Новая старая Коломна. Часть 1 Итак, прогулка-экскурсия :) Как обычно, все фотографии при желании можно рассмотреть в большем размере.
В сети много вариантов схемы кремля, но мне понравилась эта, бумажная, с которой мы и ходили. По возможности я буду на неё ссылаться.
На месте въезда в кремль через бывшие Ивановские ворота, разобранные ещё в начале XIX века, устроен пост городового. Эта должность появилась в городе для поддержания порядка после отмены крепостного права :)
Восстановленный фрагмент стены.
Вот здесь видно, во-первых, как различаются участки старинного (снизу) и современного (вверху) кирпича, а во-вторых, что внутри стены не кирпич, а камень, так называемая забутовка:
Часть ниш в стене использована как экраны для живописных панно, посвященных истории города:
Это нашествие Батыя, крепость ещё деревянная:
А это сбирание войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Оно, конечно, происходило не в кремле, а неподалеку от города, в месте, которое называется Девичье поле.
Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь в кремле (12-17). Слева вдали виден дом (18), в котором, приезжая к родственникам, останавливался писатель Александр Куприн.
А это красивое здание (33) на схемах обозначено как дом купцов Львовых на улице Казакова.
Сейчас в бывшей купеческой усадьбе расположен Музей органической культуры - одного из художественных направлений русского авангарда. Этот новый музей Коломны необычен, прежде всего, тем, что в создании его концепции участвовали насельницы Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Их же тщанием здание превратилось в украшение улицы. За образец декора взяты уцелевшие оригинальные фрагменты отделки усадебного дома до его ремонта.
Архитектор Матвей Казаков, именем которого названа улица, был прислан в Коломну лично Екатериной II в 1778 году для снятия видов и составления образцового плана города. Ему же принадлежат проекты знаменитых "казаковских" башенок, которые украшают стены многих коломенских монастырей и стали одной из визитных карточек города, и проект перестройки архиерейского подворья в конце XVIII века.
Самостоятельная Коломенская епархия была создана в середине XIV века и просуществовала 450 лет. В разные периоды истории её объединяли с другими - Каширской, Тульской и даже Московской. Первую сотню лет, примерно до середины XV века, коломенские епископы играли ключевую роль в решении многих церковно-политических вопросов, но уже к XVII веку епархия стала своеобразным "прибежищем" для временно или совершенно отошедших от дел церковных иерархов. Тем не менее вплоть до 1799 года Коломенский кремль является архиепископской резиденцией, а Успенский собор - кафедральным. Для владыки в кремле был выстроен архиерейский дом (16) с жилыми покоями, придомовой церковью и помещениями епископского приказа и казнохранилища.
Архиерейский корпус
Сохранившиеся строения относятся, в основном, к концу XVII века. Уже в наше время были восстановлены соответствующий внешний вид и интерьеры по немногим уцелевшим письменным источникам и исследованиям археологов.
В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, а сама Коломна была включена в Московскую епархию, глава которой получил титул «Московского и Коломенского». Когда восстановили патриаршество, управляющий Московской епархией наместник стал носить звание митрополита Крутицкого и Коломенского. Так что сейчас архиерейские палаты используются как гостевая резиденция действующего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а Успенский собор таким образом снова приобрёл статус кафедрального.
Вид на главную площадь кремля - Соборную с Успенским кафедральным собором (19) посередине.
Справа видны строения Свято-Троицкого женского монастыря. Второе его название - Ново-Голутвин в противовес Старо-Голутвину, что возле впадения Москвы в Оку. Тот - действительно старый: основанный в XIV веке, он связан с именами Сергия Радонежского и Ивана Грозного. Однако, когда Коломенскую епархию упразднили, и архиерей с его службами уехал из Коломны, освободив свою резиденцию, то, дабы добру не пропадать, было принято решение перевести монастырскую братию из Голутвина в кремль, оставив на прежнем месте лишь небольшую часть монахов для пригляду. Чтобы отличать одну часть разросшегося вдруг монастыря от другой, кремлёвскую стали звать, естественно, Новой. Со временем монастыри разделились, после революции оба были закрыты, а возродился монастырь в кремле уже не мужским, а женским.
