Онтологии мышления на смене поколений

May 07, 2012 14:24

В различиях между двумя самыми популярными социальными сетями стран бывшего совка - ЖЖ и Вконтакте легко просматривается такой простой, но интересный феномен фундаментального человеческого, личного взаимонепонимания. Собственно, концептуально ничего нового в этом нет. Это всего лишь статистические различия между поколениями, в данном конкретном контексте - пользователей, в областях их интересов, рефлексий и дискурсов.

Уходящие поколения необратимо погрязли в уродливых нарративах прошлого - "русском/украинском", православном, самодержавном-имперском, социалистическом и ряде других; приходящие же поколения, благодаря прежде всего соцсетям, не обременены уже этими рефлексивными клизмами нарративов и причудливыми призмами восприятия.
Конечно, жесткого разделения "поколений" по соцсетям нет (тем более что и уходящие, и приходящие поколения содержат в себе людей обоих типов мировосприятия, просто в разных пропорциях), но не только люди, но само устройство этих двух платформ предполагает содействие первому и второму способу конструированию мировосприятия и мировоззрения.

Как "видят" новые поколения? Они видят и принимают все непосредственно - свою животную и социальную природу - начиная с еды и секса, и заканчивая самостоятельным постоянным углублением понимания социальных ролей человека (конечно, не без помощи исчерпывающих баз информации, знаний и "экпертов" по любым, вплоть до мельчайших вопросов этих сфер). А далее в человеке постепенно инициируются паттерны сознания, осмысленной экзистенции, выраженные в творчестве в самом широком его понимании, в естественно стремении к самосовершенствованию.

А что же "старье"? А старье начинает с нарративов. Делать, воспринимать и существовать надо согласно нарративам. Потому что русский, потому что история, потому что традиции, потому что мораль, потому что культура, потому что православие, потому что это правда, а это ложь, потому что быть собой можно только таким и таким, а прочие должны себя преобразовывать к стандартным шаблонам, и так далее.
Через эту призму видение старые поколения воспринимают новые за дикарей, не знающих, что такое мораль, вера, ценности, история, стигмы, патриархат, почему геи - это зло, евреи все состоят в мировом заговоре сионистов, а американцы - все сплошь идиоты и враги русского человека. Это, конечно, лишь частность из русских реалий, но она показательна как пример.

А как же воспринимает своих этических оппонентов "молодежь"? Молодежь через свою призму воспринимает все иначе. У них нет необходимости в фантазиях нарративов, поэтому у этого поколения весьма скептическое отношение к последним.
Вот заходит, к примеру, молодой человек в блог некоего товарища Крылова. А там - гудят повсюду смысловые рефрены: американцы - это гниющая изнутри нация; если кто-то улыбается - то лишь потому, что все врут, а на самом деле за улыбкой кроются кровавые маньяки, по типу Чикатило, и уж лучше суровый русский ругливый насильственный быт, чем эти лживые улыбки и напускное дружелюбие. Когда молодежь отрывается или занимается сексом - это гниль, упадок, безверие, отупение. Когда человеку плевать на русскую культуру, историю ценности - это животное, животное, животное.

Конечно, едва соприкоснувшись с таким "творчеством", адекватный (молодой призме восприятия) человек отреагирует резко. Он не будет анализировать, выискивать ошибки, ложь, софизмы, недостатки и аномалии специфической авторской или некоей общественной этической системы, не будет проводить деконструкцию этой уродливого комка древних выродившихся нарративов. Он выскажется просто и радикально: ЧТО ЭТО ЗА ХУЙНЯ? ВЫ ЧТО, ТУТ, ВСЕ, БЛЯДЬ, ЕБАНУЛИСЬ?

политика, общество драма, психология, общество

Previous post Next post
Up