![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51/1957668.718/0_afb17_a6cf9200_XL.jpg)
Это гигантское, нет, - исполинское сооружение невозможно охватить взглядом целиком, а тем более - сфотографировать.
Толпы туристов вокруг и внутри него кажутся жалкими горстками.
В него ходят прямо с чемоданами, потому что вокзал расположен у самого подножия Собора.
К сожалению, у меня не хватило сил подняться наверх, а то бы, я думаю, убедилась в том, что весь город находится у его подножия.
По крайней мере, его башни видны отовсюду.
Существует легенда, что архитектор согласился продать душу дьяволу за чертежи этого собора.
Действительно, в нем чувствуется что-то дьявольское.
А еще - можно запросто вывихнуть шею, пытаясь, стоя у собора, разглядеть снизу его башни.
Долго думала, какое единственное слово можно подобрать для его характеристики, и остановилась, в конце концов, на слове МОЩЬ.
Горожане же называют его теплым словом DOM.
1
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17911/1957668.718/0_afb2f_40aa855d_XL.jpg)
Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни
Знаменитый Кёльнский собор, построенный в готическом стиле, несомненно, является самым узнаваемым и самым знаменитым храмом во всем мире.
Посмотреть на это величественное строение, которое по своей высоте занимает третье место среди всех храмов на нашей планете, считают своим долгом все туристы, прибывшие в Германию.
Кёльнский собор в ГерманииКёльнский собор можно назвать памятником всему человечеству, ведь его строительство, начавшееся еще в 1248-м году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро, если будет закончено вообще. Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света.
Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в 21-м веке, веке технологического прогресса, в котором нет места домыслам, загадкам, мистификациям и легендам.
Высота Кёльнского собора способна ввести туриста, впервые посетившего Кёльн, в состояние немого шока.
157 метров - такова высота архитектурного сооружения, кажущегося на первый взгляд, воздушным и «невесомым», несмотря на его огромную площадь.
Возле Кёльнского собора практически в любое время суток можно встретить толпы туристов с фотоаппаратами, которые желают запечатлеть на снимках здание, описанное организацией ЮНЕСКО, как «одно из величественных творений человеческого гения». Кёльнский собор является еще и местом паломничества католиков со всего мира, ведь в нем хранятся не только бесценные реликвии веры, но и покоятся останки многочисленных архиепископов, причисленных к святым.
Большое количество легенд и тайн, которые окутывают плотной завесой не только Кёльнский собор, но и прилегающую к нему площадь, привлекают в город десятки тысячи исследователей паранормальных явлений и эзотериков.
Архитектурное сооружение, выполненное в готическом стиле, довольно часто появляется на широких экранах в кинолентах, снятых в жанре мистики и ужасов.
Естественно, ничего страшного в элементах Кёльнского собора нет, скорее всего, он привлекает режиссеров и сценаристов готической атмосферой и легендой о самом дьяволе.
Эта легенда заслуживает более детального рассмотрения, поэтому о ней немного ниже…
Кёльнский собор - святое место
Если подойти к Кёльнскому собору, можно увидеть, что на прилегающей к нему территории ведутся постоянные археологические исследования.
Специалисты уж давно доказали, что место, на котором построен Кёльнский собор, считалось святым еще за 600 лет до прихода в наш мир Спасителя.
В результате раскопок были найдены руины древних храмов, которые были построены еще в честь языческих богов.
Однако и после прихода в Кёльн христиан, на Кёльнский собор в Германииместе Кёльнского собора постоянно строились различные церкви, многие из которых были впоследствии разрушены или сожжены.
Есть данные, что в 500-м году на территории, которая в настоящий момент прилегает к собору, была возведена усыпальница, в которой археологам при раскопках удалось найти два тела: женщины и мальчика.
Удивительно, но даже по прошествии огромного промежутка времени и постоянных строительных работ, могила не была разграблена.
В ней найдены бесценные экспонаты, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней.
Естественно, это говорит о том, что похороненные неподалеку от Кёльнского собора люди, относились к одной из правящих династий.
По предположению некоторых историков, династии Меровингов. Как уже говорилось выше, церкви на этом месте возводились с завидной регулярностью.
