Выставка закончилась, а история не отпускает.
История трех удивительных женщин:
10 августа 2018 года в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств открылась уникальная выставка, посвященная истории знаменитой ленинградской коллекции Казимиры Константиновны Басевич (1898-1973).
Особенностью проекта стала многогранность представленного материала - более 70 произведений живописи, графики, скульптуры, а также избранные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели из трех музейных собраний: Государственной Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва.
Выставка стала данью памяти и уважения бескорыстным людям и настоящим патриотам - трем поколениям семьи Басевич-Лотарёвых, благодаря которым музеи России пополнились замечательными произведениями русского искусства.
Поводом для организации выставки в стенах нашего музея явился осуществленный в 2017 году дар внучатой племянницы К. К. Басевич, профессора Уральской архитектурно-художественной академии Рэны Михайловны Лотарёвой (1932-2018). 17 произведений русских художников было подарено ею Государственной Третьяковской галерее: К. А. Коровин «На даче. Охотино» (1914), С. Ю. Жуковский «Начало зимы» (1900-е-1910-е), С. В. Бакалович «Перед домашним алтарем» (1900-е), З. Е. Серебрякова «Портрет балерины Лидии Ивановой» (1922) и другие. В Екатеринбургский музей изобразительных искусств Р. М. Лотарёва передала 38 произведений живописи и графики, среди них работы К. С. Петрова-Водкина «Троица» (1915-1916) и «Карфаген» (1907), чудесная миниатюра Б. М. Кустодиева «Провинция» (1910) и пастель З. Е. Серебряковой «Портрет дочери Кати» (1922). Также было подарено 4 скульптуры и более 200 предметов декоративно-прикладного искусства.
Казимира Константиновна Басевич, урожденная Романовская, начала систематически комплектовать свою коллекцию с 1945 года. Ее основу составили работы русских мастеров рубежа XIX-XX веков: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Коровина, Н. К. Рериха, М. В. Добужинского, М. А. Врубеля, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой, М. В. Якунчиковой, В. Э. Борисова-Мусатова, Б. М. Кустодиева, С. Ю. Жуковского и других. Но самой большой удачей было знакомство собирательницы с вдовой К. С. Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, которая познакомила ее с Павлом Кузнецовым, Еленой Бебутовой, Мартиросом Сарьяном. Приобретенные произведения именно этих художников составили славу коллекции Басевич.
«Купание красного коня» - шедевр Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) - долгое время находился вне России и выпал из поля зрения искусствоведов. Картина была создана в 1912 году, а в 1914-м в числе других отправлена автором на «Балтийскую выставку» в город Мальмё (Швеция). Только в 1950 году, благодаря усилиям вдовы Петрова-Водкина, «Купание красного коня» удалось вернуть на родину. В 1953 году Мария Фёдоровна уступила картину в коллекцию К. К. Басевич, тогда же купившей «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной» (1913) и пейзаж «На Дону» (1912), которые также будут представлены на выставке в ЕМИИ. Надо сказать, что у Казимиры Константиновны было особое отношение к работам Петрова-Водкина, которые были для нее живыми и волнующими душу. Тем удивительнее для окружающих явилось ее решение в 1961 году передать десять картин (в том числе и «Купание красного коня») Государственной Третьяковской галерее. Этот бесценный дар был по достоинству оценен не только руководством и сотрудниками галереи, но и широкой общественностью.
К. К. Басевич завещала Третьяковской галерее еще более двадцати работ, однако не хотела расставаться с ними при жизни. И, согласно ее воле, в 1973 году племянница и наследница собирательницы, жительница Свердловска Галина Иннокентьевна Лотарева передала Третьяковке семь из завещанных произведений, а последнюю часть дара - семнадцать работ - осуществила в 2017 году Рэна Михайловна Лотарёва.
Ещё в 1970 году Казимира Константиновна подарила три работы Иркутскому областному художественному музею в честь 50-летия со дня его основания, ведь с этим сибирским городом в жизни семьи Романовских-Басевич было многое связано.
В своей рукописной книге Рэна Михайловна Лотарёва, все последние годы жизни посвятившая памяти своей знаменитой бабушки, писала: «Собрать эту коллекцию - это огромный интеллектуальный труд. Казимира Константиновна всецело жила в нем - как поэт в стихах и поэмах, писатель в своих романах и произведениях, музыкант в мелодиях голосов и инструментов. Коллекция картин - это был ее мир ощущения жизни. Большой познавательный мир гармонии красок, пространства, способов их использования, многообразия психологических типов людей, владеющих их художественными методами передачи. В него включались и мелодии ее собственной жизни. В таком мире ей было интересно жить. Она не делала бизнеса на картинах. Она их любила. Частенько дарила друзьям. Но всегда думала о народном достоянии. Поэтому она выбрала для своих самых любимых картин (вообще-то у нее все картины были любимыми) Государственную Третьяковскую Галерею».
Екатеринбургскому музею изобразительных искусств Рэна Михайловна подарила все не упомянутые в завещании К. К. Басевич произведения, но, к величайшему сожалению, ушла из жизни, не дождавшись выставки, о которой мечтала и для создания которой так много сделала. В рамках выставки на пяти планшетах была представлена в документах и фотографиях эта уникальная история: