Принцип удовольствия в психоанализе есть не что иное, как гомеостаз и, тем самым, принцип существования-естествования организма как такового. Это конатус, сохраняющий организм в его границах. И наслаждения в таком случае есть избыток, чрезмерность, выход за границы необходимого для выживания организма. Но почему возникает в психоанализе слово «наслаждение», а не, скажем, «страдание» или любое другое? Потому что наслаждение есть избыток именно для конатуса-жизни. Наслаждение - переразвитая жизнь, на манер раковой опухоли. И если нормальная, покойная жизнь сопровождается удовольствием, то беспокойная (как бы продолжая жизнь с её удовольствием) сопровождается чрезмерным удовольствием, наслаждением. Конечно, такое наслаждение в своих пиковых состояниях будет граничить с болью.
И тут парадокс-перевёртыш. Наслаждение - это интенсивная жизнь, в том смысле, который вкладывал в это понятие - «интенсивная жизнь» - Мамардашвили. Понимаете? То, что просто живёт обычной жизнью, оказывается мёртвым, ведь принцип удовольствия есть модус влечения смерти. А то, что выходит за пределы нормальной жизни (выходит куда? В направлении смерти-уничтожения, разумеется, за пределы формы организма), оказывается максимально интенсивной жизнью. Пусть мёртвые хоронят своим мертвецов. Теплохладные будут изблеваны из уст Господних.