Наконец-то поход в Мар Сабу - 5 марта

Feb 22, 2011 12:25

Подвергались ли вы когда-нибудь телесному наказанию за поедание яблок? Выносили ли к вашим ногам в серебряном ларце мощи одного из самых знаменитых и великих монахов-отшельников? Падали ли вы хоть раз в своей жизни в бурлящий поток сточной канавы? Слышали ли вы что-нибудь о говорящих ослах и таинственных нижних кельях, куда следует ходить только со свечкой? Если ответы на все эти вопросы "нет", значит, вы просто обязаны побывать в одном из самых труднодоступных, и уж точно самых красивых монастырей Иудейской пустыни Мар Сабе.

Итак, в субботу, 5 марта, мы пройдем по захватывающему дух (да и тело) маршруту, через Иудейскую пустыню, к Лавре Саввы Освященного.






Когда-то дальняя родственница, разглядывая мою фотографию на фоне монастыря, спросила: "Слушай, что это за город за твоей спиной?" и была совершенно права, потому что Мар Саба - это не просто монастырь, не просто собрание церквей и монахов, а самый настоящий мини-город, со своими законами, мэрами, кварталами для бедных и для богатых, туристической зоной, бизнес-центром и промышленной зоной. С открывающейся на монастырь панорамы мы увидим ее именно такой - бурлящей и кипящей, несмотря на более чем 1500-летнюю историю.





Наверное, я никогда не перестану восхищаться ее красотой и величием, которые не способна передать ни одна фотография на свете. Однако, хватит дифирамбов.
Мар Саба, будучи, как я уже говорила, самым красивым монастырем, продолжает лидировать в рейтинге самых трешевых заведений Израиля. Только здесь, посреди Иудейской пустыни, на склоне Кедрона, можно услышать леденящие душу истории о тайной жизни монахов, чудесах, необычайных явлениях, а также послушать современные музыкальные диски.



Мар Саба - это не просто какой-то захолустный монастырь, в котором собрался десяток монахов-отщепенцев. Мар Саба - это идеология, последний оплот веры, стиль, престиж и длинная очередь на подселение. На протяжении столетий монахам удалось сохранить не только аскетичный образ жизни, но еще и особый статус монастыря. Связано это, отчасти, с затрудненным доступом к его воротам, что делаем Мар Сабу чуть ли не единственным по-настоящему отшельническим монастырем Израиля, а во-вторых, с тщательным отбором "постояльцев". Бывает, служители церкви проводят долгие годы в ожидании разрешения на въезд в стены монастыря и почитают получение оного за большую честь и доверие со стороны патриархии.

А вот что пишут о житие Саввы монахи монастыря: «Встреча Преподобного Саввы с ангелами была, видимо, обычным для него явлением». И действительно, за долгую жизнь в монашестве на Святой Земле, Савва умудрился повстречаться не только с ангелами, но также и с говорящими ослами, яблоками-искусителями и волшебными финиковыми пальмами.



Мой давний кореш Ихъе, житель деревни Абадийя и по-совместительству привратник (как громко сказано!) монастыря, сделает нам кофе с кардамоном и расскажет последние сплетни из жизни Мар Сабы и ее обитателей. Когда-то он рассказал совершенно прекрасную по своей стилистике историю про монаха Ефрема:

Жил-был монах Ефрем и был у него плеер с правильной православной музыкой. Монах Ефрем был ответственен за связи с общественностью, развлечение оной у ворот монастыря, а также за коммуникации со всеми страждущими.
И вот, пришла группа страждущих к воротам обители божией и спросила, далеко ли монах Ефрем, и не может ли он в рамках коммуникации с общественностью вынести послушать прекрасным дамам плеер с хорошей музыкой для услады ушей и души.

Ихъе выносит к воротам монастыря кофе с кардамоном, стреляет сигарету и начинает трепаться «за жизнь», пересказывая мне последние монастырские сплетни.
- А ты знаешь, что монах Ефрем вниз ушел? - как о каком-то совершенно будничном событии спрашивает меня сторож.
- Как это вниз? - я неспешно потягиваю кофе, заедая принесенным с собой печеньем.
- А вот так, вниз - показывает рукой действительно куда-то вниз. - Взял свечку и ушел вниз. Сказал, что вернется через месяц. Вот, уже две недели прошло, ждем. Он с собой еще плеер взял, с диском. И ушел. Плеер жалко, мало ли что… - вздыхает Ихъе.
Мне ничего не остается, кроме как согласиться - плеер действительно жалко.

Помню, когда-то в одно из первых посещений Мар Сабы, я сидела на каменной скамье около ворот и, кажется, дремала, ожидая группу мужчин-туристов, которых в монастырь впустили. И вдруг в левом ухе я услышала громогласное «Миром Господу помолииииииимся!», а затем сразу же и в правом «Заступи, спаси, помилуй!» из «Великой ектеньи». «Ну, вот и все, - подумалось тогда мне, - вот как на самом деле звучит «глас с небес». Приехали». Открыв из-за ужаса перспективы глаза, я увидела улыбающегося в тридцать два зуба монаха Ефрема, держащего в руках плеер. Наушники он, тихо подкравшись, воткнул мне в уши, и звук, естественно, включил на полную громкость. По-моему, это было одно из редких проявлений чувства юмора у монахов.

...Все ли в порядке с монахом Ефремом мы узнаем в пятницу, а также выясним, почему в Мар Сабе запрещено есть яблоки, что сказал говорящий осел Святому Савве, как монахи самого отшельнического монастыря хоронят своих умерших и сколько должно быть швов на черепной коробке у нормального человека.





У нас в программе:

- пеший поход по Иудейской пустыне (около 16 километров в обе стороны)
- переправа через нахаль Кедрон
- посещение монастыря*
- при наличии сил и желания у группы - заход на развалины Хасмонейской крепости Гиркания (небольшое удлинение маршрута)
- продолжительные беседы об отшельничестве и прочих ништяках жизни в пустыне (времени для этого будет предостаточно), а также местные байки
- подъем к келье, в которой молился Савва Освященный для любителей бонусов
- фантастические виды для фотографов
- кофе
- целование мощей по желанию участников

* - важно: вход в монастырь для женщин категорически запрещен, пускают только мужчин. Женщины, ожидающие снаружи, развлекаются беседами с монахами, прослушиванием марсабовских дисков, чтением местного самиздата, лазанием по кельям, осмотром монастыря сверху, снизу, сбоку, как угодно. В общем, женщины обделены не будут.

Подробности маршрута:

- встреча в 8:00 утра около Маале Адумим (позже повешу подробную карту)
- выход на круговой маршрут из поселения Кедар Даром (там же под охраной оставляем машины)
- продолжительность маршрута - около 16 километров, даже больше
- все участники должны быть в нормальной физической форме. Будет только один подъем, однако он будет
- подход к монастырю находится на территориях С и В и полностью разрешен к посещению израильтянами
- стоимость 120 шекелей
- у кого нет машины, постараемся найти тремп (с вас - участие в бензине водителя)

Запись в комментариях или по телефону 054-674-88-90. Инна

экскурсии, монастыри, походы, Иудейская пустыня, Мар Саба

Previous post Next post
Up