Мойра

Feb 16, 2023 14:28

Древнегреческому слову μοίρα в точности соответствует русское «доля». Во всех смыслах, от значения «части» до «судьбы». См. словари Лиддела-Скотта (Henry George Liddell, Robert Scott, «A Greek-English Lexicon»), Пьера Шантрена (Pierre Chantraine, «Dictionnaire étymologique de la langue grecque»), Роберта Бикеса (Robert Beekes, «Etymological Dictionary of Greek»).

Так вот, дело в том, что судьба и понималась эллинами, как часть. Есть некое онтологическое целое, оно как-то поделено и кому-то досталась часть этого целого. Собственно, так же и в русском языке: судьба - участь (у-часть). Но значение «мойры», как просто части чего бы то ни было, не обязательно судьбы, сохранялось всю древнегреческую историю и восходило ещё к Гомеру. Приведу лишь пару примеров. У Гомера μοίρα, среди прочего, это отрезок времени:

«Звезды ушли уж далеко; более двух уже долей (μοιράων)
Ночь совершила, и только что третия доля (μοῖρα) осталась» («Илиада», 10, 252-253. Пер. Н.И. Гнедича).

Также μοίρα это часть любого пространства. Опять читаем у аэда:

«Вижу, кругом уже черная туча троян обложила
Стан корабельный, ужасная; вижу, прибитые к морю
Держатся только на бреге, на узком, последнем пространстве (χώρης ὀλίγην ἔτι μοῖραν)
Рати ахеян; на них же обрушилась целая Троя» («Илиада», 16, 66-69. Пер. Н.И. Гнедича).

Момент важный для мистерий. Μοίρα это ещё и надел земли в частной собственности. Когда при царе Горохе делили земли полисной хоры (одно из значений χώρα - «сельскохозяйственные угодья полиса»), то надел-μοίρα естественно стал сущностным признаком гражданина. Надел неотчуждаемо принадлежит роду, семье граждан. То есть, гражданин имеет долю в политии. Отсюда архаичное слово γημόρος (в разных произношениях - γαμόρος, γεωμόρος) - «геомор, землевладелец». Слово образовано соединением двух корней - γη- («земля, Гея») и μόρος («доля»). Если в Афинах геоморы представляли собой самый низший общественный класс, то на Самосе и в Сиракузах - наоборот, геоморы были олигархами-землевладельцами.

Дело в том, что мистерии были связаны со жреческими родами и имели привязку к их конкретным наделам земли, на которых стояли храмы, телестерионы или т.н. мегароны (или по-другому мегары). Их участки были, скажем так, «местами силы». Там был «вход-выход» в подземный мир. Отсюда связь с землёй - с Γῆ. Я это позже покажу на примере колодца-мегары.

Но дом-мегарон первоначально был и жилищем, как, например, знаменитый Мегарон Б, стоявший в Бронзовом веке на месте Элевсинского Телестериона. Археолог Майкл Космопулос (Michael B. Cosmopoulos) в своей фундаментальной книге 2015-го года «Bronze Age Eleusis and the Origins of the Eleusinian Mysteries» прямо утверждает, что Мегарон Б принадлежал роду Евмолпидов (тех самых). Утверждение смелое, спекулятивное. Фактического подтверждения этому, насколько я знаю, пока нет. Но, полагаю, Космопулос прав. Кому ж ещё мог принадлежать этот изначальный дом-храм? Ясно дело - Евмолпидам. Ну хорошо, назовём их прото-Евмолпидами. И тут надо помнить, что у микенцев дом очень часто и был храмом, домашним храмом, связанным с культом предков. Но в Мегароне Б или прямо рядом с ним внутри перибола осуществлялось общегородское богослужение. Космопулос приводит этому неопровержимые археологические доказательства. Понимаете? Семейный, домашний культ родовых предков по неким причинам становится общегородским. Это ключевое.

Я вообще думаю, что мегара, как шахтный, колодезный вход на Ту сторону связан с мегароном, как домом, через символическую функцию опайона (ὀπαῖον) - дымового отверстия в крыше. Сразу вспоминается из «Священного закона Селинунта»: возлияния вином через крышу (ὀρόφο) нечистым Тритопаторам и сжигания им девятой доли (μοιρᾶν) жертвы, как хтоническим героям. Но лучше, чтоб не вспоминалось, поскольку «Lex Sacra» Селинунта - этот эпиграфический памятник, со времён первой публикации т.н. JJK (Michael H. Jameson, David R. Jordan, Roy D. Kotansky, «A Lex Sacra from Selinous») в 1993-м году, стал поистине «священной коровой» антиковедения. Научных работ на эту тему очень много. Едва ли эти свинцовые пластинки с текстом религиозного содержания уступают по научной, да и культурной значимости папирусу из Дервени.

Но на русском языке, насколько мне известно, кроме кратких упоминаний, серьёзных научных публикаций о «Священном законе Селинунта» нет. Во всяком случае, мне не встречалось. Допускаю, что я что-то упустил. Поэтому пока не буду подробно разбирать этот эпиграфический текст. Вернусь к нему, надеюсь, когда буду писать о культе Тритопаторов. Упомяну лишь, что в тексте этих табличек указано, что ритуальные действия проводятся на наделах неких Миска и Евтидама. Впрочем, там в тексте не вполне ясно, участки ли земли имеются в виду, но в большинстве публикаций авторы склоняются к тому, что речь идёт именно о земельных наделах. Ну да ладно, если буду разбирать подробно мегары, ещё вернусь к этому.

Но самым важным для понимания буквально всей духовной (да и не только духовной) культуры Древней Греции является вот это значение слова μοίρα: «доля в военной и охотничьей добыче». Но об этом в другой раз.
Previous post Next post
Up