Самый главный "безумец"

Sep 13, 2018 03:53

Так кто же дал мне этот автограф?:






Удивительный человек, посвятивший всю свою жизнь музыке и людям, которым он ее дарит.




РЕНЕ МАРТЕН
Продюсер, арт-менеджер, музыкальный деятель
Получив высшее образование по направлению «управление и администрирование организаций», а также музыкальное образование (ударные инструменты, история музыки, композиция, гармония, электроакустическая музыка) Рене Мартен создает во французском Нанте Центр по реализации и изучению музыкальных направлений (CREA) и с 1979 года является его художественным руководителем. Каждый год Центр организует серию концертов камерной и духовной музыки в Нанте и регионе Луарских Земель.

В 1981 году Рене Мартен создает Международный фортепианный фестиваль в Ля Рок д’Антероне, который стал одним из самых крупных фортепианных фестивалей и на который приглашаются самые известные музыканты современности: Марта Аргерих, Михаил Плетнёв, Евгений Кисин, Нелсон Фрай, Николай Луганский, Раду Лупу.

В 1988 году Святослав Рихтер поручает Рене Мартену проведение своего фестиваля «Гранж де Меле» в Турени. Это становится началом их тесного сотрудничества. Рене Мартен организует более 100 концертов с участием Святослава Рихтера, руководит его фестивалем и параллельно выступает консультантом фестиваля «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

В 1986 году Рене Мартен учреждает фестиваль «Музыкальные моменты» в Ла-Боле, объединивший самых известных ныне живущих музыкантов - исполнителей камерной музыки. Среди них - квартеты Линдсе и Изаи; солисты - Ален Менье, Режи Паскье, Жан-Клод Пеннетье, Ролан Пиду, Жерар Косе, братья Капюсон, Жан-Еффлам Бавузе.

Два года спустя Рене Мартен начинает осуществлять художественное руководство концертными сезонами в Королевском Аббатстве в Фонтевро, самом большом в католическом мире. В десяти концертных залах Аббатства выступают крупные коллективы, исполняющие духовную музыку под управлением Филиппа Хорревега, Уильяма Кристи, Пауля ван Невела, Кристофа Сперинга.

Под лейблом «Нант» Рене Мартен ведет творческую деятельность за пределами Франции, организуя концертные турне в Японии, Бразилии, Великобритании. В 1995 году, обобщив весь свой опыт, Рене Мартен решает идти еще дальше по стезе широкого распространения музыки и инициирует в Нанте культурное событие, которое переворачивает общепринятые представления о концертах академической музыки, - музыкальный фестиваль La Folle Journée (Безумный день). Задача это фестиваля - каждый год знакомить публику с классическим репертуаром известных композиторов путем организации огромного количества «коротких» концертов по доступным ценам.

С середины 1990-х годов Ришар Педуцци, стенограф и генеральный директор Виллы Медичи в Риме просит Рене Мартена стать его музыкальным советником. Управляющие театром в Ниме Жером Дешам и Маша Макеефф также приглашают Мартена стать музыкальным советником. К примеру, только в 2006 году Рене Мартен выступал в качестве художественного советника при подготовке и проведении более 1200 концертов.

Во время фестиваля La Folle Journée, который проходил в Нанте в 2005 году, Рене Мартен получил из рук Министра культуры и коммуникации Французской республики г-на Рено Доннедье де Вабре национальный орден «За заслуги». В мае 2005 года в Лиссабоне Президент Португалии Жорже Сампайю вручил Рене Мартену медаль Кавалера ордена Инфанта дона Энрике - самый высокий знак почета, который португальское правительство может вручить иностранному гражданину.





Одно из трех условий для осуществления замысла продюсера Рене Мартена: с помощью ежегодных "Безумных дней" сделать классическую музыку понятной и любимой для самой широкой демократичной публики. Два других условия: короткие концерты и доступные по ценам билеты - в Екатеринбурге были выполнены точно так же, как и в тех странах, где Мартен вот уже двадцать с лишним лет проводит свои La Folle Journee: во Франции, в Нанте, где фестиваль начался, в Испании, Португалии, Японии, Бразилии и Польше.
Название, заимствованное у Бомарше, не случайно: концерты идут с утра до позднего вечера в режиме нон-стоп на нескольких площадках: симфонические, камерные, хоровые, вокальные. Каждый может составить себе свой музыкальный маршрут. Это непростое испытание - для музыкантов, выступающих по два-три раза в день, и для любителей музыки, желающих объять необъятное. Хорошая "сумасшедшинка" здесь, конечно, есть. Правда, в Екатеринбурге нет единого концертного комплекса с большим количеством залов, но выбранные устроителями площадки находились друг от друга в шаговой доступности.
Каждый год Мартен придумывает для фестиваля новую тему. Несмотря на радикальный формат - музыка нон-стоп - Рене Мартен строг в вопросах отбора участников, среди них выдающиеся исполнители, или молодые - их Мартен с безошибочной интуицией выбирает сам.