Про монастырь и его обитательниц нам рассказывали много хорошего, но внутрь мы не ходили. Монахини ведут обширную культурно-прсветительскую деятельность, содержат два питомника - плодовых растений и среднеазиатских овчарок, а также несколько мастерских, среди которых выделяются вышивальная и керамическая. Главная церковь монастыря - Троицкая (14), которая видна в проёме ворот, оформлена в стиле московского барокко и состоит по сути из двух церквей: верхней - во имя Троицы Живоначальной, и нижней, в подклете - в честь блаженной Ксении Петербургской. Так вот, говорят, что иконостас нижней церкви выполнен из керамики монастырскими мастерицами, а стены и своды церкви сестры монастыря начали недавно выкладывать мозаикой.
Декоративный элемент с каменным шариком наверху справа от ворот - часть убранства другой церкви монастыря - Покровской (12), она выстроена в псевдоготическом стиле и появится ещё на других фотографиях. Там, по словам нашего экскурсовода, иконы главного чина тоже необычные, вышитые обитательницами монастыря.
От ворот монастыря мимо Успенского собора к единственным сохранившимся въездным воротам кремля в Пятницкой башне ведёт улица, которая когда-то тоже называлась Успенской, сейчас это улица Лазарева.
Колокольня монастыря (13), относящаяся к первой четверти XIX века, неожиданно хорошо гармонирует со старинными белокаменными собором и звонницей, завершая собой ансамбль Соборной площади.
Успенская шатровая звонница (21) построена в самом конце XVII века. Высота - 40 м, основание - массивный четверик - остаток более древнего храма, однако за счёт высокого восьмигранного ажурного шатра с 5 ярусами звона и слухов башня не кажется слишком тяжелой.
Когда-то на звоннице было 20 колоколов, самый тяжелый весил 800 пудов. Кроме того, башню украшали часы с курантами, которые по-разному отбивали дневные и ночные часы. В 20-е годы все звоны были уничтожены. Сейчас на колокольне установлен новый 400-пудовый колокол, который назвали "Пимен", в честь покойного патриарха вся Руси Пимена.
Успенский собор (19) - кафедра коломенских епископов - тоже относится к концу XVII века.
Построен он на месте более древнего храма, который был заложен незадолго до Куликовской битвы, именно в нем молился о победе князь Дмитрий перед сражением. Главной храмовой святыней стала легендарная Богоматерь Донская.
По преданию икона появилась на Куликовом поле и способствовала победе русского войска, но историки считают, что на самом деле она была заказана супругой Дмитрия княгиней Евдокией уже после Куликовской битвы специально для Успенского собора в Коломне на молитвенную память о погибших. Автором её был Феофан Грек или кто-то из его учеников. Икона была двусторонней, со дной её стороны была изображена Божья Матерь с младенцем, а с другой - Успение Богоматери, в честь чего храм и был наречен Успенским. Кстати, у древнего храма было не пять глав, а три - одна большая и две малых.
Со временем старый храм обветшал и был разобран, а его камни пошли на строительство нового собора. Сохранилось его подробное описание, выполненное вскоре после открытия и освящения, это позволило при реставрации 1950-60 годов частично восстановить первоначальный облик этого памятника.
Наружная надвратная икона выполнена из мозаики.
Внутренняя надвратная икона представляет собой копию оборотной стороны легендарной Донской иконы. Надо сказать, что после того, как Иван Грозный, помолившись у этой иконы в 1552 году, сумел наконец взять Казань, он приказал перенести сей чудный образ в Благовещенский собор Московского кремля для особого почитания, а в Коломне был оставлен её список. Сейчас, как нам сказали, древняя святыня хранится в Третьяковской галерее.
Внутреннее убранство собора в советское время было полностью уничтожено, так что и иконостас, и тысячу квадратных метров настенных росписей пришлось восстанавливать заново. Реставрацию завершили в 1999 году, храм освятил Патриарх Алексий II.
Вот на этом рисунке Матвея Казакова можно увидеть, как выглядел Успенский собор в конце XVIII века, когда его восстановили после пожара 1772 года, уничтожившего полгорода.
