Цветок Зевса. Ч. I

Jul 27, 2021 20:38


Зевс Керавн мечет цветы. Молнии Громовержца в эллинской иконографии изображались в виде особого цветка. Восходит эта иконическая традиция к ранней архаике. Но дело в том, что молния-керавн изображалась в виде т.н. антемиона - общеизвестного орнаментального мотива. Формальные совпадения полные. Мотив антемиона чрезвычайно древний. Восходит он, как минимум, к египетскому Древнему царству, откуда он, судя по всему, был заимствован по всей Передней Азии и Средиземноморью. Древнегреческий антемион представляет собой поясной орнамент в виде повторяющегося ритма стилизованного цветка лотоса и пальметты. Символизм лотоса и ветвей финиковой пальмы с мечевидными листьями общеизвестен.



Однако, надо заметить, что композиция антемиона, по-видимому, с какого-то момента развивалась независимо от образа Зевсова перуна. Об это говорит соприсутствие орнамента-антемиона и цветочных перунов в вазописи. При этом антемион композиционно изощрён, в то время как молния остаётся в виде упрощённого цветка (см. фото 4). Я предполагаю, что образ цветочных перунов Зевса сложился в Бронзовом веке в крито-минойскую эпоху. Во всяком случае, образ пальметт на вазах в стиле Камарес (средне-минойский период, 1900-1700 гг. до н. э.) очень похож на перуны древнегреческой архаики (см. фото 2).

Российский историк и археолог Ф.Р. Балонов в своей статье «Семантика κεραυνοι и φαρμακον в греческой иконографии и мифологии» усматривает смысловую связь между цветочной образностью перунов Зевса и магической практикой φαρμακον. Статья, конечно, уже старая, вышла в 1988-м году. Кроме того, мне не удалось найти научную полемику вокруг гипотезы Балонова, коли такая полемика была. Но его версия чрезвычайно интересная. Жаль, что он не увидел очевидного сходства иконических керавнов с орнаментальным антемионом. Но это ничуть не умаляет значение статьи.


Балонов Ф.Р. Семантика κεραυνοι и φαρμακον в греческой иконографии и мифологии

annales.info

Я не уверен, как Балонов, что на Уляпском ритоне изображена именно мандрагора (см. фото 17). Но если допустить, что это Mandragōra officinārum, то мы получаем ещё один аргумент в пользу существования психоделических практик в Древней Греции. Мандрагора - сильнейший галлюциноген. Какие-такие молнии метал Зевс Мандрагорас? И что за знания дарила Афродита Мандрагорита?

От себя добавлю, что египетский голубой лотос (запрещённый в РФ) тоже содержит психоактивные алколоиды.

А теперь картинки. Фотографии взяты из открытых источников. Сначала древнегреческая архаика:



Фото 1. The birth of Athena. Musée du Louvre, Paris. Catalogue No. Louvre CA616. Beazley Archive No.300499. Ware: Attic Black Figure. Shape: Tripod Kothon. Attributed to the C Painter. Date: ca. 570-565 B.C. Period High Archaic.



Фото 2. Vase shape: minoan two-handled ovoid amphora / narrow-necked jar. Kamares style - period: middle minoan IIB-III / protopalatial period (dating in the museum: 1800-1700 BC). Height: 54.5 or 57 cm; diameter rim: 31.5 cm. Knossos museum. Inventory number: Herakleion, Archaeological Museum 769.



Фото 3. The birth of Athena. Antikensammlung Berlin. Catalogue No.: Berlin F1704. Beazley Archive No. 310014. Ware: Attic Black Figure. Shape: amphora, Tyrrhenian. Attributed to the Kyllenios Painter. Date: ca. 570-560 B.C. Period: Archaic.



Фото 4. The birth of Athena. Museum Collection: Virginia Museum of Fine Arts, Richmond. Ware: Attic Black Figure . Shape: Amphora. Attributed to a Painter of Group E. Date: ca. 545-535 B.C. Period: Archaic.



Фото 5. The birth of Athena. British Museum, London. Catalogue No.: London 1867,0508.962. Beazley Archive No. 301068. Ware: Attic Black Figure. Shape: Kylix, Little Master Lip. Attributed to the Phrynos Painter. Date: ca. 555-550 B.C. Period: Early Archaic.



Фото 6. Zeus darting its lightning on Typhon. Chalcidian black-figured hydria. Artist: Inscription Painter. Date: between circa 540 and circa 530 BC.



Фото 6а. Фрагмент той же гидрии с битвой Зевса и Тифона в прорисовке.



Фото 7. Zeus (seated). Cabinet des Médailles. Beazley Archive No. ABV, 320, 1. Attic black-figure neck-amphora. End of 6th century BC.



Фото 8. Hestia, Zeus and Ganymede. Painting of red-figure kylix by Oltos. Ca. 510 B.C. Tarquinia, National Archaeological Museum.



Фото 9. Zeus, Hera, Hebe. Staatliche Antikensammlungen, Munich. Catalogue No. Munich J405. Beazley Archive No. 202095. Ware: Attic Red Figure. Shape: Amphora A. Attributed to the Nikoxenos Painter. Date: ca 500 B.C. Period: Late Archaic.



Фото 10. Zeus. Musée du Louvre, Paris. Louvre G204. Beazley Archive No.201898. Ware: Attic Red Figure amphora. Attributed to the Berlin Painter. Сa 470-460 B.C. Late Archaic.



Фото 11. Zeus. Staatliche Antikensammlungen, Munich. Ware: Attic red figure. Shape: amphora. Date: ca 480 B.C. Period: Late Archaic/Early Classical.

А вот это уже период древнегреческой классики. Появляется упадничество - рационализация образа перуна. Художник явно не понимает, почему молния - цветок, и превращает его в некое подобие фламберга:



Фото 12. Zeus and the Giant Porphyrion. Antikensammlung Berlin. Berlin F2531. Beazley Archive No. 220533. Ware: Attic Red Figure. Shape: kylix. Signed by Aristophanes. Date ca. 410-400 B.C. Period: Classical.

А вот этруски. У этих ребят с пониманием всё нормально. Обратите внимание на бутон в руках Геры.



Фото 13. Аполлон, Зевс и Гера, этрусский каликс-кратер, ок. 420-400 гг. до н.э.

А вот уже эллинизм. Тоже внезапно всё хорошо с пониманием (на самом деле этому есть объяснение).



Фото 14. A relief figure of Zeus. Museo Arqueológico Nacional (España). Madrid Puteal (detail). Date: 1st century AD.



Фото 15. Зевс поражает гиганта Порфириона. Pergamonmuseum, Berlin. Большой фриз Пергамского алтаря. 180-159 гг. до н. э.



Фото 15а. Молния Зевса поражает персонажа слева от Зевса. Фрагмент Большого фриза Пергамского алтаря.



Фото 16. Монета Агафокла (317-289 до н.э.). Сиракузы, Сицилия. Æ 23mm (8.42g). Av: бюст Артемиды, за плечом колчан; ΣΩTEIPA. Rv: перун Зевса; AΓAΘOKΛEOΣ BAΣIΛEΩΣ.



Фото 17. Гигантомахия. Сражение Зевса с гигантом Порфирионом. Фрагмент ритона из Уляпского кургана. Государственный музей Востока. VI-V вв. до н. э.

На самом деле иконических примеров Зевесовых перунов-цветов значительно больше. Но и этих довольно. А во второй части посмотрим на антемион.

Previous post Next post
Up