Человека по имени Мостафа Николай I сослал в Сибирь за его «острый язык» и непослушание. Он поехал вместе с женой Минсылу. После высылки они захотели вернуться на свою родину. По пути остановились на маленькой поляне, чтобы немного отдохнуть, поесть и напоить лошадей. «Минсылу, посмотри вокруг. Какое красивое место! Может, не поедем в Казань, а будем только ездить туда в гости?», - спросил Мостафа. Да, на самом деле село Татарский Сингуль очень красивое: богатая природа, огромное озеро.
Сəел - в переводе означает очень красивое место. Они остались здесь жить. У них родились близнецы Мухамед и Сайфетдин. Потом от Мухамеда родились 10 детей; от Сайфетдина - шестеро. Так пошел древний род Булатовых, первых жителей с. Татарский Сингуль. Рассказывают также, что для того чтобы заработать деньги, Мостафа с женой поехали в г. Архангельск. Вскоре они там построили двухэтажный дом.
Еще, по словам старожилов, Екатерина II хотела проложить дорогу именно через село Татарский Сингуль, она сама побывала в этом селе. Ее подданные отметили несколько сосен, где должна была пройти дорога. Эти сосны до сих пор сохранены. Но одна боярыня сама давно мечтала проложить дорогу через город Ялуторовск, и поэтому дорога проложена через Ялуторовск.
Значение топонимических легенд и преданий сибирских татар трудно переоценить. В условиях отсутствия письменной истории сибирских татар они способны пролить свет на многие неизвестные страницы формирования географической карты современной Западной Сибири.
Процесс формирования топонимической системы сибирских татар имеет историю, уходящую в глубину веков. Самое первое упоминание о местных тюркоязычных племенах восходит к 1394 г. Сложение системы населенных пунктов происходило в основном при правлении хана Кучума, и было тесно связано с укреплением ислама в Западной Сибири. По географическим названиям селений можно судить о языковых предпочтениях создателей топонимов.
Сибирские татары хорошо знали, любили и гордились своей историей. В произведениях устного народного творчества они идеализировали свое прошлое, правивших в средние века ханов, государственных деятелей, военачальников. С большим уважением вспоминали умерших предков, стремились остаться верными их идеалам. К таким произведениям относится эпос «Идегей»,
записанный из уст сибирских татар в 1919 году.
В дастане «Едигей» фигурирует несколько топонимов, реально существующих и в наши дни. Например, в Западной Сибири существует ряд татарских селений, содержащих в структуре названия термин «коллар» (рабы), имеющих общий корень кол/кул «раб» с изафетной конструкцией капыкулу (государевы рабы, в переводе с турецкого).
Как правило, жители этих населенных пунктов были напрямую связаны с правителем Сибирского ханства Кучум ханом, принадлежали к религиозному и торговому бухарскому сословию.
Обзор селений, имеющих в составе термин «куллар», необходимо вести с востока на запад.
В древности тюркские племена проникали на территорию Сибири по водным артериям р. Иртыш, берущей начало как Черный Иртыш с территории Китая, а также мигрировали с прародины тюрков Алтая. Исламизация края происходила, по мнению наших информантов, «со стороны Казахстана», с левобережья Иртыша.
Самый восточный топоним с анализируемым термином в составе обнаружен нами в Томском районе Томской области - это Коларовский сельский совет.
В Омской области селения с названием «Куллары» относятся к тевризскому говору тоболо-иртышского диалекта сибирских татар. В 1960-е гг. в указанных ниже деревнях побывала научная экспедиция Казанского государственного университета во главе с Д.Г. Тумашевой: д. Ашеваны, Тибенде Усть-Ишимского района, Кипо-Куллары, Мало-Куллары, Утузы, Кускуны, Ай, Ташаткан, Байбы Тевризского района, д. Тайчи, Усть-Тамак, Качуково Знаменского района. Анализируемые комонимы кроме общепринятого официального названия имели и неофициальные названия. Кипо-Кулары Тевризского района Омской области называли Кипкуллар, Эйре. Эйре в переводе с древнетюркского означает «река». Компонент «эйре», претерпев фонетическую адаптацию, вошел в состав таких гидронимов и комонимов Тюменской области, как Ишайыр, Тахтайыр, Бумайыр, Салайыр, Йыгайыр, Булгайыр, Угымайыр, др. Мало-Куллары Тевризского района Омской области имеют неофициальное второе название «Нагорная», третье название Кышлау. «Кышлау» в переводе с тюркского означает «Место зимовки, зимовье».
На карте Сибирского ханства ХVI в., составленной членом Петербургской Академии наук Г.Ф. Миллером, городок Кулара расположен недалеко от Тебенди, на левом берегу Иртыша.
