На главной площади Первоуральска самая большая достопримечательность - Дворец культуры Новотрубного завода.
Дворец культуры ПНТЗ, расположенный в центральной части Первоуральска, является ведущей концертной площадкой города.
Общая площадь 11,846 тыс. кв.м включает два концертных зала на 584 (с балконом) и 240 посадочных мест, оснащенных современным световым и звуковым оборудованием для проведения культурных массовых мероприятий (концертов, развлекательных программ, фестивалей, шоу-проектов, презентаций, семинаров, торжественных церемоний и др.).
Макет Дворца, созданный московским архитектором Яковом Лившицем, завоевал золотую медаль на всемирной выставке ЭКСПО-1967 в Канаде. Построенный на возвышенности посреди широкой улицы Ватутина прекрасный дворец на долгие годы стал гордостью первоуральцев. Профессионально спроектирован, качественно построен и изумительно отделан. Витражи, стекло, мрамор, гранит, мозаичная роспись - все красиво и качественно.
Торжественное открытие Дворца культуры состоялось 13 августа 1966 года.
Фасад украшен цветной мозаикой.
С одной стороны изображен ученый, думающий над чертежами и взлетающая ракета, символ высоких научных достижений тех лет.
На правой стороне изображена женщина кормящая младенца - символ материнства. Выше солнечный город с высокими домами и сосны - это, по видимому напоминание о сосновых лесах окружающих Первоуральск и когда-то росших на этом месте, солнечный город олицетворяет новый современный Первоуральск. Нашла в интернете очень подробный материал о строительстве дворца, сделанный к его 50-летию местной прессой, но, даже в нем ни слова о том, кто автор мозаик на фасаде:
12 тысяч квадратных метров культуры
Анастасия Сурикова О том, как строился, рос и развивался первоуральский дворец культуры и техники - в год его полувекового юбилея.
50 лет назад в Первоуральске появилось уникальное здание. Силами местных и московских специалистов в центре города был возведен настоящий Дворец. Уже год спустя макет ДК НТЗ был представлен на международной выставке ЭКСПО-1967 в Монреале, где получил золотую медаль как лучший проект культурного сооружения. Мы встретились с теми, кто строил грандиозный объект и теми, кто вдохнул в него насыщенную творческую жизнь. Зачем отделочники собирали бутылки, а главный архитектор ходил с топориком, под чьим чутким надзором создавался балетный зал и где лежали ковровые дорожки - события полувековой давности из первых уст читайте в нашем материале.
Одними из первых на место стройки пришли взрывники. Чтобы освободить место под дворец, нужно было «сдвинуть» скалу. Очевидцы вспоминают - искры летели, когда расчищали косогор. Из воинской части специально вызывали танк с «клыком». Тогда такой был в диковинку.
12 тысяч квадратных метров работы
Инициатива строительства Дворца культуры принадлежала легендарному директору Первоуральского Новотрубного завода Федору Александровичу Данилову. Решение принималось на совместном заседании бюро горкома и исполкома. Был создан штаб строительства под руководством Владимира Краснова. Директором дворца назначили Вячеслава Пименова. К строительству небывалого по масштабам и сложности объекта подключили все заводские силы и ресурсы. Стройка века, как ее тогда окрестили первоуральцы, дала профессиональный рост городским строителям и металлургам. Не обошла стороной она и Михаила Павловича Александровского. Попал на Новотрубный он с легкой руки Федора Данилова - тот приметил перспективного толкового паренька. На новотрубном Михаил Павлович прошел путь от мастера участка до замдиректора завода по строительству. Принимал участие в возведении почти всех важных городских объектов.
Фото: Михаил Александровский
- Я не знаю, что руководило Даниловым, может, не хотелось уступать Динасу, где уже отстроили Дворец. Тогда же все пригороды жили самостоятельно, а центральной частью города занимался НТЗ - город это и был, по сути, завод. В одном ЖКО НТЗ было 1200 человек. Может, Федор Александрович чувствовал, что назрела необходимость, и не хватает людям места, чтобы развиваться. Но старт был дан. Проект заказали московскому художественному фонду, по-моему. Архитектором был Яков Лившиц, скульптором и автором мозаики - Борис Тальберг. Я в самом начале строительства не участвовал, - углубляется в воспоминанияМихаил Александровский.