Из интервью для "РГ":

Каким образом при таком обилии концертов на фестивале не возникает ощущения конвейера, нет снижения планки?

Рене Мартен: Мой приоритет - высочайший уровень исполнения. Это, конечно, вызов для музыкантов. В течение одного дня выступают скрипачи: утром Вадим Репин, днем Рене Капюсон, вечером Гидон Кремер. Все - великие, все - в одном зале. Для музыкантов - это обмен профессиональным опытом, и они работают много, больше, чем для обычных концертов. Не забывайте и про конкуренцию! В Нанте, где проходит 300 концертов, запланировано 800 репетиций! Каждый репетирует по 2-3 раза, солисты играют с разными оркестрами. Концерты транслируются в прямом эфире на радио и ТВ, и музыканты просто не могут выступать ниже своих возможностей.

Но может не хватить душевных сил...

Рене Мартен: Напротив: чем больше работаем, тем мы свободней - возникает второе дыхание. Этот фестиваль для меня - будущее классической музыки. Это не шоу-бизнес, здесь нельзя делать деньги. Артисты выступают за более скромный гонорар, вернее, так: гонорар обычный, но количество концертов увеличено. А главная мысль: люди должны знать, что есть музыка Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Бетховена... И после знакомства с ней публика должна стать другой.
Как, на ваш взгляд, прошел дебют La Folle Journee в Екатеринбурге?

Рене Мартен: Блестящая организация: 95% билетов было продано еще до начала фестиваля, а потом и все остальные. Теплая, почти семейная атмосфера, очень много молодежи. Артисты из европейских стран, которые впервые приехали в Екатеринбург, потрясены: публика открытая, внимательная, дружелюбная и очень понимающая.

Но вы столкнулись с ситуацией, когда нет единого здания…

Рене Мартен: Конечно, Дворец Конгрессов, как в Нанте, сильно бы облегчил нашу задачу. Но я предпочитаю иметь такую команду, как в Свердловской филармонии, и не иметь единой площадки. В Екатеринбурге мы создали проект La Folle Journee - и, возможно, в будущем он станет основой для постройки нового концертного комплекса. И мы будем привлекать для этого наших союзников и единомышленников.





А еще:
Рене Мартен поддержал заявку Екатеринбурга на проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-2025»:
«Когда у нас возникла идея проводить «Безумные дни» в России, нам поступило три предложения - проводить фестиваль в Санкт-Петербурге, в Москве и в Екатеринбурге. Я выбрал уральскую столицу, и считаю, что сделал лучший выбор. В Екатеринбурге очень мощный человеческий ресурс, очень богатая история города и сильная культурная среда. Это чувствуется, даже когда просто идешь по городским улицам - перед тобой предстает три века истории. Мне очень нравится, что в центре города протекает Исеть. Присутствие реки оказывает положительный, гармонизирующий эффект на городскую среду. Екатеринбург - это удивительный город двух частей света - находясь в нем, ты одновременно присутствуешь и в Европе, и в Азии. Учитывая все это, я считаю, что Екатеринбург - это идеальный город для проведения Всемирной выставки «ЭКСПО-2025». Кроме того, Екатеринбург до сих пор остается некой загадкой на мировой карте. Он вызывает любопытство у мирового сообщества. Для публики, которая съедется сюда со всего света, город станет очень интересным открытием. А сама выставка может дать очень мощный толчок дальнейшему развитию города», - считает Рене Мартен.





Рене Мартен на открытии фестиваля:













Рене Мартен в концертных залах:







Вот такой скромный зритель:




На одном из концертов мне повезло оказаться рядом, тут-то я и осмелилась попросить автограф.




За эту фотографию спасибо Георгию Мамарину.


Свердловская филармония, Безумные дни, люди, загадки

Previous post Next post
Up