Спустя сто лет они "живые и светятся"!

Oct 01, 2017 11:01




Яркое событие этой осени произошло в пятницу 29 сентября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Это - открытие грандиозной выставки "Ясновидцы грядущего. Русский авангард 1910-х−1920-х годов".



Русский авангард - уникальное явление мировой культуры - вновь и вновь притягивает внимание специалистов и широкой публики. Энергия его так велика, а открытия так феноменальны и судьбоносны, что интерес к нему не ослабевает во всех странах от Атлантики до Тихого океана.

Русский художественный авангард «преподал урок» искусствам XX столетия и не перестает быть актуальным и в XXI. Как смогли именно русские художники провидчески разглядеть новые формы и пути мирового искусства - остается загадкой, которую пытается разгадать каждая выставочная экспозиция, демонстрирующая и интерпретирующая их творчество.

Проект «Ясновидцы грядущего», организованный при поддержке Сбербанка, стала еще одной такой попыткой. В рамках выставки соединились шедевры живописи и графики всех направлений русского авангарда из разных музейных собраний и артефакты культурной эпохи - афиши выставок, декларации и манифесты, фотографии художников, поэтов и другие экспонаты. Такой масштабный охват показа авангардного движения стал возможным благодаря участию основного партнера проекта - Государственного музея В.В. Маяковского.

Самое раннее из направлений авангарда, неопримитивизм,  представлен полотнами Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, творчеством художников объединений «Бубновый валет» и «Союз молодежи» - Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова и других новаторов. Кубофутуризм и футуризм демонстрируют работы Владимира Маяковского, Надежды Удальцовой, Натана Певзнера, Веры Пестель, Любови Поповой, Петра Субботина-Пермяка.

С лучизмом знакомят произведения создателей этого направления - Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. Живописный абстракционизм и экспрессионизм представляют шедевры Василия Кандинского, Алексея Явленского, Владимира Бехтеева. Супрематизм разрабатывался в творчестве Казимира Малевича, Ольги Розановой, Ивана Клюна, Сергея Сенькина. Конструктивизм и производственное искусство показывают работы Эль Лисицкого, Густава Клуциса, Варвары Степановой.

Отдельный раздел выставки знакомит посетителей с произведениями одного из самых ярких и разносторонних художников послереволюционного авангарда Александра Родченко - станковые «Беспредметные композиции» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Пермской художественной галереи; обложки журналов и рекламные афиши (в соавторстве с Владимиром Маяковским) и, редкий случай, все одиннадцать иллюстраций, выполненных в технике фотомонтажа к первому московскому изданию поэмы Маяковского «Про это» (1923).

Один из экспозиционных залов посвящен «союзу поэзии и живописи», осуществленному в уникальном явлении - «футуристической книге». Практику русского авангарда отличало взаимопроникновение различных искусств. Многие поэты - Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Василий Каменский - обращались к графике и живописи, а художники - Ольга Розанова, Казимир Малевич, Михаил Ларионов и другие - становились поэтами, писателями и теоретиками.

На выставке можно увидеть графические портреты и архивные фотографии художников и поэтов русского авангарда.

Всего в экспозиции, которая занимает залы первого и второго этажей музея на Воеводина, 5, показано более 250 экспонатов из собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного музея В.В. Маяковского, Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова, Пермской художественной галереи, Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Нижегородского художественного музея.





Директор ЕМИИ Никита Корытин начинает торжественное открытие выставки:




image Click to view






image Click to view



В этот вечер в нашем большом музее было по настоящему тесно.
Но, я успела пофотографировать до того, как начался вернисаж.
На двух этажах музея весь авангард "разложен по полочкам":























































Полюбоваться шедеврами русского авангарда можно будет до 14 января 2018 года.





репортаж, Екатеринбург 2017, события, ЕМИИ, выставки

Previous post Next post
Up