Это переведённая
статья из вики, да. Особенно интересна в сравнении со своим
русскоязычным аналогом.
«Молот ведьм» - знаменитый трактат о ведьмах, написанный в 1486 году Генрихом Крамером, инквизитором католической церкви, и впервые опубликованный в Германии в 1487 году. Соавтором книги часто называют Якоба Шпренглера, но многие современные исследователи утверждают, что он оказался связан с книгой лишь в результате желания Крамера придать трактату больший авторитет.
В 1484 году Крамер в Тироле предпринял свою первую попытку систематического преследования ведьм. Попытка не увенчалась успехом, он был уволен местным епископом "в связи с утратой доверия" и изгнан из региона. Согласно МакКаллоху, написание книги после этого стало для Крамера актом самооправдания и мести. Некоторые исследователи предполагают, что после безуспешной тирольской деятельности Крамер запросил и получил в 1484 году папскую буллу Summis desiderantes affectibus. Она, якобы, дала полное папское одобрение преследовать ведовство, инквизиции в целом и Крамеру со Шпренглером в частности. Молот ведьм был написан в 1484 - 1485, и буллу добавили в текст как предисловие.
Предисловие также включает в себя текст отзыва от факультета теологии Кёльнского Университета. Подлинность кёльнского отзыва была впервые поставлена под сомнение Джозефом Хансеном. Как выяснилось, на самом деле университет осудил книгу за призывы к неэтичным юридическим практикам и противоречие католическому учению о демонах. В настоящее время мнение учёных на тему того, был ли кёльнский отзыв сфабрикован полностью или частично, разделилось. Исследователи сходятся на том, что даже если отзыв имел место, то был преднамеренно Крамером искажён. Вероятно также что ни Папа, ни Кёльнский Университет не подозревали о том, кто истинный автор книги, а возможно и о её содержании.
Основным назначением «Молота» было:
- систематически опровергнуть аргументы, отрицающие ведовство
- дискредитировать тех, кто скептически относился к версии о реальном существовании ведьм
- обосновать, что ведьмами чаще бывают женщины, а не мужчины,
- обучить магистратов процедурам, помогающим ведьм обнаруживать и уличать.
На долю трактата выпал неимоверный успех, в течении 9 лет он издавался 9 раз, а в целом выдержал 26 изданий. Книга стала настольной для светских судов в эпоху Ренессанса, но никогда не использовалась инквизицией, которая даже предостерегала ни в коем случае на неё не опираться в судебных процессах.
Народная вера в существование ведовства давно отрицалась церковью. Ещё Карл Великий (VIII век) поставил вне закона языческую практику сжигания ведьм. Но к XV веку ведьмофобия снова стала широко распространяться в средневековом обществе. Наказания ведьм были, как правило, не более жестокими, чем обычные епитимьи, вроде стояния день у позорного столба. Настоящая жестокость пришла после опубликования "Молота", поскольку общественное мнение признало ведовство реальным и опасным явлением.
Здесь я должен сделать отступление, чтобы суть написанного стала более понятна. Дело в том, что церковь (и инквизиция в её лице) имела право вести судебные слушания только по делам церкви. Приговор, соответственно, мог быть только церковного характера - епитимья, ссылка в монастырь, анафема. Если же инквизиция приходила к выводу, что дело затрагивает не только церковные, но и государственные интересы, то дело передавалось светскому суду. Вся юридическая процедура была расписана до мелочей.
Так вот, пока ведьмами занималась церковь, наказания были соответствующими, то есть достаточно мягкими. Когда же распространение вполне светского мракобесия (чему немало способствовал Крамер) привело к тому, что светские суды положили себе на стол Молот Ведьм и стали рассматривать ведовские дела, как вполне реальные преступления, то и наступил абзац.
Кстати, "Молот ведьм" сумел так широко распространиться на рубеже 15-16 веков благодаря изобретению Йоханом Гутенбергом книгопечатания.
А в 1490 году Крамер был осуждён инквизицией.