Доля

Jan 26, 2023 09:53

Буду понемногу выкладывать материалы о древнегреческом понимании судьбы, причинности и о сути мистерий. Структурировать стану потом. Сначала об институте эсимнетов в Древней Греции. Это аналог древнеримских республиканских выборных диктаторов с чрезвычайными полномочиями. Однако, если диктаторы решали в основном внешние проблемы, то эсимнеты, как правило, - внутренние: судили и улаживали внутриполисные смуты и неурядицы. Об эсимнетии есть много академической литературы, но пока кратко. В «Рождение греческого полиса» Э.Д. Фролова читаем:

«Таким образом, оказывается возможным как установление природы и, во всяком случае, принципиальной линии развития, так и определение самого понятия эсимнетии. Развитие шло, по-видимому, от обязанности устроителя-судьи в инициативном агоне через должность судьи в любом состязании или споре к правильной магистратуре с широким спектром власти. Что же касается понятия эсимнетии, то оно, очевидно, сложного состава. Первый корень, скорее всего, αΐσα, что значит «судьба», «(пред)определение», «(справедливая) доля». Второй определяется по-разному: μνα-, ср. μιμνήσκειν - «помнить», или νέμειν «разделять», «уделять», или наконец, ύμνος - «песнь», «гимн».»

Жиль Делёз в «Различии и повторении» приводит выдержку из работы лингвиста Эммануэля Лароша «История корня nem- в древнегреческом языке»: «Э. Ларош показывает, что идея распределения в νόμος-νέμο находится в непростой связи с идеей раздела (τέμνω, δαίω, διαιρέω). Пастушеский смысл νεμο (пасти) лишь впоследствии включит раздел земли. Гомеровское общество не знало ни огороженных участков, ни собственности на пастбища - речь шла не о том, чтобы распределить землю для животных, а напротив, о том, чтобы распределить самих животных там и сям на неограниченных пространствах, в лесах, на склонах гор. Nomos означало прежде всего занятое место без точных границ (например, пространство вокруг города). Отсюда и тема “кочевника”».

Стоит добавить, что от того же корня образовано и имя богини возмездия Немезиды - Νέμεσις. И связано оно семантически тоже с идеей доли. Поехали дальше.

У Павсания читаем пространный рассказ в «Описании Эллады» (Книга 7, 19. 1 - 20. 1):

«Когда ионяне заселяли Арою, Антию и Месатис, у них был общий храм и священный участок Артемиды, именуемой Трикларией (Τρικλαρίας). И каждый год ионяне устраивали в честь неё праздник и ночное бдение. Должность жрицы при богине несла девушка до тех пор, пока она не знала мужа.
    Говорят, как-то пришлось выполнять обязанность жрицы богини Комето́, девушке замечательной красоты. Случилось так, что в нее влюбился Меланипп, превосходивший своих сверстников красотой лица и другими качествами. Когда он равным образом добился любви девушки, Меланипп стал сватать ее у отца. Но обычно старости свойственно противиться многим желаниям юности, а также особенно оставаться глухими к страданиям их юной любви. То же случилось тогда и с Меланиппом: полный желанья жениться на желавшей того же Комето́, он встретил холодный отказ в этом и со стороны своих родителей и со стороны родителей Комето́.
    Тогда в печальном романе Меланиппа подтвердилось то, что подтверждалось много раз и в других случаях, а именно: что любви свойственно нарушать законы людские и попирать почтение к богам. Так и тогда Комето́ и Меланипп насладились полностью в самом храме Артемиды своей страстной любовью. Они собирались и в дальнейшем пользоваться храмом все так же, как своим брачным чертогом, но внезапно гнев Артемиды обрушился на людей: земля перестала приносить плоды, их поразили необычные болезни со смертными случаями, более частыми, чем прежде.
    Когда при этих бедствиях они прибегли к помощи божественного откровения в Дельфах, то Пифия открыла преступление Меланиппа и Комето́; и веление бога было - их самих принести в жертву Артемиде и затем каждый год приносить богине в жертву девушку и юношу, которые были самыми красивыми. Из-за этого жертвоприношения река у храма Артемиды Трикларии получила название Амелиха (Ἀμείλιχος - Немилостивая), а раньше у нее не было никакого названия.
    Достойна сожаления судьба юношей и девушек, которые гибли как жертвы богине из-за Меланиппа и Комето́, сами не повинные ни в чем, достойны сожаления и их родственники; Меланиппа же и Комето́ я считаю не испытавшими такого чувства несчастья: ведь для человека одно только равноценно жизни - испытать счастье в объятиях любимого существа.
    Говорят, что человеческие жертвоприношения Артемиде прекратились следующим образом. Еще раньше народу было предсказано из Дельф, что в их землю прибудет иноземный царь, везя с собой иноземное божество (δαίμονα); он-то и прекратит все, что творится при жертвах Артемиде Трикларии. Когда Илион был взят и эллины делили (νεμομένων, от νέμω) добычу, Эврипил, сын Эвемона, получил на свою долю ларец; в этом ларце было изображение (ἄγαλμα) Диониса, творение, как говорят, Гефеста, данное в качестве дара от Зевса Дардану.
    Об этом ларце есть еще два других предания - во-первых, что будто бы во время бегства Эней оставил его, и, во-вторых, как рассказывают другие, он был брошен Кассандрой на несчастье тому из эллинов, который его найдет. Так вот Эврипил открыл ларец, увидал изображение и тотчас, как только увидал, сошел с ума. И с тех пор он большую часть времени оставался безумным, редко приходя в себя. В таком состоянии он направил свое плавание не в Фессалию, но к Кирре, в залив, находившийся у этого города. Поднявшись оттуда в Дельфы, он спросил божественного указания относительно своей болезни.
    И, говорят, ему было дано предсказание: там, где он встреит людей, приносящих чуждые <эллинам> жертвы, там водрузить и ларец, и самому поселиться. Ветер пригнал корабли Эврипила к морскому берегу возле Арои. Выйдя на берег, он попал в тот момент, когда юношу и девушку вели к алтарю Артемиды Трикларии в жертву. И тут нетрудно было ему понять <слова бога> о жертвоприношении: и местным жителям пришло на память предсказание, когда они увидали царя, которого прежде они не видели, и относительно ларца они поняли, что в нем заключается некий бог. Так прекратилась болезнь у Эврипила, а у живших там эти <кровавые> жертвы богине, а реке было дано ее теперешнее название Мелиха (Μείλιχος - Милостивая). Некоторые раньше писали, что вышесказанное случилось не с Эврипилом из Фессалии, но с Эврипилом, сыном Дексамена, царствовавшего в Олене. Они хотят думать, что этот Эврипил ходил походом с Гераклом на Илион и получил этот ларец от Геракла. Обо всем остальном и эти говорят так же, как и другие.
    Я же лично убежден, что Геракл не мог не знать свойств этого ларца, если действительно было что-либо чудесное в этом ларце; зная же эти свойства ларца, по моему мнению, он не мог бы дать его в качестве дара своему союзнику. С другой стороны, и сами жители Патр не помнят другого Эврипила, кроме сына Эвемона, и каждый год, всякий раз как справляют празднество в честь Диониса, они чествуют его жертвами как героя (ἐναγίζουσιν).
    Бог, который находится в ларце, именуется Эсимнетом; тех, которые служат специально ему, всего девять человек, их выбирает народ по их достоинству из числа всех граждан; столько же выбирается и женщин. В праздничную ночь один только раз выносит наружу жрец этот ларец. Это особенность и торжественный акт специально этой ночи. Кроме того, часть молодых людей, детей местных жителей, украсив свои головы венками из колосьев, спускается к реке Мелиху: некогда так украшались те, кого вели на жертву Артемиде.
    В наше же время они складывают свои венки из колосьев у статуи богини и, омывшись в реке, вновь возлагают на себя венки, но уже из плюща и так идут к храму Эсимнета. Так установлено у них совершать это торжественное служение.»
(Перевод С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк).