В начале ХХ в. в 1904 г. существовала Куларовская русская волость Тобольского уезда, в которую входили 38 населенных пунктов. На правой стороне Иртыша были волости Би Туртас, Кол Туртас (би - господин, кол - раб, подчиненный, зависимый). Термин «кол» (раб) вошел составной частью в гидронимы - реки с аналогичным названием Би Туртас, Кол Туртас. В Тобольском районе имеется озеро Кулларово.
В «Атласе Тюменской области» от 1971 г. отмечена русская деревня Накуларово Куларовского сельсовета Вагайского района. Со словом «коллар» связана история более десяти населенных пунктов Сибири. Этот термин «коллар» (рабы) хорошо знаком жителям ныне исчезнувших с карты области юрт Саусканских. Саусканы, «столица» Сибирской Бухарии, были основаны в начальный период исламизации Сибири торговым сословием, владевшим арабско-иранско-тюркским полилингвизмом.
Административное управление строилось на средневековых принципах. Легенды гласят, что д. Саускан и д. Абалак Тау (Татар Абалак, Подбугорная) основал красивый молодой человек по имени Саис. В арабском языке прилагательное «саис» означает «правитель, управитель, администратор». Как рассказывает наш информант, житель с. Санниково Тобольского района Тюменской области А. Урамаев, весной 1581 г. внезапно распространилась весть: «По Тоболу идут неверные!» Жители Саускана, обезумев от страха, бежали в лес, жили в землянках. В деревне остались одни старики и старухи. Кучум-хан со свитой бежал в Барабинскую степь.
Некоторые мурзы, например, Баяр - остяцкий мурза (в Приуралье издавна в значении «помещик» у татар употреблялось, как и у башкир, удмуртов, марийцев, слово баяр) с низовьев Иртыша, в целях самосохранения подчинились казакам. Много лет боролись сибирские татары, но сила была за русскими. Воевода Болховский на побежденных наложил ясак «с дыма»: платили скотом, деньгами. Недоимки росли год от года. Купцы, муллы, чиновники, мурзы переходили на сторону русских, за это власть им уменьшала налоги. Ясачный Мокамай и служилый Мухардин из рода Урамай тоже перешли к русским. Существовал закон: имеющих большие недоимки превращали в рабов, чтобы не уменьшать список ясачных. Кто становился рабом, тех с земель Кашлыка отправляли подальше на тяжелые работы. Так в Вагайском районе в 1600-е гг. появилась д. Коллар.
В Тобольском районе также существовала д. Коллар (Меримово). В юртах Саусканских были медресе, мечеть, начальная арабская школа, дом для шакирдов. Шакирды на учебу прибывали из Каш Бəргəр, Комарау, Кызылбай, Yлəртеш, Өстамак, Пушнаш. Преподаватели приглашались из Казанского края, Мекки, Медины. В д. Саусканы жили роды Муратовых, Бекшеневых, Урамаевых, Карычевых, Янишевых, Исхаковых, Суючевых и др. Они занимались выделкой кож, торговлей. Подсобными занятиями считались земледелие, охота, рыболовство, собирательство. Сотни подвод, груженные рыбой, мехами, выделанными шкурами животных, отправлялись на Ирбитскую, Макарьевскую ярмарки, а возвращались только следующей зимой. С ярмарки привозили обувь, посуду, одежду, утварь и другие товары. После 1917 г. богатые люди навсегда оставили деревню и уехали в Семипалатинск, Омск, Караганду, Узбекистан, Турцию. После Великой Отечественной войны выжившие колхозники переехали в Тобольск, Сумкино, Омск, Петропавловск, Тюмень. В 1968 г. колхоз был ликвидирован.
Юрты Миримовские неофициально, т.е. по-татарски, называются Коллар. В материалах Переписей советского времени юрты Меримовские в 1952 г. входили в состав Блинниковского с/с, а в 1969 г. д. Меримовская зафиксирована в Карачинском с/с Тобольского района. В дореволюционных юртах Миримовских насчитывалось 40 хозяйств, все жители являлись бухарцами: 108 мужчин и 109 женщин. Село славилось богатством. По данным Ф.Т. Валеева, здесь в 1880-х гг. существовало кустарное предприятие по изготовлению меховых рукавиц из козлиных и оленьих шкур. На предприятии работало 7 наемных рабочих, годовой оборот предприятия составлял около 5000 руб. Для покупки оленьих шкур хозяин предприятия Х. Тушаков в зимнее время выезжал в районы Тобольского Севера.
