Акварели Альбрехта Дюрера

Feb 13, 2013 09:10

Акварель появилась в Китае, вскоре после изобретения бумаги (II в.).

В сущности, как и знаменитая китайская тушь, акварель представляет собой мелкодисперсный порошок растительных и минеральных пигментов, при разбавлении водой он образует полупрозрачную взвесь, которую наносят на бумагу мягкой кистью. Именно эта прозрачность, степень которой зависит о количества добавленной воды, и позволяет создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Для связывания пигмента при изготовлении акварели используются водорастворимые клеи, кроме того в краску добавляют компоненты, препятствующие скатыванию раствора в капли, предотвращающие высыхыние и защищающие от плесени.

Акварель считается живописной техникой, но роль бумаги при её использовании так велика, что чаще её относят к графике. Это отражено и в русском языке: акварелью рисуют, а не пишут, как маслом или темперой. Считается, что европейцы столкнулись с акварелью примерно в XII-XIII веке, именно тогда они познакомились с бумагой. Самыми первые попытки применения акварели были отмечены в Испании и Италии, где у мастеров был богатый опыт написания фресок - роспись по сырой штукатурке даёт эффекты, сходные с акварельными.

Первым "большим мастером", имя которого связано с акварелью, является Альбрехт Дюрер (1471-1528). Будучи одним из первых теоретиков изобразительного искусства, художник в течение своей жизни обращался к самым разным его жанрам. Мы знаем его гравюры на дереве и меди, живописные работы, великолепные рисунки. Не обошёл он своим вниманием и мало распространенную в то время акварель. Можно сказать, что Альбрехт Дюрер - один из тех, кто открыл акварель для искусства Западной Европы.


Хрестоматийной и самой известной его работой в этой технике является изображение зайца (1502 г.).




Часто встречается в книгах и в сети и вот этот рисунок  аквилегии, выполненный с ботанической точностью.




Менее известны ранние пейзажные акварели Дюрера, где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду.



















Акварельные краски тех лет были ещё недостаточно совершенны и со временем сильно выцвели. Наверное, поэтому в русскоязычной версии Википедии в статье о Дюрере поместили картинку с усиленной насыщенностью цветов. Я решила показать её для сравнения. Кто знает, может быть, именно так и выглядели работы художника в его времена :)



Альбрехт Дюрер. Дворик замка в Инсбруке. 1494 г.

арт, просто интересно, акварельная среда, вглубь времён

Previous post Next post
Up