Животное и человеческое.

Jul 05, 2010 11:27


Идеализация животных - процесс, который в наши дни очевиден и является несомненным культурным трендом. Я не имею в виду движения за защиту животных как таковые. В гуманном отношении к братьям нашим меньшим нет, разумеется, совершенно ничего плохого, кроме хорошего. Я имею в виду именно возведение всяческого зверья на высокий пьедестал и фактически поклонение ему, а также пренебрежение интересами людей в пользу животных.

Чтобы убедиться, что мнение о животных как о “людях, только лучше” получило широкое распространение, нет нужды даже заходить в профильные сообщества, всё уже вокруг нас. Широко известны фразы “да моя собака чище ваших детей” или, скажем, классическое “чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки”. Ну, каждый наверное с подобным встречался. Зоофилов (не в смысле сексуальных пристрастий) очень много и становится всё больше.

Здесь есть интересный аспект: ведь если животные лучше людей, значит людям стоит стремиться к животному поведению, правда? Что ж, до такого ещё дело не дошло, но перед животным поведением на наших глазах зажигают зелёный свет. “Желание оплодотворить как можно большее количество самок - мужской инстинкт”, говорят с умным видом глупые люди, и промискуитет сразу получает оправдание в глазах множества ещё более глупых людей. Выходит так, что раз инстинкт, значит можно, куда ж мы против инстинктов. В общем, стало достаточным обьявить некоторое явление следствием врождённого бессознательного, чтобы его легитимизировать в мозгах толпы дураков. Множество примеров вы, я думаю, легко найдёте сами.


В чём глубокая порочность явления? Ну да, в том что человек от собаки или, скажем, медведя отличается принципиальнейшим образом.

Инстинктивное поведение - то, что закреплено генетически. Как всё генетическое, эволюционирует оно крайне медленно и составляет такой поведенческий базис. Для более эффективной приспособляемости животные давно научились частично компенсировать этот недостаток - неторопливость генетических изменений - обучением и воспитанием, которые формируют надстройку над инстинктивным базисом. Даже куры, при всём широко озвученном отсутствии мозгов, водят цыплят за собой и передают им свой опыт по добыче пропитания.

Слово "даже" в применении к пернатым - это, конечно, шутка, потому как зачатки воспитательной деятельности появились ещё у моллюсков и членистоногих.

Но у животных воспитание лишь дополняет инстинкты. У человека дело зашло гораздо дальше, и инстинкты воспитанием способны замещаться. В результате человек получил бесценное преимущество - феноменальную поведенческую гибкость, и сумел практически полностью заменить генетическую эволюцию эволюцией экстракорпоральной (совершенствование технических средств) и социальной (структурное совершенстование человеческого общества). Ну а само воспитание стало выполнять функцию передачи по наследству всей суммы накопленных изменений. Эффективность такого подхода оказалась столь велика, что за считанные тысячи лет хомо сапиенс превратился в настоящего царя природы.

Вот здесь надо обратить внимание на одну деталь. Дело в том, что инстинкты, как мы знаем, эволюционируют во много раз медленнее, чем орудия труда и социальные модели. А это значит, что для устремившегося вперёд человечества инстинкты стали тормозом развития. Сама возможность эволюционировать социально появилась лишь тогда, когда воспитание стало подавлять инстинкты. Пока такого подавления нет, воспитывай не воспитывай - толку не будет. И чем эффективнее оно, это подавление, тем быстрее может происходить развитие человеческого общества.

Неудивительно поэтому, что на определённом этапе произошло суровое обособление от животного мира. Вести себя как животное - проявляя инстинкты - стало позорным. Само слово “животное” в адрес человека превратилось в тяжёлое оскорбление. Идеал человечества - бог - приобрёл в развитых религиях вид абсолютно избавленного от животного начала существа. Всё это служило культурным механизмом подавления врождённого, дабы обеспечить максимальную эффективность в использовании и развитии приобретённого.

Думаю, теперь понятно, почему меня беспокоит активное движение в прямо противоположную сторону, и почему оправдания вида “я веду себя так, потому что у меня инстинкты” не могут и не должны быть приемлемы для человека. Человек - вовсе не животное, он развивается совсем иначе, весь путь его развития сопровождается борьбой с висящим на шее камнем животного начала. Возвращение к инстинктам - это в социальном контексте всё равно что откат обратно в каменный век.

P.S. Задумался: а что, если такой откат - результат слишком большого отрыва цивилизационного от инстинктивного, и наступил момент, когда для нового шага вперёд человечеству придётся инстинктивное подкорректировать? Вот взять к примеру товарища Маркса (а больше брать просто некого, никто так убедительно о направлении развития социально-экономического базиса не писал). То что коммунизм - это было бы здорово, не сомневается никто. Но при этом без корректировки внутренней природы человека коммунизм совершенно не выглядит достижимым. Нет ли здесь намёка?

размышления, история, социология, животные

Previous post Next post
Up