Куларовские юрты на р. Иртыш попали в поле зрения С.К. Патканова в 1897 г. В материалах I Всероссийской переписи населения указывается: здесь было 75(2) хозяйств, 188 мужчин, 203 женщины, в т.ч. 1 русский, 19 бухарцев, 80 крестьян. В настоящее время входит в состав Куларовского сельсовета Вагайского района Тюменской области. Деревня расположена на берегу оз. Коллар бүрəн. Здесь поселились исламские миссионеры. Время от времени шейхи собирались у старшего шейха Кульера Гафьера по прозвищу «Əйтнəк» (оратор) обсудить дела. Это поселение находилось на торговом пути, пролегавшем по долине р. Вагай и далее на север. Людям, идущим из Тюмени, Тобольска, дорогу к Кульеру указывал батрак, которого Кульер купил у богатого человека. Место, где жил батрак называлось Патрак /сейчас д. Шевелево («шыгавыл «ишек сакчысы» - привратник). Торговую дорогу, идущую по правому берегу Иртыша, держал шейх по имени Шəмси, прибывший в Сибирь с 366 шейхами. Место его проживания раньше называли Шəмси, а сейчас - Шаңшы.
В тобольских краях к шейхам относились по-разному: одни миролюбиво, другие не любили, убивали. Однажды шейхи по какому-то поводу собрались в Коллар. Внезапно на них напали, многих убили. На кладбище деревни Кульер (Шаңшы-Коллар), есть Астана, братская могила шейхов. Раньше не разрешалось близко подходить к «Яхшылар сарае». В 1941 г. «Яхшылар сарае» (əуле) унесло половодьем.
Благодаря Маргановым, Айтняковым, Капшановым «əуле» была построена заново. В 1981 г. рядом с оградкой соорудили семиугольный замок высотой в 5 рядов из мелких бревен. Кульер и Гафьер - родные братья. Младший жил в Уба-Коллар: по дороге в Тюмень у Карачино есть д. Уба на берегу Тобола. После кончины шейхов «ниязчелəр» (Ниязовы) поминали их, читали молитвы. В Коллар есть место «Сарай» (в переводе с татарского «дворец»). В бою с казаками там погибли два сына Кучум хана. Говорят, отступая на восток, похоронили только мышцы, кости взяли с собой.
Ныне исчезнувшие с карты Тюменской области юрты Собачкинские неофициально назывались «Өчугыл», т.е. три сына. В давние времена, когда правый яр Тобола был у самой деревни, здесь поселился проповедник ислама, сарт Морадхан, гласит легенда.
Он полюбил девушку из богатой семьи по имени Гульсина из юрт Турбинских. Но местные жители ненавидели пришлых, даже умных и грамотных, они были против брака. Молодые бежали и поселились здесь, на высоком яру. Супруга родила трех сыновей по имени Əмирхан, Тимерхан, Əнвəрхан. Сам Морадхан жил невдалеке, то место сейчас называют Астана. Когда казаки победили Кучум хана, он бежал к своим сартам, а сокровища успел спрятать в этих краях. Одни говорят - в Коллар, другие - на яру в Өчугыл, третьи - в глубоком колодце в дремучем лесу невдалеке от Турбинских, на той стороне Тобола.
Юрты Собачкинские входили в Тоболтуринский с/с Тобольского района. В с. Тоболтуры также выделяется бухарский этнический компонент. По мнению старожилов, раньше здесь жили ясачные татары. Сначала приехали богатые сарты, вслед за ними их работники, бедные родственники. Бедных сартов называли сатылган (проданные), коллар (рабы).
Слово коллар у других тюркских народов отмечено в качестве этнонима: «кул (лар) - башкиры, казахи (подразделение кул рода кердери объединения жетиру Младшего Жуза, узбеки (подразделение куль рода Куштамгалы племени кунград и сарой); кулляр кипчаков Ферганской долины, род куллар (дўгма) узбеков-карлуков. У туркмен - гул, гуллар (арсары, акдери) «подчиненные».
В тюркских государствах аппарат административного управления составляли «государевы рабы» (капыкулу). «Государевы рабы» представляли собой людей, вырванных из их традиционной социальной среды и обращенных в ислам. Проведя несколько лет в качестве слуг в семьях зажиточных турок, а затем, пройдя обучение в особых султанских школах, они могли быть выдвинуты на самые высокие должности». Термин «коллар», сохранившийся в ойконимах сибирских татар, свидетельствует скорее не о бедности населявших эти юрты людей, а, напротив, об их высоком социальном статусе. Ведь совсем не случайно многие татарские юрты раньше были названы именами лучших людей.
Таким образом, система топонимов юга Тюменской области многообразна и включает в свой состав названия из многих языков, что свидетельствует о давней истории региона, об этапах его освоения. Легенды, предания, дастаны дают богатый материал, касающийся формирования системы названий татарских населенных пунктов Западной Сибири. Произведения устного народного творчества можно назвать первыми историческими книгами сибирских татар. Они являются прекрасным и богатым источником для изучения формирования исторической лексики языка сибирских татар.
Источник: «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. - 728 с. + 56 с. цв. вкл.
http://safe-rgs.ru/3319-formirovanie-toponimicheskoy-sistemy-sibirskih-tatar.html