Базилика монастыря Монсеррат

Oct 27, 2014 16:07




Ну, и чтобы не откладывать в долгий ящик - заглянем в Собор монастыря Монтсеррат.






Если кто-то не догадался - это свечи.




Выходя из заалтарной капеллы, оказываемся в пространстве, именуемом Путем Аве Мария (Camí de l'Ave Maria).
Это наружное пространство базилики, ограниченное с одной стороны стеной храма, а с другой - скальной породой.
Чтобы соединить внутреннее пространство храма с внешним и одновременно защитить паломников от дождя, архитектор Жузеп Марторель (Josep M. Martorell) (р.1925) в 1982 году соорудил сводчатый полукруглый навес из оргстекла.
Через эту прозрачную конструкцию видно небо, горы и покрывающую их растительность.
Также здесь находятся остатки прежнего (XVI века) фасада базилики.








Путь Аве Мария утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской.
Вы тоже можете поставить здесь свою свечу (ее нужно будет заранее купить во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик).




Кроме того, в этом коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899-1988).










А также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982).
Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (Joan Baptista Guivernau) (1908-2001).





Путь Аве Мария возвращает нас вновь в атриум базилики.







Первый камень монсерратской базилики был заложен в 1560 году аббатом Бартомеу Гаррига (Bartomeu Garriga).
Освящение собора состоялось в 1592 году, когда были завершены своды и купол центральной башни.
По архитектурному стилю здание храма относится к переходному периоду между готикой и Возрождением (очень редкий пример подобной архитектуры в Каталонии), в то же время внутреннее убранство церкви весьма эклектично и является творением художников разных эпох, однако с преобладанием стиля каталонского модернизма.
В 1991-1995 гг. была осуществлена реставрация экстерьера и интерьера храма.
Цель этих работ состояла в том, чтобы вернуть фасаду базилики ренессансный облик, который был утрачен в ходе различных перестроек, а интерьер храма сделать более светлым и ярким.








Интерьер восстановленного монастырского собора, над которым трудились художники и скульпторы XIX и XX веков, представляет собой сплав нескольких стилей с преобладанием модернизма.
В 1881 году папа Лев XIII присвоил собору Монсеррата титул малой базилики.
Алтарь высечен из скалы и богато украшен эмалью и серебром.
В Тронном зале, отличающемся особым великолепием, с 1947 года хранится статуя Святой Непорочной Девы Марии Монсерратской.
Трон Мадонны из литого серебра был воздвигнут на народные деньги в знак примирения после Гражданской войны.
Светильники для Тронного зала были подарены монастырю различными общинами страны.
В оформлении алтарной часовни собора принимал участие Антонио Гауди.








Чтобы лучше передать таинственную атмосферу собора, сняла несколько секунд на видео:

image Click to view



При входе в церковь взгляд в первую очередь обращается к алтарной части, где располагается хор с сидениями монахов и главный алтарь.
Над алтарем находится ниша, выполненная в виде позолоченной часовни: именно в этом небольшом верхнем помещении (Тронном зале), нависающим над алтарем наподобие балкона, установлен серебряный трон (престол) с почитаемым верующими образом Богоматери Монсерратской.
Спроектировал эту позолоченную нишу уже известный нам архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона.





Церковь не особенно велика по размерам.
Центральный неф имеет 58 м в длину, 15 м в ширину и 23 м в высоту.
Полукруглые арки свода опираются на стены на уровне трибун верхнего яруса - там же, где стены храма прорезаны круглыми окнами-иллюминаторами.
Над средокрестием возвышается восьмиугольная башня-фонарь, которая после реставрации 1990-х годов служит главным источником естественного света, в то же время не нарушая атмосферы интимного полумрака, которую проще всего почувствовать по вечерам, когда основной поток туристов спадает.





Здание базилики представляет собой храм с одним нефом и 12 боковыми капеллами, а также изящными боковыми галереями на втором ярусе.
Во время нашествия наполеоновских войск базилика очень сильно пострадала.
Результатом реставрации конца XIX века стало создание нового внутреннего убранства в эклектичном «романско-византийском» стиле.
Качество оформления нефа оценивается специалистами неоднозначно, однако архитекторы, художники и скульпторы, работавшие над дизайном пресвитерия и боковых капелл, признаны выдающимися мастерами модерна и символизма.








Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.
Эти вотивные светильники зачастую обладают значительной художественной ценностью и являются яркими примерами каталонского ювелирного искусства послевоенного периода.
Эти лампы заменили собой те, что украшали базилику до разрушения монастыря наполеоновскими войсками (1811-1812).
Ансамбль светильников символизирует приношение каталонского народа и его постоянное присутствие у ног Черной Мадонны Монсерратской, святой покровительницы Каталонии.