Дворец возводили городские строители - работники УТТС. Новотрубный снабжал материалами и редкими специалистами. Ведь новый объект требовал новых знаний и умений.
- Были приглашены московские специалисты. Наши строители многому у них научились. Вот видели колонны при входе в вестибюль? Они сделаны под искусственный мрамор - наши не умели это делать, и Яков Лившиц их учил. Они работали руками, а он рассказывал, показывал. Ему уже было лет под 50. Очень требовательным был в смысле качества. Ходил с небольшим топориком. Если Лившиц видел, что что-то неладно, просто этим топориком «долбал» и все - и переделывали. Это было впервые - и в моей практике, и, вообще, в городе.
В ту пору Михаил Александровский был начальником ремонтно-строительного цеха НТЗ. На новом объекте ему поручили заниматься «деревяшками». Лично Федор Данилов.
- В цехе был столярный участок. В помощь Яков Лившиц прислал из Москвы целую группу краснодеревщиков. Мы создали специальный пресс. Красный шпон доставал Новотрубный завод. Конкретно - Леонов Николай Алексеевич. И мы изготавливали двери, поручни.Трубочки металлические к ним делали в Управлении главного механика, сверлили, заливали специальной смолой. Отделка гардероба, сцена, установка кресел - все мои ребята делали. Станок балетный, поручень его. Пол делали так: специально построили сушилку, чтобы просушивать дерево. И делали не из обычной доски, а нарезали бруски 100x50, ставили на ребро и сбоку гвоздями сшивали, стягивали, чтобы сверху не было гвоздей. Потом прострогали, отшлифовали машинами. И связисты участвовали. Все. И субботники проводили. Ежедневно там бывали. На оперативках в последнее время участвовал и Данилов. Контролировал жестко. Не дай Бог что-то - жди неприятностей! Однажды, уже перед сдачей, он позвал меня, когда люди уже все ушли. Пришли в зал. У Федора Александровича была своеобразная речь, немного непонятная. Он решил проверить акустику зала, как голос звучит в микрофон, пошел на трибуну и начал говорить. "Ну как?" - спрашивает. Я ему: "Нормально, сойдет!" - улыбается Михаил Павлович.
Для своего времени этот объект был, действительно, культурным и строительным прорывом. Применяли новые технологии и материалы. Чтобы акустика была хорошей, обшили плитками весь концертный зал. Стекла для витражей везли из Саратова - только там были нужной толщины (до сих пор, кстати, много где стоят «родные» окна). Уже на месте разрезали по нужным размерам. Занавес для главной городской сцены шили в мастерских Большого театра, специально под заказ.
- В общем, долго строили. Не всегда все было гладко, и с финансами, в том числе. Приемка дворца была строжайшей, открытие - грандиозным. Данилов очень гордился, что все вместе мы сумели это сделать - по сути, народная стройка была. Из этого дворца потом Федора Александровича отправили в последний путь - прощание с ним было именно в этих стенах, - говорит Михаил Александровский.
Моя гордость
Основная нагрузка по возведению ДК легла на плечи работников СУ-4 (строительное управление). Именно оно занималось строительством объектов соцкульбыта в Первоуральске. Одни только отделочные работы длились два года. Делали на совесть, на века. Делали для себя и своих детей.
Алексей Афанасьевич Елисеев в ту пору был щуплым 17-летним подростком. Приехал из глубинки и по направлению горисполкома попал учеником маляра на стройку. Сразу - на грандиозную. Ему все было в диковинку, все интересно. На этой стройке он вырос и в прямом смысле, и в профессиональном. После сдачи объекта был уже штукатуром 4 разряда. Вместе с Алексеем Афанасьевичем отправляемся на полвека назад. Привычные залы, кабинеты, стены открываются с другой стороны, раскрывают свои секреты. Попутно историями делится и наш спутник.
