ЖД-мост и всё пространство рядом с дельтой реки. До кучи через час пришел поезд "Золотой Орел" с кучей американских туристов. Мы узнали всю правду о Половинном. С корабля включили музыку в стиле "Снова стою одна, снова курю, мама, снова" и "Одиночество сука". Большинство людей стояли на одном месте, покуривая сигареты или потягивая бутылочку - лучше бы они сидели дома. С другой стороны хорошо, что эти толпы ограничились малым пространством. Нам было невыносимо на это смотреть, и мы пошли снова гулять по тропинкам.




На этот раз мы нашли "макушку" мыса - там был пляж, судя по всему известный в узких кругах.


 
 
 


На этом конец. В следующей части будут виды с корабля.

байкал, кбжд, маритуй, половинный

Previous post Next post
Up