Это исключительно интересный рассказ. Эллины вообще ничего не скрывали, если читать их внимательно. Хотя, как раз Павсаний - очень скрытный товарищ, периодически, - «это я вам сказать не могу, это мистериальная тайна». Но есть контекст, и он помогает понять о чём речь.

Итак. Во-первых, показательна сама эпиклеза Артемиды в Патрах. Она весьма говорящая: Τρικλαρία буквально значит «Трижды Наследная, Трижды Жребийная». Образовано от τρι- + κλᾶρος; κλᾶρος, в свою очередь, значит «наследство, жребий, надел», и, что любопытно, «зодиакальные градусы, как доли, на которые разделён круг небес».

Значит, влюблённая пара оскверняет храм Артемиды Трикларии, и за это грозная богиня-дева насылает на город бедствия. Такова судьба-доля и выбранный жребий горожан. Чтобы задобрить немилостивую богиню, пришлось приносить человеческие жертвоприношения. Но скверна оставалась. И вот появляется Эврипил. При дележе добычи к нему попадает ларец с агальмой Диониса Эсимнета (Того, кто раздаёт доли). И Эврипилу достаётся безумие (безумие, разумеется, дионисийское).

Агальма создана Гефестом, что, полагаю, неслучайно, не только потому что Гефест - мастеровой бог-кузнец. Впрочем, оставим связи Гефеста с кабирами, тут такие связи будут, пожалуй, слишком спекулятивными. Мало ли кто с Гефестом связан. Однако же Дардан - брат Иасиона, что уже прямая связь с Самофракийскими мистериями кабиров. Тоже пока оставим.

Отметим лишь, что мольпы (μολποί - «танцоры и певцы») в Милете, и недалеко от него коллегия куретов в Эфесе, исполняли в своих городах эсимнетские функции. Это вовсе не значит, что все эсимнеты во всех городах Эллады, где они были, практиковали оргиастические танцы. Кстати, в Патрах, по словам Павсания, и жили в своё время ионяне. Но связь милетских и ольвийских мольпов (а существовали они не только в Милете и его колониях), а также эфесских куретов-танцоров с судейством на танцевально-хоровых агонах важна. Эллины постоянно плясали, как умалишённые, в честь Диониса, Матери и кого угодно. Тарантелла и всё такое. Очень любили это дело. «П-понимать надо т-такие вещи».

Мольпов и уж тем более куретов надо рассматривать отдельно. Но по мольпам и куретам существует обильная академическая литература (в том числе русскоязычная, благодаря милетской колонии Ольвии, тот же Э.Д. Фролов, например). По куретам я уже как-то писал краткий очерк, но на самом деле материалов там с Парнас. Это вообще ключевые лица для понимания мистерий. Однако я отвлёкся.

Возвращаемся в Патры. Событие избавления от плохой доли взаимное: жители Патр избавляются от изуверских жертв, а Эврипил от безумия. Освобождение Эврипила от болезни происходит на реке, названной Мелиха. А Зевс Мелихий (Милостивый) как раз и был связан с ритуальными очищениями-катарсисами. Слово ἐναγίζω означает «приносить жертву мёртвым». А культ героев, как известно, ассоциирован с культом мёртвых. Диониса Эсимнета почитали в Патрах, как хтонического героя - полусмертного, полубессмертного. Но это всё кратко. Каждый пункт надо расписывать. Пока не стану.
Previous post Next post
Up