Продолжение прогулки по Риму

Feb 23, 2010 22:20

Вот какую необычную птицу я встретила на площади Ротонды в Риме:


Продолжаем прогулку по Риму, которую начали здесь:
http://seaseas.livejournal.com/609312.html

Выйдя из музея и бросив последний взгляд в сторону Форума:




... мы идем на Капитолийский холм, подняться на который можно лишь со стороны Форума.
А как же на нем можно обойтись без капитолийской волчицы?
Вот и она, на углу Дворца Сенаторов:




Дворец Сенаторов с двухмаршевой лестницей, спроектированной Микеланджело.
В нише под лестницей расположена статуя "Ликующий Рим" с шаром в руке - символ владычества Рима.
По обеим сторонам статуи, символизирующие Нил и Тибр.
Здание было построено на античных развалинах Табулярия в XIII веке.




А посередине Капито­лийской площади стоит копия конной статуи Марка Аврелия:




Ой! Простите, что попой..Вот так будет лучше:




А вот так - еще лучше.Это одна из немногих сохранившихся бронзовых статуй. В Средние века ее не переплавили лишь потому, что перепутали Марка Аврелия с Константином. Повезло.
Зато в эпоху Возрождения он стал образ­цом для многих конных памят­ников, и не только в Риме:




Обратите внимание, справа, над дворцом - колокольная башня, построенная в XVI веке по проекту Мартино Лонги Старшего.

А еще балюс­трада Капитолийского холма укра­шена колоссальными мраморными статуями Диоскуров - леген­дарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ле­дой от Зевса, принявшего облик лебедя. Они считались по­кровителями лошадей , поэтому всегда изображались вместе с ними. Эти статуи времен Римской Империи обнаружены в театре Помпея и ус­тановлены на вершине лестницы в 1583 г:




Левая боковая (122 ступени) лестница подни­мается к храму Санта-Мария-ин-Арачели. Мы поднимались к Капитолийской площади именно по ней:




Слева от нее стоит памятник народному трибуну Кола ди Риенцо, растерзанному здесь восставшей толпой (раньше на этой площадке стояла клетка с волчицей - живым символом Рима, но в 1970-х гг. по требова­нию «зеленых» волчицу передали в зоопарк):




Спустившись с Капитолийского холма мы попадаем на площадь Венеции, к подножию мемориала Алтарь Отечества.
Фонтан, символизирующий Адриатическое море:




Построенный в период 1885-1911 гг. (архитектор Дж. Саккони) монумент из белого известняка подчинил себе все пространство площади Венеции, доминируя своей громадой над остальными зданиями.Алтарь Отечества, монумент Виктору Эммануилу II - это комплекс, который состоит из нескольких композиций.




Лестница:




Лестница ведет к находящемуся в центре алтарю Отчизны; его украшают рельефы и статуя Рима, а у ее подножия могила Неизвестного солдата Первой мировой войны:




"С момента своего появления памятник вызвал резкую критику и неприятие. Как только его не называли и не называют - "тортом", «пишущей машинкой», «вставной челюстью». И действительно, это эклек­тическое сооружение, представляющее собой нагромождение архитектурных и скульптурных форм, резко контрастирует с находящимися по соседству па­мятниками прошлых эпох. Но как бы то ни было, Витториано является симво­лом вековой мечты - объединения Италии. Два фонтана по сторонам симво­лизируют Тирренское (справа) и Адриатическое (слева) моря. Выше располагается конная статуя короля из позолоченной бронзы высотой 12 м; на цоколе - символичес­кие изображения самых извест­ных городов страны. Выше - колоннада портика, с пропилея­ми по сторонам, увенчанными квадригой Свободы и квадригой Единства."




И правда, похож на пишущую машинку:




Повернувшись спиной к "торту", можно фотографировать площадь Венеции:




А уж поснимать там есть что:




"С западной стороны Площади Венеции находится Дворец Венеции, построенный Бернардо Росселино по проекту Леона Баттиста Альберти. В этом здании располагалось посольство Венеции в Риме. Будучи венецианской собственностью, он во время оккупации Венеции австрийцами принадлежал австрийскому императорскому правительству вплоть до 1916 года. Позже здесь заседало правительство Муссолини.
Сейчас во дворце размещаются два музея: Национальный музей Палаццо Венеция (музей декоративного искусства) и Музей Чере, где можно осмотреть восковые фигуры и воссозданный интерьер последнего кабинета Муссолини."




А мы переходим на маленькую площадь Пьяцца Минерва:




Этот обелиск имеет такую историю:
После покорения Египта Цезарем обелиск привезли в Рим, и он вмести с другим стоял у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Время похоронило древние обелиски. Обнаружив этот маленький обелиск из красного гранита (5,47 м), относящийся к 6 в. до н.э. в доминиканском монастыре Санта Мария сопра Минерва, папа Александр VII Киджи тут же решил установить его на площади перед церковью и доверил проект памятника Бернини, который придумал для него базу в виде слоненка. По-видимому, мастера вдохновил опубликованный в конце 15 в. роман Франческо Колонна о символизме египетских иероглифов. Стела в памятнике символизирует божескую мудрость, которая спускается в твердую голову, изображаемую слоном, о чем говорит надпись на основании «Необходима прочная голова, чтобы выдержать твердые знания», намекающая на Александра VII. Поскольку Бернини слона никогда в жизни не видел и работал опираясь на описания очевидцев, этот памятник сегодня известен как „Pulcino della Minerva”, что произошло от бытовавшего в 18 веке названия „Porcin della Minerva”, подчеркивавшего сходство слоненка с поросенком. Жители Рима верят, что чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно потрогать слона-поросенка за хвост.

