Французский балет или почему я не "хочу в Европу".

Dec 21, 2014 12:08

На днях по каналу РТР «Культура» прошел фильм о современном французском балете. Очень интересный фильм об очень интересном культурном феномене. Из фильма становится понятно, чем современный французский балет отличается от классического. Первое, на что обращаешь внимание, - высокий уровень исполнительского мастерства. Не случайно этот балет с удовольствием смотрят на лучших сценах мира. Этот балет отличает постоянный поиск новых хореографических форм и очень органичное их воплощение. Этот балет осуществляет постановки и классических спектаклей, но в очень оригинальных интерпретациях, которые заставляют по-другому взглянуть на многие вещи.
Возможно, если бы я воспитывался в другой культурной среде, я бы не заметил ничего необычного, что не выходит за рамки обычного восприятия новых культурных явлений. В постановках заставляли довериться и высокий уровень самого балета и высокая оценка, даваемая ему мировым культурным сообществом. Здесь же я начал чувствовать что-то едва уловимое, чему противилось мое мировосприятие. И вот показали отрывки из балета «Кармен» и все стало на свои места. Горькое разочарование, основанное на чувстве обмана.
Не знаю, смогу ли я в двух словах объяснить, почему Кармен, которую мне показали, для меня не Кармен. Более того, я хочу объяснить, что она не только для меня не Кармен, она вообще не Кармен. Я хочу объяснить, что это не авторская интерпретация известного образа, а очень шикарно обставленный обман.
Что для меня Кармен и какую интерпретацию этого образа я допускаю? Для меня Кармен это характер, обладающий некоторыми главными чертами, выделяющими его из пестрой массы характеров. Кроме главных черт, этому образу свойственны и другие черты, которые есть и у многих прочих людей. Я допускаю те интерпретации, которые не искажают главных черт этого характера. Если Кармен одеть не в черное с красным платье, а, скажем, в коричневое с желтым, она многое потеряет. Ее платье завершает формирование ее образа, делает его узнаваемым, но оно не влияет на качества ее характера. Платье формирует остроту восприятия ее образа, поскольку отражает стремления характера Кармен. Если поменять Кармен платье, я буду очень недоволен, но, узнав ее по характеру, готов буду с этим смириться.
Если изменить у Кармен некоторые черты характера, не определяющие ее образа, я их приму, если они не будут входить в дисгармонию с главными чертами. Но если изменить главные черты характера Кармен, это будет уже не Кармен. Именно это и сделал французский постановщик. Его Кармен это другой человек, не тот, которого описал Проспер Мериме и знает весь мир. Но ему сохранили прежнее имя, одели в одежды истинной Кармен и поместили в обстановку, в которой была Кармен. Спектакль поставлен великолепно! У меня нет претензий ни к постановщику, ни к исполнителям. Кроме одной - меня обманули.
Никто - ни постановщик, ни критика - не скрывают, что образ Кармен в спектакле изменен до неузнаваемости. Все восторгаются творческим поиском хореографа и танцоров. Но творческий поиск зашел слишком далеко. Он зашел в те области, где Кармен уже нет. Художник нашел что-то великолепное, не являющееся тем, что он искал, но назвал это именно им только потому, что оно не менее великолепно.
Ну и что? - скажет зритель. - Нам нравится, чего же вы еще хотите?
Малозаметная и, казалось бы, малозначительная подмена понятий на самом деле имеет очень серьезные последствия. Она проявляется во всех сферах человеческого общения и ведет к непониманию между людьми, особенно прошедших не одинаковый путь в процессе формирования таких представлений. А логические следствия могут привести к абсурдным с одной точки зрения представлениям и их естественности с другой.
Наверно, так сложились представления о естественности гомосексуальных отношений в некоторых культурных средах. Невнимание к малозаметным искажениям действительности, в строгом понимании являющихся ложью, но в конкретных обстоятельствах принимаемых допустимыми, приводит к принятию ложных на самом деле, но рассматриваемых нормальными, представлений.
Следствием именно такой подмены понятий является библейское представление о строительстве Вавилонской башни. Люди, говорящие на одном языке, перестают понимать друг друга, что приводит к катастрофе. Именно малозаметность подмены истины, вызываемая сказочно красиво обставленными декорациями, на которые всеми силами переводится внимание, приводит к тому, что белое начинают называть черным, а черное белым.
Есть такое понятие - дьявольская красота. Это красота, ведущая к гибели. Про современный французский балет мне хочется сказать: дьявольски красив. Стремительно растущая в мире популярность такого понятия как толерантность, то есть терпимость к другому мнению, ведет к терпимости заблуждений, на первый взгляд незаметных, но ведущих, в свою очередь, к глобальным заблуждениям. Стремительный рост в мире информационных потоков, сопровождаемый снижением критического отношения и увеличением влияния толерантности, ведет не только к естественно образующимся заблуждениям, но и к целенаправленному воздействию на массы людей, использующему этот феномен. Снижение требовательности к воспитанию у школьников аналитического мышления и повышение значения толерантности ведет к повышенной склонности к некритическому принятию многих понятий, т.е. зомбированию. Вот такие доступные механизмы влияния на формирование мировоззрения человека могут влиять на развитие человеческого сообщества в глобальном масштабе.
В качестве дьявольской красоты может выступать относительное благополучие отдельных стран, скрывающее их пороки и влекущее к себе жителей стран, менее преуспевших в этом отношении. Особенно заметно это в периоды социальной неустойчивости. Дьявольская красота увлекает целые народы, но не дает им того, к чему они стремятся. Она ведет их к гибели, но пока эта гибель не настанет, люди не будут видеть ничего, кроме этой завораживающей красоты.

управление сознанием, Толерантность

Previous post Next post
Up