Честно говоря, Айя София - это последнее из посещенный мною мест в Стамбуле, о котором мне хочется писать. Однако она висит надо мной, как дамоклов меч, поэтому, чтобы с чистой совестью перейти к стамбульским бульварам, чайкам, университетам, мечетям, музеям и т.д., расправлюсь с ней сейчас. Приступа радости и восторга я не испытываю вовсе не потому, что место это самое популярное среди туристов, избито, исхожено и описано 1500 раз, а скорее потому, что его гигантизм, величие, масштабность буквально расплющивают и раздавливают. Ни одна фотография не передает красоты Айи Софии, ни один абзац текста не способен описать этот идеал и гений византийской архитектуры.
Однако, несмотря на ее буквально абсолютную красоту, кроме угнетенности я там мало что почувствовала. Затрудняюсь придумать корректную метафору... возможно, она -это что-то сродни мумии первой на Земле красавицы. Совершенная и абсолютно мертвая красота. Законсервированная, но неживая, а оттого - бездушная.
1.
2.
Минареты Айи Софии имеют отличную от остальных стамбульских минаретов форму и служат прекрасным ориентиром (это из серии "стамбульский лайфхакинг).
3.
Сегодня Айя София (Святая Мудрость, - грек.) - национальный музей, в ход в который стоит 20 лир (около 8 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы, туристическая полиция выглядит уставшей уже прямо с утра :) Музеем Айя София стала в 1935 году благодаря "отцу всех турков" Ататюрку, положившему конец распрям между христианами и мусульманами, и начавшему делать на этом наконец-то деньги. Построено нынешнее здание Святой Софии было в 537 году н.э. (1474 лет назад!) и вплоть до 1453 года служило греческим кафедральным собором (за исключением короткого периода между 1204-1261 годами, когда София стала Католическим собором Латинского патриархата Константинополя после прихода крестоносцев).
Не будет преувеличением сказать, что Святая София изменила облик византийской архитектуры и задала стандарт настолько высокий, что переплюнуть его удалось лишь Собору Святого Петра в Риме. Вплоть до его сооружения в 16 веке, Айя София оставалась самым большим христианским храмом в мире: высота ее достигает 55 метров, диаметр купола - 31 метр.
4.
5.
Поворотным моментом в судьбе Айи-Софии (как и всего Константинополя) стало завоевание города султаном Мехмедом II в 1453 году. Османцы тут же переоборудовали храм в мечеть, пристроив к нему четыре минарета, соорудив михраб (ниша, указывающая на Мекку) и минбар (возвышение для чтения проповедей). Однако минареты, азаны и ковры на каменном полу, по большому счету, не причинили ей большого вреда. Настоящей катастрофой для византийской Святой Софии стало монотеистическое рвение ислама, следуя законам которого, большая часть знаменитых мозаик храма были сбиты, а фрески - замазаны. На сегодняшний день уцелела их небольшая часть - когда в 1931 году Айя София была закрыта на четыре года и перестала быть мечетью, под толстым слоем штукатурки реставраторам удалось обнаружить некоторые древние фрески и мозаики, часть из них была восстановлена и сегодня их можно увидеть на своих изначальных местах. Однако большая часть внутреннего роскошного декора Айи Софии была, увы, утеряна.
6.
7.
8.
9.
10.
Вместе с тем, даже когда в 1935 году Айя София распахнула свои двери как национальный музей, никто не планировал превратить ее в христианский музей, а потому наследие османцев сохраняется в комплексе в той же степени, что и византийцев. Главный купол церкви украшают гигантские медальоны с именами Аллы, Мухаммада, четырех праведных халифов и других родственников, купол расписан арабской вязью, минбар и михраб также стоят на своих местах. В результате, получился симбиоз церкви, мечети и музея.
11.
12.
13.
14.
Удачен ли этот симбиоз? Как я уже писала выше, отсутствие в Айе Софие службы (будь-то христианской или мусульманской) привело, с моей точки зрения, к полной искусственности этого места. Вроде бы все красиво и шикарно, но как-то бессмысленно. Возможно, я избалованная Израилем, где каждый, самый древний, знаменитый и уникальный храм - действующий, но безжизненность Софии скорее навевает мысли о каком-то гигантском кладбище истории, "постояльцам" которого удалось сохранить привлекательность форм, но не удалось спастись от убийства.
15.
16.
17.
А потом я потеряла маму. И это было самое страшное. С самого начала мы договорились, что каждая из нас будет ходить в своем темпе, а "через некоторое время мы встретимся у входа" (о, эти женщины!). Через полтора часа мамы у входа не было и я отправилась ее искать. Найти одного человека на этой огромной площади практически невозможно, поэтому я вернулась ко входу, вспоминая недобрыми словами патриархов-мегаломанов, султанов, Ататюрка и всех прочих турков. Мамы все не было, впереди у нас была программа, расписанная по часам, и тогда я решила обратиться к туристической полиции (зачем иначе она там стоит?). Из 8 полицейских, что я хочу, не понял никто, и я сдалась воле судьбы. В итоге, спустя почти три часа, появилась моя мать с вопросом, успела ли я осмотреть склеп султана Мурада III (разумеется, успела, я же ее там уже искала), и мы поехали в Хору.
18.
19.
Это вид со второго этажа Айи Софии на свою соседку - мечеть Султанахмет.
20.
Разумеется, идея вернуть Айе Софие статус действующего храма пришла в голову не только мне. В 2007 году в США началась кампания "За освобождение Святой Софии", продолжается она и по сей день.
И небольшой, но прекрасный, бонус:
Click to view