Обелиск стоит перед Базиликой Санта-Мария-сопра-Минерва («Святая Мария над Минервой»).
Эта единственная готическая церковь Рима находится на месте античного храма Минервы.
За малопримечательным фасадом скрывается просторный и пышный интерьер доминиканского храма:




Здесь находится статуя стоящего с крестом Христа работы Микеланджело, 1521 г:









Здесь похоронены папы Павел IV, Урбан VII, Лев X и Климент VII, а также художник фра Анжелико:




Выйдя из церкви проходим еще немного вперед и попадаем на площадь Ротонды перед Пантеоном, посреди которой - очередной фонтан с очередным обелиском.
Этот фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском, эпохи Рамете II. Обелиск перевез в Рим Домициан для того, чтобы украсить храм Исиды. Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI:




Это фонтан, состоящий из больших масок, дельфинов и гербов:



Пантеон
Августов зять Марк Випсаний Агриппа заложил тут храм всех богов в 27 году до н.э.; правда, то, первое, здание, было квадратным - круглым Пантеон стал уже при Адриане (118-125). Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены и на фасад водрузили оставшуюся от первоначальной версии надпись «M.AGRIPPA L. F. COS. TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал»), Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в считаные минуты внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола. Дожить до начала Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 609 году даровал здание папе Бонифацию IV. Папа немедленно перепосвятил храм всех богов Мадонне и всем мученикам, перевезя сюда из катакомб 28 телег с останками первых христиан, а императору в благодарность поставил на Форуме колонну. Позднейшие понтифики на все лады пытались приручить языческое здание - Урбан VIII даже велел Бернини пристроить по краям фронтона пару колоколен, но идея оказалась крайне неудачной: конструкцию обозвали «ослиными ушами» и ругали до тех пор, пока в конце XIX века ее наконец не снесли. Тот же Урбан повелел пустить бронзовые украшения потолка на балдахин в Сан-Пьетро. Церковь здесь действует до сих пор. При желании в Пантеоне можно даже обвенчаться - с видом на скромную могилу Рафаэля и пышные надгробия первых итальянских королей, Виктора Эммануила и его сына Умберто. Раньше монументов было больше: рядом с Рафаэлем желали покоиться едва ли не все художники Рима. В какой-то момент папе Пию VII пришлось даже расчистить место, отправив часть бюстов в музей, на Капитолий. Но самое интересное здесь - не памятники, сколько бы их ни было, а купол. Высота его равна диаметру - 43,3 м: в интерьер храма можно вписать идеальную сферу. Изнутри видно, что фонаря, как в позднейших христианских храмах, у купола нет: в самом центре находится ничем не прикрытая дыра, под которой в дожди скапливается довольно внушительная лужа. Зато в любое другое время световые эффекты - гениальные (особенно завораживает зрелище крутящихся в водовороте света снежинок. Если вас в Риме вдруг застигнет снег - хватайте фотоаппарат и неситесь в Пантеон немедленно). Кстати, существует легенда, что в оригинальной версии никакого отверстия не предусматривалось: его якобы пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.




Величественный портик поддерживается 16 коринфскими колоннами, а на фронтоне имеет оригинальную надпись-посвящение: M(arcus) Agrippa L(uci) f(ilius) co(n)s(ul) tertium fecit -"Построено Маркусом Агриппой, сыном Люция, в третий год своего консульского правления" (27 год до н.э.). Здание, которое мы видим сегодня, было возведено в 118-125 годах н.э. при императоре Адриане, после того, как его храм-предшественник погиб в огне пожара.
Вновь отстроенная церковь стала подлинным архитектурным чудом. Интерьер ее едва ли можно превзойти по простоте и скромности убранства: в нем доминируют лишь геометрические фигуры - круги и шары. Купол - точное воспроизведение безупречной полусферы. Если мысленно продлить купол вниз, то своей воображаемой "нижней верхушкой" он как раз дотронеться пола. Таким образом, диаметр этой окружности равен высоте постройки. Это уже настоящее математическое волшебство - воистину и простое, и гениальное, являющее собой маленькую архитектурную модель Вселенной.
Шар (сфера) и круг еще в древности считались идеальными геометрическими фигурами, символизирующими Вселенную и мироздание. Совершенные формы Пантеона стали архитектурным выражением этих символов. На вершине купола имеется отверстие диаметром 9м, через которое внутрь проникает свет. Диаметр и высота купола - 43,30 м; он отлит из цемента. Только благодаря использованию этой технологии - opus caementitium - удалось замкнуть столь гигантское пространство единым сводом





Площадь перед Пантеоном всегда заполнена народом:




Те, кому не хватило места на площади, присели отдохнуть и перекусить прямо у колонн Пантеона:




Пора и нам подкрепиться, ведь мы шли не останавливаясь с самого раннего утра, с тех пор, как автобус высадил нас у стен Колизея...

Продолжение следует...

путешествия, Рим

Previous post Next post
Up