Jul 31, 2005 23:40
Вот, недавно задался вопросом, что же такое искусство по сути? То, что оно происходит от слов "искус", "искушение" - я решил отбросить и мне захотелось проанализировать то, что считаю искусством я сам, а не всевозможные критики.
Не могу сказать, что я ответил для себя на этот вопрос, но некоторые мысли возникли.
Я, проанализировав свои ощущения от песен, которые слушал, решил понять, почему одни мне нравятся, а другие - нет, ибо в песнях, как и во многом другом, схлестнулись истинное искусство и коммерция.
Мысль первая была в том, что у слушателя и певца должно возникать явление "психологического резонанса", как я его назвал - т.е. настроение или даже больше - мироощущение должно совпадать - тогда людям нравятся эти песни.
Например попса пишется и поётся для благополучных состоятельных людей, которым просто надо немного скрасить их жизнь, напомнить о любви и показать красоту мира, которая их окружает, немного под другим ракурсом - что бы развлечься.
В фильме "Дестини включает радио" ("Destiny turns on the radio") есть такая сцена: одна девушка, сидя в баре, спрашивает, вздохнув: "Почему все песни о любви?", ей отвечает мужчина, который явно хотел с ней познакомиться, но не знал, как начать разговор: "А о чём ещё можно петь?" - оба посмотрели друг на друга и рассмеялись. Типа, действительно больше не о чем. Это, мне кажется, действительно характеризует эту прослойку людей, у которых, что называется, жизнь удалась - они ни о чём кроме любви и работы не думают, поэтому, когда от работы отдыхают - желают слушать слащавые песенки про любовь спетые чистыми звонкими голосами, наблюдая в такт открывающие рот мордашки смазливых девиц.
Рок же поёт о тоске бытия, о несчастной любви, о страданиях, о потерях, о взгляде на мир со стороны человека, ощущающего себя лишним, о презрении к всяческой слащавости, о реальных проблемах, о национализме, о чём-то духовном, что несоразмерно выше материального, и о многом другом. Это делает рок преимущественно музыкой для неустроенной в жизни, самоутверждающейся молодёжи или немногочисленных людей зрелого возраста, так же в жизни не устроенных, эдаких "вечных оппозиционеров".
И если обратно развернуть эту мысль - то музыка, которую мы слушаем, характеризует наше мироощущение. Я, например, слушал рок, именно когда был бедным студентом и пытался кое-как заработать себе на компьютер. Как только стал нормально зарабатывать и хорошо учиться - перешёл на более спокойную музыку с элементами Etno, ибо рок с моим мироощущением уже не резонировал.
Вторая мысль была глубже. я разделил все песни на конкретные и абстрактные. Под конкретными я понимал песни, в которых авторы более или менее чётко выражали свои мысли и как бы иллюстрируя их пытались навязать слушателям свои взгляды. Под абстрактными я понимал песни, где явно мыслей мне вычленить не удавалось, а просто описывались определённые образы и слушателю как бы предоставлялось самому расставить их в определённые последовательности и вычленить свой смысл для себя самому. Например, за некоторым исключением, практически все песни Талькова попадают в первую категорию, кроме его лучшей, на мой взгляд песни "Чистые пруды". Почти все его песни - это выражение в поэтической форме простейших (впрочем, с сегодняшней позиции) националистических взглядов.
Кстати, это тоже важно - песни первого типа быстро устаревают, поскольку устаревают те взгляды, которые в них выражаются - они либо становятся очевидными и понятными и младенцу, либо всем становится понятна их ошибочность и песню забывают.
Я счёл, что это всё-таки не искусство. Все песни, которые люблю я, являются песнями второго типа. Когда слушаешь, например, "Пачку сигарет" или "Звезду по имени Солнце" Цоя, "Город Золотой" Гребенщикова, "Берег" Бутусова, "Осень" или "Дождь" Шевчука, "Шабаш" или "Лодку" Кинчева - можешь думать практически о чём хочешь, но вероятно о чём-то интересном и в целом хорошем.
А когда тебе прямо говорят, как ты то и это должен понимать - это просто не интересно.
Т.е., подытоживая, изделия искусства, концентрируя на себе внимание человека, должны освобождать его восприятие на каком-то другом уровне, на котором прикованное к ним внимание не является ограничением. Т.к. искусство резонирует с многим внутри самого человека, оно способно дать ему, через изучение своего на него влияния, путь самопознанию - и это и есть цель, достичь которой настоящее искусство помогает.
Я убеждён, что именно такое искусство делает людей лучше :)