Jul 08, 2012 23:41
29 июня - 3 июля 2012 года в Новосибирске состоялось уникальное, но оставшееся совершенно незамеченным средствами массовой информации событие - семинар по технике боя традиционной польской саблей. Организатором семинара выступила новосибирская студия артистического фехтования «Арма Бланка» в лице её гостеприимных руководителей - Михаила и Ольги Калашниковых. На семинаре были ребята из фехтовальных клубов не только Новосибирска, но Красноярска, Барнаула и конечно же Иркутска.
Для регионов России, находящихся по восточную сторону Уральских гор, подобные семинары, вообще говоря, большая редкость. И не посетить его было бы почти равносильно преступлению для любого, кто всерьёз интересуется разными техниками европейского фехтования. Ведь проводить семинар приехали самые настоящие поляки - Януш, Барток и Кшиштоф Синявские. Отец и двое сыновей, которые уже несколько лет занимаются реконструкцией боя тяжелой саблей XVI - XVIII вв. по технике крестовой школы. Синявские регулярно работают консультантами и постановщиками фехтовальных боевых сцен для кино. Например, Януш Синявский (старший) ставил сабельные поединки в таком известном фильме «Огнем и мечом» (реж. Ё. Гофман, 1999 г.).
В Польше сабля значит больше, чем просто вид холодного оружия. Без преувеличения можно сказать, что сабля - это не только символ польского дворянства, принадлежности к рыцарскому сословию, но общенациональный символ воинской доблести и славы. Сабля - душа поляка. И как с душой, с саблей настоящий шляхтич расставался только со смертью. Именно через поляков и венгров остальная Европа познакомилась с саблей, и позднее все европейские армии взяли её на вооружение. Несмотря на то, что в России благодаря постоянным контактам с кочевыми народами (хазары, тюрки, татары) сабля получила распространение намного раньше, но с XVII века искусство польского сабельного боя стало оказывать большое влияние и у нас. Да что там Россия! Польская сабельная школа со временем приобрела такую репутацию, что даже турки, через которых, собственно, сабля попала в Венгрию и Польшу в XVI веке, всерьез утверждали, что исторической родиной сабли является именно Польша - так велика была слава польских рубак.
«Венгерец бьет наотмашь, московит - сверху вниз, турчин - к себе, а поляк «на крыж» машет своей саблей». В этой пословице XVII века отмечается особое своеобразие польской школы. Способ боя «на крыж» получил в Польше наименование «sztuka krzyzowa», поскольку во время фехтования клинки сабель, пересекаясь друг с другом во время парирований ударов, как бы образовывают крест, то есть пересекаются под прямым углом. Именно, основы техники такой «крестовой школы» и были показаны отцом и сыновьями Синявскими.
Тренировки на семинаре проводились на «пальцатах» - деревянных палках с куском толстой кожи, защищающим руку. Что вполне соответствует духу истории, поскольку подобные же пальцаты использовались для обучения фехтованию на саблях и несколько веков назад. На них проводились как учебные поединки, так и поединки для развлечения, чтобы лучше постигать «фехтовальные премудрости».
Крестовая школа польской сабли годилась и для войны, и для дуэлей. На войне ведь не нужно сложное виртуозное фехтование. В постоянно меняющихся условиях боевой схватки необходимо использовать только простые надежные приемы. В целом, техника крестовой школы проще, чем классическая итальянская техника, послужившая основой для современного сабельного фехтования. Три защиты (1-я, 2-я и 5-я) вместо шести. Нехитрый арсенал ударов - прямая и обратная восьмерки, горизонтальные круговые удары на разных уровнях. Небольшой наклон корпуса вперед, немного расширенная стойка с вынесенной вбок задней ногой. Перемещения не вперед-назад, а больше по кругу. Фехтовальщик похож на всадника, что крайне практично - ведь техника боя в таком положении одинаково годится для пешего и конного. Ведь не будем забывать, что основу войска Речи Посполитой составляла кавалерия.
Самой важной отличительной особенностью крестовой школы является то, что рука с саблей при ударах вытянута вперед и вверх. Совсем не так, как в классической позиции, которая используется в современном спортивном фехтовании на сверхлегких эспадронах. Более того, рука с саблей - прямая, и основная работа осуществляется кистью. Верхнее положение с вытянутой рукой в польской школе связано с тем, чтобы уберечь кисть и пальцы, поскольку боевые сабли не имели развитой гарды. В таком положении защиты в основном брались саблей клинком вниз - 1-я защита от ударов во внутренний сектор (слева), а 2-я защита для внешнего (правого) сектора. И 5-я защита от ударов сверху. То, что рука выставлена вперед, хорошо ещё и тем, что проще дотянуться до противника, а тому наоборот сложнее тебя ударить. Чем дальше от смертельно опасного острого сабельного клинка, тем лучше. Кроме того, в конном бою меньше вероятность задеть собственного коня.
Одним словом, выгоды от такого непривычного положения руки есть. Вопрос только в том, как тогда наносить сильные мощные удары? В этом и заключается сложная простота крестовой школы. Чтобы овладеть ей, необходимо хорошо натренировать кисть. Впрочем, если шляхтичей, будущих солдат войска польского, обучали крутить саблей с малолетства, то с сильной кистью руки у них было все в порядке. Ну, а нам, участникам семинара? Очевидно, потребуется время.
Шести тренировок, проведенных за дни семинара, явно недостаточно, чтобы овладеть техникой крестовой школы. Разве что получить базовые знания. Впрочем, Синявские с самого начала создали на тренировках доброжелательную рабочую обстановку, которая этому способствовала. Пан Януш объяснял, а Барток и Кшиштоф демонстрировали технику. Надо сказать, что двигаются поляки четко и быстро, а пальцаты в их руках вращаются подобно бурунам горного потока.
Обсуждения деталей прошедших тренировок продолжались и по вечерам в неформальной обстановке. В завершение семинара в пабе «Алебарда» состоялся круглый стол с обсуждением фехтования польской тяжелой саблей.
Очень все-таки хорошо, что Синявские привезли не просто отдельный набор приемов для сабельного боя. Это полновесная попытка реконструировать историческую боевую систему, с которой, к сожалению, сейчас мало кто знаком даже в Польше. Что ж, зато теперь крестовую школу знают в нескольких сибирских городах. Можно двигаться дальше, учиться самостоятельно. Можно проверять работоспособность крестового сабельного фехтования в игровых поединках. Более того, в следующем году уже намечен семинар, который в очередной раз состоится на польской земле в Варшаве. Так что, будем надеяться, что самые интересные встречи с польской саблей - впереди.
фехтование