Здесь же видны и часы на звоннице и небольшая церковь возле неё - храм иконы Тихвинской Божьей Матери. Городская легенда гласит, что эта маленькая, но тёплая зимняя церковь появилась после визита в 1775 году в Коломну императрицы Екатерины II. Якобы городской глава так переживал, что приехавшая поздней осенью государыня, отстояв службу в холодном неотапливаемом Успенском соборе, осерчает и выгонит его с должности, что дал себе слово, коли обойдётся без наказания, поставить непременно при соборе тёплый храм. Хотя есть сведения, что на этом же месте каменной церкви стояла ещё меньшая деревянная. Точно известно, что изображенный на рисунке Казакова храм был построен в 1776 году.
В середине XIX века зимнюю Тихвинскую церковь было решено расширить, для чего старое здание полностью разобрали и на его месте выстроили в псевдорусском стиле новое, дошедшее до наших дней (20), хотя в 1920-е годы храм был закрыт, а главы снесены.
На восстановление внешнего облика храма и внутреннего убранства понадобилось двадцать лет.
Чуть позади Тихвинской церкви, почти невидная с Соборной площади, стоит небольшая барочная церковка Воскресения Словущего (24).
Службы в ней пока не восстановлены, но храм неизменно привлекает внимание посетителей Кремля не только изяществом, но и своей древней романтической историей. Дело в том, что предположительно именно на этом месте в начале XIV века стоял деревянный храм, который находился среди построек двора московских князей. Здесь 18 января 1366 г. князь московский Димитрий Иоаннович, будущий Донской, венчался с дочерью нижегородского князя Евдокией, ему было тогда 16 лет, а Евдокии - 13. До XX века в храме хранилась древняя ценная реликвия - ковш для вина, использовавшийся при этом венчании.
Каменный храм был построен не позднее первой трети XVI века, а в конце XVIII-го - реконструирован и частично перестроен в формах позднего барокко. С середины XX века и до последнего времени внутри здания церкви и вокруг неё периодически проводились археологические изыскания, в последние годы параллельно с ними храм восстанавливался и реставрировался, снаружи реставрация уже практически завершена.
Если Воскресенская церковь считается древнейшей "по месту", то храм Николы Гостиного (26) - древнейший в Кремле "по стенам". В старых архивных описях сохранился текст закладной доски этой церкви, из которой следует, что этот каменный храм был поставлен в 1501 году "замышлением коломенского гостя", то есть богатого купца, занимавшегося "заморской", читай - международной, торговлей. Чин гостя жаловался только царём, а Николай-чудотворец считался покровителем торговцев и путешественников. Этот храм был особым: чтобы гости успевали к началу торговли, богослужение в нём начиналось на час раньше, чем в остальных церквях города.
Удивительно, но этот древний храм сохранился почти на всю высоту, хотя в середине XIX века был перестроен до неузнаваемости в псевдорусском стиле с элементами классицизма. В советские годы он был закрыт и лишен глав. Когда мы в последний раз были в Коломне в 1989 году, в здании был размещён зал тяжелой атлетики местной спортивной школы.
Мы возвращаемся на Соборную площадь. Возле Успенской звонницы в 2007 году к Дням славянской письменности и культуры был установлен памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию (22). Вдали, за их спиной, по другую сторону Москвы-реки, виден Богородице-Рождественский обетный Бобренев мужской монастырь, основанный, как и Старо-Голутвин монастырь в XIV веке.
Городская школа №3 на территории кремля разместилась в здании дореволюционного двухэтажного корпуса приходского соборного училища (23).
Обогнув школу, мы выходим на место, которое с середины XIX века носит ласковое название "Блюдечко" - по своей форме. Образовалось оно после того, как здесь окончательно была разобрана кремлевская стена. Археологические раскопки дают основание утверждать, что именно с этого места начиналась Коломна.
Низина в левой части фотографии - это засыпанное старое русло Коломенки, раньше оно проходило под самой стеной Кремля.
С блюдечка видна вся Соборная площадь:
А это у меня единственная фотография, на которой можно хоть как-то разглядеть псевдоготическую Покровскую церковь (12) Свято-Троицкого монастыря. Она была построена в первой четверти XIX века на месте разобранных парадного крыльца и лестниц архиерейский покоев, считалась придомовой и поначалу была освящена во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Улица Лажечникова, названная в честь знаменитого уроженца Коломны, - главная в Коломенском кремле. Когда-то это был основной въезд в Коломну со стороны Москвы.
Красное здание слева - усадьба XIX века, в которой находится Коломенский краеведческий музей (4).