Видимо, место, на котором в настоящее время возвышается Кёльнский собор, всегда считалось священным.
Кёльнский собор - строительство и длинная история
Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа.
Первый этап начался в 1248-м году.
Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойтиКёльнский собор в Германии легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше.
Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года.
Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов.
Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана.
Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте.
Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе.
Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов.
К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.
В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора.
Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции.
Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.
Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов.
Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь - к Богу.
Первой была построена восточная часть Кёльнского собора.
Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет.
За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора.
Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.
С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни.
К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза».
Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей.
Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.
Кёльнский собор - легенда об архитекторе
Из вышесказанного можно сделать вывод, что от архитектора, который разрабатывал план Кёльнского собора, требовались знания, выдержка, терпение.
По большому счету, он должен был быть гениален.
Существует легенда, в которой говорится о том, что архитектор так и не смог разработать план величественного собора.
Он постоянно путался в расчетах и не знал, что дальше делать с чертежами.
Он призвал в помощники самого…. дьявола.
Он обратился к Сатане с просьбой помочь ему составить план Кёльнского собора.
Дьявол ответил, что помогать ему он не будет, а уже принесет готовые чертежи здания, которое в будущем станет самым величественным в мире.
За это он попросил лишь одно - душу Герхарда.
Обмен чертежа на душу должен был состояться в тот момент, когда прокричит первый петух.
Об этой черной сделке узнала жена Герхарда, она не могла позволить своему мужу променять душу на чертежи собора.
Жена архитектора, еще затемно, прокукарекала вместо петуха, тут же явился Сатана и передал чертежи.
Когда прокукарекал настоящий петух, чертежи уже были у Герхарда и тот мог не отдавать дьяволу свою душу.
Вот такая легенда ходит вокруг главного и первого архитектора Кёльнского собора.
Кстати, она еще имеет продолжение.
Обманутый Сатана наложил проклятие на собор.
Он сказал, что как только собор будет завершен, наступит конец света.
Кёльнский собор - непрекращающееся строительство
До 18-го века великолепный Кёльнский собор, который многие архитекторы того времени называли чудом света, стоял незаконченным.
Более того, возведенные хоры уже нуждались в ремонте.
Второе по счету грандиозное строительство собора стартовало в 1842-м году.
Его лично начал Фридрих Вильгельм IV.
Первоначальный проект, разработанный Герхардом, был признан правильным и достойным для собора в Кёльне.
В результате этого было принято решение продолжать работы согласно первым чертежам.
Уже в 1880-м году строительство башен, высота которых достигла 157 метров, было «завершено».
Однако Кёльнский собор продолжали постоянно достраивать и реставрировать: менялись стекла, добавлялись украшения, устанавливались ворота, обновлялся внутренний интерьер.
Кроме этого, в 1906-м году пришлось восстанавливать одну из декоративных башен, которая внезапно рухнула.
Вторая Мировая война - неприкосновенный собор
У многих вызывает удивление тот факт, что легендарный Кёльнский собор практически не получил повреждений во время Второй Мировой войны.
Объяснения этому пытаются дать современные военные стратеги: они утверждают, что советские, английские, американские и французские летчики не сбрасывали бомбы на собор, чтобы использовать его высокие башни в качестве ориентиров.
Все вокруг находилось в руинах, среди них, словно появившись из другого мира, возвышался Кёльнский собор.
Если стратегию летчиков объяснить просто, то, как объяснить тот факт, что многочисленные снаряды, выпущенные из дальнобойных орудий, падали куда угодно, только не на готический собор?
Видимо, его все же охраняли высшие силы.
Естественно, на стенах Кёльнского собора в 1945-м году можно было встретить немногочисленные следы от осколков и пуль, но они были скорее «исключением из правил».
Эти «повреждения» стали причиной для новых реставрационных работ.
Интересно то, что фирма, отвечающая за восстановление готического храма, по сей день работает у его стен.
Туристы и в наши дни могут увидеть неподалеку от собора небольшое служебное помещение этой фирмы.
Кёльнский собор в 21-м веке
Кёльнский собор сейчас является не только архитектурной достопримечательностью, но и местом, где хранятся одни из главных святынь христианства.