На центральных пилястрах нефа находится скульптуры пророков Иезекииля, Иеремии, Исайи и Даниила, напоминающие о пророчествах, связанных с Девой Марией.
Эти фигуры вырезал из дерева скульптор Жузепом Льимона (Josep Llimona i Bruguera) (1864-1934), один из выдающихся представителей каталонского модернизма.
Они были установлены в базилике в 1896 году.








Подойдя к пресвитерию, можно полюбоваться модернистскими росписями, украшающими участки стен между пилястрами.
Крупные полотна в верхней части выполнили Александр де Рикер (Alexandre de Riquer) (1856-1920), Жуаким Вансельс (Joaquim Vancelles) (1956-1942) и Жуан Льимона (Joan Llimona) (1860-1926).
Композиции, расположенные ближе всего к позолоченной нище с образом Черной Мадонны, изображают группы ангелов; крайние композиции посвящены легенде об обнаружении этой чудотворной статуи в Святой Пещере; на промежуточных полотнах представлены символы Монсеррата и Каталонии (справа) и Церкви (слева).
Четыре полотна в нижней части посвящены сюжетам из жизни Богоматери.
Эти росписи являются работой Жуана Льимоны, Диониса Башераса (Dionís Baixeras) (1862-1943) и Льюиса Гранера (Lluís Graner) (1836-1929).
Пресвитерий и хор с сидениями для монахов были реконструированы в 1957-1958 гг. по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси, создавшего, как мы знаем, также новый главный фасад монастыря. Главный алтарь базилики был освящен в 1959 году.
Он выполнен из цельной каменной глыбы монсерратского камня весом 8 тонн. Алтарь покоится на каменном постаменте, который являлся частью прежнего алтаря базилики.
Замечательно красивая фронтальная часть алтаря из серебра и эмали является творением Монсеррат Майнар (Montserrat Mainar) (р. 1928) и изображает тайную вечерю, брак в Кане Галилейской, чудо умножения хлебов и рыб, а также двух ангелов с кадилом и просфорой.
Обрамляющая эту фронтальную часть рельефная серебряная рамка - работа ювелира Мануэля Капдевилы (Manuel Capdevila) (1910- 2006).
Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости (ок. 1496-1497), преподнесенный монастырю в подарок в 1960 году.
С 2007 года «Распятие Монсеррат» приписывают Микеланджело, хотя ранее оно считалось работой Лоренцо Гиберти.
Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина (1960) работы Мануэля Капдевилы.





image Click to view









В базилике можно увидеть два органа.
Старый орган монсерратской церкви датируется 1958 годом и был собран из различных фрагментов органов разрушенных каталонских храмов.
Этот орган теперь и сам находится в плачевном состоянии и больше не используется.
Он находится на своем прежнем месте в задней части базилики.
Новый орган был торжественно открыт в 2010 году и является самым большим в Каталонии.
Инструмент был создан компанией Blancafort, orgueners de Montserrat на средства, собранные по общественной подписке и с помощью спонсоров.
Орган по давней каталонской традиции разместился в левой боковой части нефа.
Орган насчитывает 4230 труб и 63 регистра, 4 мануала и 1 педаль.
Этот инструмент с замечательным звучанием вывел Каталонию на международный музыкальный уровень.
Теперь в базилике Монсеррата проходят органные концерты, в которых участвуют лучшие органисты мира.
Кроме того, орган сопровождает проходящие в монастырской базилике богослужения и выступления хора мальчиков.








Вон та очередь к Мадонне, которую мы только что прошли:




image Click to view



Вид на Храм от алтарной части:




В конце XIX века базилика была реконструирована после разрушительного нашествия наполеоновских войск, поджигавших монастырь в 1811 и 1812 годах.
В 1900-1901 гг. на месте бывшего церковного фасада в стиле барокко появился новый, нынешний фасад.
Этот фасад создал каталонский архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона (Francesc de Paula del Villar y Carmona) (1860-1927), а авторами скульптурного оформления и тимпанов выступили братья Вальмиджана-и-Барбань (Vallmitjana i Barbany) - Венанси (1826-1919) и Агапит (1833-1905).
Фасад базилики украшают скульптуры Христа и двенадцати апостолов, большое окно-роза и часы, изготовленные в начале XX века.
Это западная часть церкви.





image Click to view






Внутренний двор храма:













И напоследок - скульптуры и рельефы, украшающие вестибюль Собора:

















церкви, Монтсеррат, Испания 2014, ссылки

Previous post Next post
Up