К сожалению, у нас не было специальной экскурсии по Фабру в Эрмитаже, и от этого кое-что совсем прошло мимо меня - не успела самостоятельно. Но, все-таки большую часть мы увидели. И в этот раз я не ставила себе задачи сфотографировать всё, из того, что видела, отчасти, может быть потому, что это было затруднительно.
Синие совушки, словно попутные метки, привели нас к синим картинам:
Картины эти волшебны уже технологически. Дело в том, что фигуры, которые вы сейчас видите на фотографиях, в реальности не видны, они "проявляются" только при съемке. А в залах выглядят сплошными синими листами.
Выполнены они синей шариковой ручкой:
А если снимать слишком близко, получается вот что:
комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:
«На самом деле разглядеть что-либо в этих работах трудно. Зрители воспринимают их просто как синие квадраты, спрашивают: „Что это с рисунками, они что, такие старые, что на них ничего не видно?“ Фабр же сознательно не захотел использовать дополнительный свет, видимо, обыгрывая название серии „Появление и исчезновение“. Хотя, если постараться, с какой-то точки можно разглядеть фигуру, узнать знакомую позу».
Следующее удивление, когда синий стал переходить в зеленый
Картины из "жучьих" крылышек мне очень понравились!
Мозаики из панцирей жуков
Одна из наиболее известных техник Фабра - это мозаики, которые он выкладывает из переливающихся панцирей жуков-златок. Ими он выкладывал потолки и люстры королевского дворца в Брюсселе и бесчисленное количество более компактных инсталляций и скульптур. Жуков Фабр совершенно искренне считает чуть ли не самыми совершенными живыми существами и восхищается природной логикой, сумевшей так просто и эффектно защитить этих весьма хрупких существ от опасностей.
комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:
«Ванитас - феномен, который был очень популярен в XVII веке, это такое отрицательное, негативное восприятие развлечений, намек на то, что радости жизни - это пустое и надо думать о каких-то более важных вещах. В зале висит знаменитое полотно Якоба Йорданса „Бобовый король“ с изображением пира, а рядом - работа Фабра „После пира короля“, которая не является прямым комментарием, но в каком-то смысле показывает то, что происходит после праздника. Мы видим здесь пустоту, кости и мух, слетевшихся на падаль, и посреди этого одинокую собаку, которая осталась верна неизвестно чему».
Цитаты отсюда:
http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/248177-jan-fabre-hermitage