Вышеупомянутая рака с мощами трех Волхвов, многочисленные захоронения архиепископов, восстановленная Миланская мадонна - лишь малая часть бесценных сокровищ Кёльнского собора.
Самые главные святыни, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, выставлены вКёльнский собор в Германии сокровищнице, построенной на основании здания.
Она носит название «палата Святынь».
Все ценные христианские реликвии - посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами.
Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых.
В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры.
В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».
Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни.
Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели.
Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания.
Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.
Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано.
К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн.
Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом. 2
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16183/1957668.718/0_afb13_d8dc1d1e_XL.jpg)
Кельнский собор - величественнейший и громаднейший из памятников готического зодчества в Германии.
Он был заложен при архиепископе Конраде фон Гохстедене, в 1248 г., по плану "каменных дел мастера" Гергарда фон Риле, на месте существовавшего с IX столетия и сгоревшего в упомянутом году старого собора во имя св. ап. Петра.
Постройка началась с хоровой части, но подвигалась вперед очень медленно, так что эта часть получила нынешний свой вид и была освящена только в 1322 г.
После этого прежний, продольный корпус был снесен, и приступлено в 1347 г. к возведению нового, а также двух башен по краям зап. фасада, причем первоначальный план храма подвергся некоторому изменению, как о том можно заключить из того, что сравнительно небольшая длина продольного корпуса не соответствует обширным размерам хора и трансепта, а нижние ярусы башен наполовину закрывают крайние западные окна продольного корпуса.
Лишь в 1437 г. южная башня поднялась от земли настолько, что можно было повесить на ней колокола.
С тех пор ее дальнейшая кладка была совершенно оставлена, и на верхней платформе этой башни в течение четырех веков (до 1868) торчал огромный журавль, служивший для поднимания на нее строительных материалов - печальный признак города, видимый издали подъезжавшими к нему.
В XVI стол. продольный корпус был отстроен, по крайней мере до такой степени, что в окна его северного нефа вставили знаменитые расписные стекла.
Затем всякие работы по собору прекратились, и неоконченное здание стояло многие годы в виде мрачных, запущенных развалин, которые в 1794 г., во время занятия Кельна французами, были даже обращены в склад сена.
Когда в начале текущего столетия пробудилось у немцев национальное сознание и вследствие того усилилось уважение к отечественной старине, заброшенное исполинское сооружение наконец обратило на себя внимание просвещенных людей и явилась мысль о его довершении, на которую в особенности навели бр. Буассери.
Мысль эта сначала казалась чересчур смелой, неосуществимой.
Представлялось неотложным по крайней мере предохранить собор от окончательного разрушения и исправить уже существовавшие его части.
Король прусский Фридрих-Вильгельм III в 1821 г. ассигновал на эту реставрацию особые денежные средства и возложил ее производство на архитектора Алерта, по смерти которого в 1833 г. заведование ею перешло к Эрнсту Цвирнеру.
Этот последний по восшествии на прусский престол короля Фридриха-Вильгельма IV (в 1840 г.) сумел заинтересовать последнего проектом полной достройки собора и склонил его взять под свое покровительство основанное в 1842 г. общество содействия этому предприятию.
Торжественная закладка достройки происходила 4 сентября 1842 г.
С тех пор работы пошли столь быстро, что в 1848 г., при праздновании 600-летней годовщины основания собора, можно было освятить его южный боковой неф.
На место умершего в 1861 г. Цвирнера строителем был назначен Рихард Фойгтель.
Через два года он окончил отделку внутренности храма и предоставил его богослужению, после чего дальнейшие работы обратились исключительно на пластические украшения внешности здания, в особенности его роскошного южного портала, и на отделку двух колоссальных башен с их порталами.
Они приняли вид, согласный со старыми оригинальными чертежами, найденными в 1814 г. Моллером в Дармштадте, и, будучи увенчаны крестоцветными флеронами, достигли каждая до 156 м вышины.
Довершение многовековой постройки праздновалось 15 октября 1880 г.
По своему расположению К. собор имеет значительное сродство с французскими готическими храмами и больше всего походит на Амьенский собор, хотя несколько проще его.
Он представляет в плане латинский крест с округленным верхом.
