Татарское казачество в Сибири

Jul 25, 2019 11:35

На научно-практической конференции «История казачества Западной Сибири», посвященной истории казачества в тюменском регионе, впервые был поднят вопрос о существовании в Сибири мусульманского татарского казачества. О нем рассказывает ученый секретарь Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, кандидат исторических наук Зайтуна Тычинских.

- Зайтуна Аптрашитовна, как известно, представления о казачестве обычно тесно связаны с понятиями о казачьей вольнице и православии. Но ведь в той же Сибири еще остались те татары, кто помнит своих предков-мусульман, проходивших службу именно в казачьих частях?

- Да, главные постулаты казачества претерпевают определенные изменения в Западной Сибири, где, наряду с русскими православными казачьими командами, длительное время существовали и татарские. Причем на протяжении всего периода своего существования татарские казачьи команды оставались «магометанскими» и формировались исключительно по принципу «служилости», то есть на основе несения службы.

Татарское служилое сословие «йомышлы» начало формироваться практически сразу после завоевания Сибири. Уже в 1595 году в гарнизоне города Тюмени имелись служилые татары. А в 1598 году, во время последнего похода на хана Кучума, тобольский воевода Андрей Воейков поручил отдельную операцию отряду, в который входили 40 казаков и 60 татар. Как предполагал Г.Ф. Миллер, отдельные служилые татары были приняты на военную службу по особому распоряжению Ермака.

Семен Ремезов сообщает, что после поражения в августе 1598 года Кучум с небольшим числом своих сторонников направился в Ногайскую землю, где был убит, а его люди «приидоша ко граду Тобольску и приложася ясак платити, овии же крестишася во христианство и поверстаны в службу в новокрещенский список, овии же мурзы и мурзичи, 300 человек поверстаны в службу и оклад им учинен по 15 рублей и по 7-ми.
И поставиша русского голову, чиновника».

По всей видимости, именно эти 300 «мурз и мурзичей» впоследствии составили основу контингента служилых татар главного сибирского города Тобольска. Численность их почти не менялась и оставалась в Тобольске в течение всего XVII века в пределах 250 - 255 человек. Таким образом, основа служилого татарского войска складывается из представителей военно-служилой элиты Сибирского ханства.

Потомки служилых татар вели свои родословные от военно-феодальной верхушки Сибирского ханства. Многие из них были связаны происхождением со знатными родами тюрко-монгольского мира. Поступив «за многие привилегии» на царскую службу и сохранив в определенной мере свои прежние права, они составили особый разряд так называемых «юртовских служилых татар», выделенных из основной массы ясачных людей».

В конце XVI века из юртовских татар были сформированы команды, сосредоточенные в Тобольске, Тюмени и Таре. Позже подобные подразделения появились в Томске, Кузнецке и Красноярске. Сумев привлечь на свою сторону сибирскую татарскую аристократию, Москва получила в их лице профессионально подготовленный военный контингент, не требующий значительных затрат на обучение и вооружение, который играл важную роль в процессе дальнейшей колонизации Сибири. В XVII веке служилые татары успешно выполняли возложенные на них функции, связанные, прежде всего, с несением конной службы.

В русские казачьи команды, как правило, набирались лишь те инородцы, которые приняли православную веру. Новокрещенные татары служили в русских либо литовских командах. Обычно они выделялись в отдельный список. По этому списку в 1633 году тобольских новокрещенных татар и новокрещенных казаков числилось 25 человек.

Поставленная Московским правительством важная стратегическая задача привлечь на свою сторону татарскую феодальную знать предписывала сибирским воеводам проявлять «береженье к ним и ласку» и не ущемлять религиозные чувства татар.

По данным историка С.В. Бахрушина, число служилых татар в XVII веке в Тобольске составляло около 250 человек, в Тюмени -75, на Таре - 36 человек. Общая же численность военно-служилого населения Тобольска составляла 730 человек, Тюмени - 334, Тары - 425 человек. По «Расписанию» Сибирского приказа 1737 года, в русских казачьих командах Тобольска было положено по штату 583 казака, в татарских - 364. По «Расписанию» 1849 года в Тобольском конном Сибирско-Татарском городовом казачьем полку числилось 1354 казака (по Тобольскому, Тюменскому и Ялуторовскому округам). В Тобольском русском пешем казачьем батальоне в это время числилось 1707 казаков. В середине XIX века общая численность Сибирского линейного казачьего войска составляла 11943 человека. Таким образом, на протяжении всего периода своего существования татарское казачество составляло весьма значительную часть сибирского казачьего войска.

Казаки «содержали везде стражу, употреблялись при построении слобод, отправляли разные службы по городам при воеводах, чинили сбор ясака в казну от ясашных народов и удерживали их в надлежащем повиновении начальству». Служилые татары направлялись в «соляные» походы на Ямыш-озеро. Позднее, в конце XVIII- начале XIX веков, когда необходимость в подобных мероприятиях отпала, казаки татарских сотен, наряду с русскими городовыми казаками, стали использоваться «для содержания стражи и посылок», «употребляться в разные городовые караулы» в земских судах Кургана, Ишима, Ялуторовска, а также служили в качестве переводчиков в приграничных крепостях.

В результате проведенных в 1822 году реформ в Западной Сибири были сформированы Тобольский городовой полк, Сибирский татарский казачий полк (с командами в Тобольске, Тюмени, Томске), Томский (с командами в Томске, Кузнецке, Нарыме). Положения «Устава о сибирских городовых казаках» и «Устава об инородцах» приводят к дальнейшей унификации прав и обязанностей русских казаков и казаков-татар, в том числе и в земельных вопросах. Завершается этот этап в 1868 году упразднением Сибирского Татарского казачьего полка.

Увы, но материальных свидетельств: наград, воинской формы, царских грамот, пожалованных в свое время казакам-мусульманам, проживавшим на территории Тобольска и Тобольского района, практически не осталось. Во времена установления Советской власти в Сибири многие из казаков, в том числе и мусульман, попрятали свидетельства своих прошлых заслуг перед царской властью. И теперь добыть эти доказательства можно, в основном, занимаясь поиском кладов, на которые богата земля Тобольская.

Михаил ИВАНЬКОВ



Зайтуна Тычинских, ученый секретарь ТГИАМЗ, кандидат исторических наук

http://grad.tobolsk.info/2010/04/138-tatarskoe-kazachestvo-v-cibiri

1860-1869, Тюмень, 1840-1849, военная служба, Тобольск

Previous post Next post
Up