Посетил вчера конференцию «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», которую организовал Владимир Мау в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ: выступал с докладом в программе круглого стола «Переход российского высшего образования на двухуровневую систему: инновационные возможности и существующие проблемы». По итогам, хотел бы поделиться некоторыми размышлениями…
Я рассказывал о взгляде современных работодателей на требования, которые должны предъявляться к нашему бизнес-образованию, вернее - к его результатам.
Исследование Ассоциации Менеджеров выделило 7 ключевых позиций в данном вопросе: · Мобильность и адаптивность к реальным (меняющимся) условиям
· Клиентоориентированность (сервисный подход)
· Устойчивость в ситуациях нестабильности
· Непрерывное самообразование
· Работа с информацией
· «Нишевая» специализация
· Использование современных информационных и коммуникационных технологий
Естественно, это - обобщенный взгляд сегодняшних работодателей на список собственных насущных потребностей. Именно поэтому хотел бы добавить еще две отдельные, но обязательные позиции, которые не вошли в перечисление.
ПЕРВОЕ: тема этики в бизнесе. Об этике говорят все, много и давно. Так много и настолько давно, что у большинства людей сложилось представление об этике как о размытом философствовании, не имеющем большого практического значения.
Я уверен, что нужен совершенно иной, радикальный взгляд на вопросы этики. И если в образовательные программы не будет встроен воспитательный момент этических норм, мы не сможем вырастить настоящую элиту в нашей стране. Этика необходима в прикладном ключе.
Пример. Если корпоративный юрист точно знает, что такое-то планируемое управленческое решение незаконно, он должен давать четкие и однозначные рекомендации руководству: мы не имеем права этого делать!
Что происходит в действительности сегодня? Тот же юрист в той же ситуации говорит руководителю приблизительно следующее: Это незаконно, но мы можем сделать так-то. После чего они, конечно, подадут на нас в суд. Процессуально всё растянется года два, а за это время мы сможем получить все необходимые нам выгоды…
Происходит ли это только потому, что данный руководитель никогда не будет наказан за принятие подобного решения? Не только. Но еще и потому, что этих руководителей никто и никогда не учил ЭТИКЕ. Их просто не воспитали.
ВТОРОЙ МОМЕНТ, не включенный в список требований работодателей, связан с тем, что никто и нигде не учит руководителей, менеджеров, правильно управлять своей жизнью. Именно жизнью. Потому что только человек, умеющий быть счастливым и умеющий создавать смыслы для себя, имеет право быть руководителем и создавать смыслы для других!