- Изначально дворец планировался, где фонтан. Но, видно, чей-то мудрый ум вовремя сообразил, что перед дворцом должна быть какая-то площадь. Я пришел за два года до окончания стройки. Почти год выполняли штукатурные работы в подвале - я еще только учился этому делу. Здесь был только бойлер - в подвале под раздевалкой. Штукатурные работы начинали выполнять оттуда. Отопления не было. Помню, стояли печки-коксовки. Рабочие придут - ничего не видно, сине в углах. Сценическая часть была в строительных лесах, фундамент был, частично корпус.Здесь я впервые увидел чертежи. Подходил к мастерам, спрашивал. В обед мужики в домино играли, с собой бутылку кефира брали и пирожки. Питьевую воду подвозили. Вот такие обеды у нас были прямо на строительных лесах. Бытовок не было. Раздевалки - где мужской и женский туалеты сейчас. Вот и все «удобства», - вспоминает Алексей Елисеев.
Фото: Алексей Елисеев проводит экскурсию по ДК ПНТЗ
С тех пор, как торжественно сдали ДК, Алексей Афанасьевич бывает здесь редко. Говорит, от культуры , в общем-то, далекий человек. Хотя стихотворения пишет, в основном, на злобу дня. С удовлетворением замечает: многое за 50 лет сохранилось. А что-то не пощадило время и современные реалии.
-Планировка, конечно, осталась прежней, только дверей не было многих - были проходы. Колонны на лестницах были облицованы искусственным мрамором. Делали так - прямо на месте замешивали сухие белила и пигмент. Как штукатурку наносили, потом натирали техническим спиртом и скипидаром. Блестело, как натуральный мрамор. Со временем, видно, потрескалось что-то. Вижу, что покрасили. А перила на лестницах родные остались - их заливали свинцом, эпоксидного клея не было. Витражи, похоже, не меняли. Каркас и крепления делали новотрубники из трубы. А здесь, на лестницах, видите, ковродержатели остались - раньше везде лежали ковровые дорожки. Чеканка в фойе родная осталась - тоже из заводских труб была сделана, - продолжает Алексей Афанасьевич и ведет нас в зрительный зал.
Профессионалу своего дела достаточно одного взгляда, чтобы найти изменения, и одной минуты, чтобы вспомнить, как кипела работа. Это был один из самых непростых объектов дворца, хотя бы потому, что высота потолка здесь с добрый десяток метров. А площадь зала 580 кв.м.
- Строительные леса под потолок ставили. Внизу лесины по 15 см в диаметре были. Люди только так по ним бегали - высоты не боялись. На потолке перепад был 7 см - я лично две сетки подвязывал. Балкон бетонированный монолитный. Не скажу, что очень много наши строители не знали. Мы же не вслепую делали, а строго по техдокументации. А коррективы вносили по ходу пьесы. В зрительном зале огромный потолок. Все сделано исключительно по уровню.
- Московские специалисты тоже ошибались. Приехали вот с такими большими шпателями. Все по технологии сделали - затерли, шпатлевку нанесли, включили свет с боков - и весь потолок стал играть непонятными оттенками. Вида нет. Собрались эти специалисты, приняли решение - сделали шагрень (неровность), жидкую шпатлевку торцевали терочкой. Опыта строительства таких больших новых объектов, конечно, было еще мало. Это был исключительный объект. Малярам досталось - полностью весь пол зала мешковиной проклеивали, прошпаклевывали, потом еще раз, чтобы щелей не видно было. И до сих пор ведь пол стоит. Родной, деревянный. Решетки вентиляционные, вижу, кое-где остались прежние - гипсовые. Их ведь делали вручную - формопласт заливали, потом вырезали и армировали щепочками. Лепнину над сценой делали москвичи. Среди своих таких художников не было. И потом, это же не серийное производство. Строительство было искусством, - вспоминает Алексей Афанасьевич.
Это сегодня, впечатленные архитектурными новинками и материалами, современники могут не обратить внимания на лаконичную, без изысков форму дворца. Не задержат долго взгляд на его фасаде. А зря. Как внутри, так и снаружи ДК хранит много интересных историй. Отделочникам, штукатурам, малярам они прекрасно знакомы.
- Вот пилястры, видите, выступающие части на фасаде? Их делал герой социалистического труда Василий Политиков. Один делал. Незадолго до этого он побывал в командировке в Польше - там научился. С виду вроде бы простенько. Но не каждый справится. Для сцепления мрамор использовал. Вертикаль надо было строго выдержать. И до сих пор ведь стоят, - восхищается Алексей Елисеев.