Продольный корпус, состоящий из пяти нефов, пересекается трехнефным трансептом, сильно выступающим своими концами из общего плана, и по переходе за трансепт образует своим средним нефом продолговатый хор, между тем как боковые нефы закругляются позади хора и образуют круговой обход с венцом семи капелл.
Длина всего здания снаружи - 135,6 м; ширина - 61 м, а в трансепте - 86,25 м.
Площадь, занимаемая внутренностью собора, равняется 6166 кв. м, так что в отношении ее величины
К. собор уступает только соборам св. Софии в Константинополе, св. Павла в Лондоне, Миланскому и св. Петра в Риме.
Во всем расположении собора видна большая ритмичность, а в его конструктивной системе строгая последовательность.
Вышина здания от земли до начала крыши - 46 м, а до ее гребня - 61,5 м.
Над тем местом, где продольный корпус перекрещивается с трансептом (над так назыв. Vierung), высится центральная башня с сквозной остропирамидальной вершиной, поднимающеюся на 109,8 м от земли.
Две другие башни (колокольни), также остроконечные и пирамидальной формы, стоящие по краям западного фасада, тянутся вверх словно исполинские окаменелые хвойные деревья, ростом в 156 м каждое.
Это - самые высокие церковные башни в целой Европе.
Колоссальная масса здания убрана снаружи множеством опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, башенок, вимпергов, горгулий, галерей, сквозных решеток и пр.
При входе чрез западный главный портал, богато украшенный скульптурной работой, но, к сожалению, слишком узкий, внутренность собора благодаря простоте сводов продольного корпуса производит впечатление величественности, которое тем более усиливается, чем ближе подходишь к высокому, стремящемуся к небесам хоровому пространству и видишь идущий вокруг храма пояс красивого трифория и верхних окон.
Как все большие и маленькие стрельчатые дуги потолочных сводов, арки между столбами и оконные пролеты построены по схеме равностороннего треугольника, так точно и отношения размеров в прочих частях сооружения подчинены этой форме, вследствие чего повсюду видна удивительная ритмичность и гармоничность конструктивного целого. 3
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16138/1957668.718/0_afb14_a5ce2b26_XL.jpg)
4
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16185/1957668.718/0_afb15_ba07b0a5_XL.jpg)
5
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/1957668.718/0_afb16_970fa0ff_XL.jpg)
6
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16099/1957668.718/0_afb18_17e045e7_XL.jpg)
7
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/1957668.718/0_afb1a_a4046e24_XL.jpg)
8
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/1957668.718/0_afb1b_6f53ec20_XL.jpg)
9
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51/1957668.718/0_afb1c_f03686fb_XL.jpg)
10
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15497/1957668.718/0_afb1d_52ab4074_XL.jpg)
11
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15522/1957668.718/0_afb1e_f2be1984_XL.jpg)
12
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17911/1957668.718/0_afb1f_5754e411_XL.jpg)
13
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15587/1957668.718/0_afb20_fbb4e667_XL.jpg)
14
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/1957668.718/0_afb21_2246ed76_XL.jpg)
15
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15482/1957668.718/0_afb22_d1982350_XL.jpg)
16
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15501/1957668.718/0_afb23_8d29b7db_XL.jpg)
17
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15564/1957668.718/0_afb24_c84923b8_XL.jpg)
18
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/1957668.718/0_afb25_7faef357_XL.jpg)
19
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/1957668.718/0_afb26_3f0c58b_XL.jpg)
20
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/1957668.718/0_afb27_e875f95a_XL.jpg)
21
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17911/1957668.718/0_afb28_b0fd340_XL.jpg)
22
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17847/1957668.718/0_afb29_4e8ab84a_XL.jpg)
23
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15501/1957668.718/0_afb2b_343955fd_XL.jpg)
24
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16189/1957668.718/0_afb2c_60257bfb_XL.jpg)
25
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16132/1957668.718/0_afb2d_e78bd870_XL.jpg)
26
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15589/1957668.718/0_afb2e_3eb4eb8e_XL.jpg)
27
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/1957668.718/0_afb19_9df6b4e1_XL.jpg)
![](http://www.bigsauron.ru/valid7338_h46b1951166705f1a360ec14a965002d4.jpg)