День Эрзи

Nov 24, 2021 14:01

А теперь обещанное про минувший четверг.





Маленькая, но ёмкая и красивая, выставка "Эрьзя. История с продолжением" от арт-фонда "MomArtFoundation" открылась в Музее истории Екатеринбурга как часть большого проекта "День Эрьзи", приуроченого к 145-летию Степана Эрьзи.

Кроме открытия выставки в него входили и мастер-класс, и презентация книги, и даже панельная дискуссия. Такие разные, хотя и объединенные одной темой, точно подобранные события в результате объединились в очень интересный и познавательный культурный вечер. А ещё оказалось, что эта кропотливо проделанная работа на самом деле - дипломная работа одного из моих фейсбучных френдов:
"«Проект всего мероприятия подготовил и реализовал студент 4 курса ЕАСИ Александр Макеев, который также является соучредителем арт-фонда. Это его дипломная работа. Особенность нашей академии в том, что мы, следуя традиции школы Баухауз, выпускные проекты своих студентов воплощаем на практике в виде полноценных культурных событий, осмысляющих городское наследие на языке современности» - рассказала проректор по научной и инновационной работе ЕАСИ Лариса Петрова.
«Интерес к Эрьзе возник у меня с тех времен, когда мы в фонде случайно подобрали его скульптуру, которую рабочие буквально катили на помойку, - признался Александр. - Теперь это единственная оставшаяся невредимой работа мастера на Урале. Во Франции его называли русским Роденом, в Италии - деревенским Микеланджело. Даже когда он был отправлен на Урал по плану монументальной пропаганды, он никогда не изменял себе и искусству в угоду коммунистам, создавая обнаженные скульптуры по античным канонам».

О судьбе произведений Эрьзи рассказал на презентации своей книги об уральском периоде жизни зодчего Владимир Блинов. За короткий отрезок времени с 1918 по 1921 год скульптор создал в Екатеринбурге 22 работы, в том числе пять монументов: памятник французским коммунарам, который стоял на месте нынешнего памятника Свердлову, «Великий кузнец мира» на Площади труда, посвящение уральским коммунарам на Площади коммунаров и статую «Освобожденный труд» на Площади 1905 года. Ни один из монументов не сохранился, а последняя работа в самом центре города в виде обнаженного мускулистого 6-метрового мужчины-сверхчеловека, освобожденного от власти правителей и отсылающего к знаменитому «Давиду» Микеланджело, была прозвана в народе «Ванька голый». Жители невзлюбили ее за «срамоту», постоянно закидывали чернильницами с тушью и через 6 лет скульптуру решили убрать, а потом и вовсе выкинули мраморный шедевр в городской пруд. Другая работа «Голова татарки», которую как раз чудом удалось спасти, долгое время была вмонтирована в забор сельхозакадемии, а дети из стоявшего рядом Дворца пионеров кидали в неё камни. Скульптуру до 12 декабря можно увидеть на выставке «Эрьзя. История с продолжением». Там же можно посмотреть уникальную архивную видеозапись с открытия памятника «Освобожденный труд» в 1920 году, а также работы коллег и друзей зодчего - барельефы Петра Таежного, небольшие ученические скульптуры Ильи Камбарова, фигуры Ивана Шадра и Сергея Коненкова."
Отсюда: http://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/.../660
К сожалению, я пропустила мастер-класс и начало книжной презентации, но остальное записала и с удовольствием делюсь с вами:

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



Фотографии с выставки здесь: https://www.facebook.com/natikras/posts/4381260118595968


художники, МИЕ, френды, история, выставки

Previous post Next post
Up