В Волковыском районе Гродненской области, что у нас в Беларуси, есть поселок городского типа - Красносельский. Район, считавшийся на протяжении 100-летия, промышленным, стал в последнее время популярным среди туристов. Привлекает нас, туристов, все необычное, примечательное и оригинальное. А в Красносельском есть такие вот водохранилища, вид которых зачаровывает.
В нашем путешествии, с доброй воли стечения стихийных, но замечательных обстоятельств, нас сопровождали два замечательных парня, родом из этих мест, а кто, если не местные жители, могут рассказать обо всем в подробностях, и показать все
Почти 100 лет назад, в 1914-м, построили в Красносельском цементный завод, и для него стали добывать мел, коим район очень богат. Добывают его вот в таких карьерах и по сей день. Ребята показали, с чего начинается то, что превращается потом в живописные водохранилища, к которым лет 5 назад началось настоящее паломничество туристов.
Вот мы на дне такого карьера. Даже еще не совсем на дне при разработке углубляются до 30 м.
Белазы круглосуточно совершают рейсы с карьеров на завод и обратно.
На карьер - пустыми, обратно - гружеными 30 тоннами мела.
Пригласили покататься на этих громадинах, да, нелегкий у ребят труд. От карьера до завода около 9 км.
За смену в 12 часов каждая машина делает 15-16 рейсов. Ребята поделились, что за смену "доезжают до Минска", проезжают 260-270 км.
Вот так вот при разгрузке пуговичкой отмечают очередной рейс, а в эту тетрадку водитель просил не заглядывать - там ведутся некие финансовые расчеты.
Вдоль маршрута Белазов белым-бело, вся растительность и близлежащие дома покрыты слоем мела.
Итак, мел из карьера вынимают и увозят, когда начинает поступать вода - узеньким таким ручейком, ее удаляют насосами.
Но ресурс карьера заканчивается, и разработка его завершается. Он заполняется водами. И из-за оставшихся меловых и глиняных пород вода здесь такого цвета - в каждом карьере - своя, и в каждом неповторимо прекрасная.
Первоначально закрытый для разработки карьер выглядит вот таким образом, инопланетный пейзаж без растительности.
На этом карьере разработка закончилась около года назад.
Но постепенно берега зарастают травой, деревьями и кустарниками. И карьеры становятся совершенно похожи на природные объекты. Залетные птицы приносят на лапках икру, и водоемы обогащаются рыбой.
Эх, эти бы объекты, да в хорошие руки!.. Туризм здесь совершенно дикий, нет никаких условий, мусор не вывозятся, о какой-либо инфраструктуре и говорить нечего.
Кучи мусора, стихийные кострища, огромные строительные бетонные балки, запрещающие въезд машин напоминают, что посещение здешних мест туристами... запрещено законом. Именно так... Со своими крутыми берегами, скользким глиняным дном карьеры считаются опасными для туристов.
Ребята свозили нас на 7 карьеров, залитых уже водой. На многих из них купаются люди. Чистейшая вода, с хорошим входом, есть места поглубже, есть помельче, где бултыхаются малыши, твердо ступая ножками по песчаному дну. Да, есть скользкие места, есть крутые берега, но какое море или озеро на Земном шаре полностью благоприятно для туризма? наверное, ни одно... Развивать туристические маршруты нет средств ни у завода, во владении которого карьеры находятся во время разработки, ни у государства, в чьи руки попадают карьеры после рекультивации.
Рекультивация - следующая стадия жизни карьеров. Огромные шагающие экскаваторы засыпают карьеры, сглаживая крутые берега и делая их безопасными и пологими. Именно сюда, кстати, предлагают приезжать туристам - безопасно, надежно, никакого экстрима. Выше на фото карьер засыпанный с одной стороны, когда засыпят с обоих, он станет узким, с такими вот берегами, и вернется ли вода к прежнему цвету, меняющемуся от карьера к карьеру - лазурный-небесный-голубой-синий-изумрудный-зеленый - неизвестно.
Ну, хватит о грустном. Пока есть возможность любоваться, будем любоваться. Ведь есть чем!
Красиво и здорово, и хочется релаксировать и медитировать, сидеть на берегу и наслаждаться. Не так много...