Тагильские подносы

Feb 04, 2018 22:55




Продолжаем любоваться выставкой "Жесть благородная" https://seaseas.livejournal.com/3959450.html
Уральская рябина и много цветов.






После революций 1917 гг. в. жизнь промысла замерла, были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма. Тем не менее, артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. И организовали их широкий сбыт в страны Востока: Западный Китай, Афганистан, Персию.
В 1957 г. на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса.
Сильный толчок к возрождению дало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение. Большое влияние на процесс оказал научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Бородулин. Но, чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено - мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать это мастерство. Им стала А.В. Афанасьева.
Именно она владела приёмами исконной тагильской двуцветной росписи и помогла спасти тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. Помимо этого Агриппина Васильевна воспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы тагильского письма, более того - значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном). Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в Уральском училище (ныне колледж) Декоративно-Прикладного Искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагальского Педагогического института (ныне академия).
Важнейшей часть процесса возрождения стало создание в городе в 1991 г. музея истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В самом г. Нижний Тагил Торгово-промышленная палата стала готовить мастеров-художников для тагильского промысла. Индивидуальный предприниматель Нина Чистякова (тоже член ТПП НТ), организовала предприятие «Лаковое искусство Тагила» и объединила два десятка профессиональных талантливых мастеров-художников. Бережно сохраняют традиции лаковой росписи по металлу и художники Нижнетагильского центра народных промыслов и ремёсел Виктора Васильева.




























































































































































































































































Дом Поклевских-Козелл, Нижний Тагил, история, выставки

Previous post Next post
Up