Фото: пилястры делал герой соцтруда Василий Политиков
- А фасад, очень хитрая штука. Вы обратили внимание, что там есть вкрапления - темные и светлые пятнышки? Сейчас расскажу. Пригласили специалиста из Горького. Приехал, стал делать состав - мраморная крошка, слюда и декоративный белый цемент. Нанесли на стены - эффекта нет. Стали думать, что взять вместо слюды? Стекло. А где стекла столько взять? Запрягли лошадку и поехали по городу собирать бутылки. Здесь стояла дробилка. Раздробили, через сито просеяли до нужной фракции и добавили. Если приглядитесь - увидите, особенно с торцов заметно, там еще не подкрашивали, видимо. Чтобы придать стенам шероховатость, стучали большими металлическими бучардами (молотками), вручную делали, адский труд. Мозаика по эскизу лепилась на чистый кирпич, сначала на земле раскладывалась. По-моему, даже не один раз меняли картинки. Это тоже приезжие специалисты делали. А козырек? Он же первый в городе появился. Потом уже только на администрации, - с гордостью рассказывает Алексей Елисеев.
Несмотря на сложный, кропотливый труд, даже спустя полвека работу свою строители вспоминают с горящими глазами. Дело спорилось, энергии хоть отбавляй, высота была нипочем.
- Мне 25 в ту пору было, - вспоминает Раиса Дмитриевна Прохорова. - Я сама лично штукатурила в зале потолок. Там такой толстый слой штукатурки был, что я все переживала - как же он удержится! Конечно, мы сетку делали, по инструкции, как положено. Высоты не боялась, да и там же леса были, все было сделано хорошо, на совесть и по технике безопасности. У нас бригадир был Алферов Миша - строго следил, всю технологию соблюдали четко. Это такая гордость наша была - такой дворец нам доверили! У меня родственники приезжали, я заводила их во дворец и показывала - вот здесь я работала и здесь… Конечно, с годами и там что-то рушится, и мы стареем, но это все равно моя гордость. Делали на совесть.
Фото: Раиса Прохорова и Любовь Коковина вспоминают, как строили ДК ПНТЗ
- Все помним. Ведь все это было в наших руках, прошло через них. Стройка только формировалась, помню. Сначала мы делали легкие навесные плиты, отливали их в подвале. Там буржуйка работала. Потом началась штукатурка, отделка. Москвичи нам наводили краски, были с нами почти до самой сдачи. Краски были ядреные, мы с напарницей пару раз «угорали». А еще полы деревянные в залах шкурили, натирали, - подхватывает разговор Любовь Тихоновна Коковина.
-Я начинала работать на дворце, когда еще не замужем была, и детей не было. А в 1967 через год после постройки мы уже пришли туда на крестины своей дочери. Были, так называемые, профсоюзные крестины, на своременный лад делали - малыша принимали в общество. Нас поздравляли, дарили подарки - делится воспоминаниями Людмила Павловна Чернякова.
Фото: Людмила Чернякова вспоминает профсоюзные крестины
- Я работала простым штукатуром-маляром. Мне было 18. Выпустилась из училища, а вскоре дали направление на стройку. Нам сказали, что это будет центральный ДК. С нами были опытные наставники. Хорошо помню, как работали на передней части, на фасаде. И отделку бросали через строительную сетку-рабицу, чтобы было ровно. Нам старые рабочие показывали, как бросать, а мы вдвоем сетку держали. И так весь фасад - 1,2,3 ярус. Работали и песни напевали. Я начну - все подхватят. Такую технологию применяли в городе первый раз, - добавляет Екатерина Матвеевна Кутузова. - На стройку были брошены все силы. Негде ведь особо было детям заниматься - деревянные клубы. Привлекали работников других управлений - залы делали вместе с СУ-2 и СУ-3. Мозаику ребята делали до самого поздна, пока не стемнеет. Мы уже домой уходим, они все подбирают. Утром приходим - уже новая часть сделана. На стройку был вход строго по пропускам. Поэтому люди у нас и интересовались, как все идет. Все радовались стройке, что будет у нас дворец на весь город такой. Хорошо, что Дворец сохранили и никому не отдали.
Фото: Галина Кутузова гордится своим вкладом в общее дело
В августе 1966 года строители торжественно вручили ключи от нового ДК первому директору.
Отсюда:
http://www.shaytanka.ru/news/vmesto_skalyi__dvorets