Но мы не идём по этой улице, а сворачиваем на улицу Лазарева, чтобы выйти к внешней стороне кремлёвской стены. Здесь, снаружи почти во всю высоту стены размещены большие репродукции рисунков Матвея Казакова. Вот, например, рисунок Пятницких ворот, единственных, которые сохранились (и к которым мы не ходили).
Это самая знаменитая башня Коломенского кремля. Вообще-то она называется Коломенская, но больше известна как Маринкина башня. Эта западная сторожевая вышка города охраняла сухопутную Московско-Рязанскую дорогу и речную, шедшую по реке Коломенке, которая в те времена была полноводной.
Согласно легенде в эту башню была заточена жена Лжедимитрия Марина Мнишек. Документальные свидетельства этого вроде как отсутствуют, но Коломна издавна считалась местом ссылки тех важнейших пленников, которых не хотели держать в заключении в столице, но и не рисковали отправлять куда-то далеко, опасаясь побега. Достоверно известно, что в 1611 году в период правления в Москве королевича Владислава Марина с сыном пребывала в Коломне, в 1612 году тайно бежала в через Рязань в Астрахань, была схвачена и летом 1614 года привезена в Москву.
Народные же предания рассказывают, что, чтобы скрыть побег из Коломны, лжецарица подожгла город, за что жители её люто возненавидели. Когда Марину поймали, то сына её повесили, а саму её убить не могли, потому что она была венчана на царство перед богом. Вот и выбрали ей местом заключения Коломну, ибо там никто ей помогать ни за что не станет. Заточили в самую высокую башню, а она повадилась оборачиваться птицей и летать в ночи. Тогда закрыла стража наглухо все окошки, и не смогла Марина вернуться и снова стать человеком. Так и летает по ночам, кричит, стонет, проклинает свою судьбу.
Только у подножья башни можно в полной мере оценить её мощь и высоту.
От Маринкиной башни до следующей - Грановитой - сохранилось ещё одно прясло стены с проходными воротами, к которым можно пройти по мосту. Именно перед этим участком кремлевской стены установлен памятник Дмитрию Донскому (10).
Это вид с внутренней стороны стены в сторону Маринкиной башни.
А это - Грановитая башня. Снаружи она почти круглая, как и Маринкина, а изнутри - прямоугольная.
Ещё один монастырь внутри кремля - Брусенский Успенский, с оградой, выполненной по проекту Матвея Казакова или его учеников, с характерными "казаковскими" башенками.
Принято считать, что он заложен Иваном Грозным в честь взятия Казани в 1552 году, а первыми его насельниками были участники Казанского похода - изначально монастырь был мужским. Брусенский - от слова "брусенный", то есть деревянный.
Во времена Смуты монастырь пришел в упадок, а когда Смутные времена миновали, возродился уже как девичий, единственный в Коломне и самый большой в Коломенском уезде. В лучшие времена в монастыре проживало до 200 сестёр и 400 послушниц.
Храм Успения Пресвятой Богородицы (7) относится ко времени основания монастыря и представляет собой редкий памятник раннего шатрового зодчества. Позднее к нему была пристроена трапезная с приделом Иоанна Златоуста. В XIX веке храм был подновлён, перестроен и обзавёлся новым декором, но благодаря многочисленным исследованиям, которые велись с 1970-х годов, реставраторам удалось восстановить его первоначальный облик.
В середине XIX века в монастыре был возведен Крестовоздвиженский собор (8), заметно украсивший не только монастырь, но весь Коломенский кремль.
Нам рассказывали, что в храме была удивительная акустика, превращавшая один голос в хор из нескольких. В 1930-е годы главки собора были снесены. Восстановили их только в 2007 году, к празднику, но прежнего волшебного эффект добиться не смогли.
Из ворот монастыря мы выходим снова на улицу Лажечникова. Напротив - здание бывшей городской управы (2), сейчас оно принадлежит Коломенской городской думе. Экипаж поджидает желающих совершить экскурсию по кремлю.
А мы, завершив круг, покидаем кремль через проход, в котором когда-то находились Ивановские ворота, давным давно разобранные и сохранившиеся лишь на старом-старом рисунке гениального архитектора.
Моя короткая прогулка закончена, и я совершенно точно хочу приехать сюда ещё раз, а то и не один :)