В Непале, как, наверное, и в Индии и многих других странах желательно всегда ездить на крыше автотранспорта, а не в салоне. Во-первых, много интересного можно увидеть, во-вторых, вся крыша твоя, в-третьих, это просто безопаснее. Про мелочи в виде свежего воздуха даже упоминать не стоит.
Семичасовой переезд из Покхары в Катманду, большую часть которого удалось провести на верху автобуса, показал, что в этом способе передвижения есть и минусы: задница моя, и без того пострадавшая на перевале, была окончательно отбита о металлическую решетку на крыше, ибо непальские автобаны ничем не лучше, например, узбекских. Кроме того, пришлось поневоле стать пассивным курильщиком марихуаны. Но это все частности…
Наверх удалось вылезти спустя час где-то после выезда из Покхары, когда в одной из деревень сошли пять человек и забрали львиную долю багажа с крыши, освободив таким образом место. Я спросил у водителя, можно ли теперь пересесть на крышу, но он сказал, что это запрещено. Небольшие дебаты ничего не дали. Как потом выяснилось, надо было лезть и не спрашивать.
Пример подала парочка, сидевшая за нами с Настей. Пока снимали багаж сходящих пассажиров, девушка вышла из автобуса и забралась на крышу, а парень выбрался туда прямо через окно. Предложив Насте сделать то же (она отказалась), я последовал дурному примеру и также очутился наверху, минуя дверь автобуса.
Багаж крепится ремнями и растяжками к металлической решетке, которая идет почти во всю длину крыши. Решетка, сволочь, жесткая. Поняв это, парень вернулся в салон за покрывалом, а мы с девушкой вступили в спор с выскочившим водителем, который, сказав пару раз "You can't sit on roof, it's prohibited", махнул рукой, потому что девушка твердо сказала: "I will stay here!" Было это сказано с таким видом и интонацией, что я невольно задумался. Дело в том, что вот это "останусь здесь" прозвучало как "пошел на…", ни больше, ни меньше. Родиной повеяло...
И, как оказалось, девушка была та еще. Молодая была уже не молода в том смысле, что пробы ставить было негде.
- Where are you from? - спросил я ее.
- Russia.
- И давно?
- Уже полгода где-то.
- Что, полгода в Непале?
- То в Индии, то в Непале…
- А зачем тогда со мной по-английски разговариваешь? (В салоне девушка сидела за нами, поэтому поняла, что мы русские.)
- Да надоело уже по-русски говорить…
В общем, те кто считает, что поколение хиппи давно в прошлом, ошибаются. Девочка, конечно, была не хиппи, но свободная жизнь/любовь/наркотики явно стояли на первом плане. Она, в общем-то, была внешне симпатична, на таких западают иностранцы (блондинка, худощавая, пропорционально сложена), но настораживали ее манера совершенно не смотреть на собеседника при разговоре и особенно выражение лица, которое лучше всего можно проиллюстрировать старым анекдотом: Жила-была девочка, которая путала противозачаточное с успокоительным. Теперь у нее девять детей, но ее это мало беспокоит.
В общем, судя по лицу, лезть она ни к кому не будет, но если понадобится, прирежет и недорого возьмет. Вышеописанное кредо (свободная жизнь/любовь/наркотики) подтвердилось спустя пять минут - как только автобус поехал дальше.
Парнишка оказался итальянцем. Он придерживался сходных взглядов на жизнь с девушкой. Как выяснилось, они только что познакомились - в этом же автобусе. Что не помешало им расстелить покрывало, лечь и начать обниматься и целоваться. Чуть позже был раскурен первый косяк.
- Будешь? - спросила девочка, предлагая самокрутку.
- Нет, спасибо, мне уже хватит, - сказал я.
- Да ладно, ты ведь вообще не куришь.
- Верно, не курю.
Впервые посмотрев на меня глазами, в которых отражалось только небо, девушка пожала плечами и вновь улеглась на итальянца. Я пересел в конец крыши и повернулся спиной, чтобы не мешать, потому как подозревал, что знакомство, находящееся в стадии поцелуев, ощупываний, тихого смеха вперемежку с расспросами типа: "а где ты живешь в Италии?" (говорили они по-английски) и дымом косяка, скоро перерастет в нечто более глубокое. Проще говоря, инь-янь превратится в сунь-вынь, извините за пошлый каламбур и аллюзию к механическим цитрусовым.
Однако нет. То ли девушка была умнее, то ли решетка вкупе с непальскими дорогами сбивали с такта, но в дальнейшем доступе итальянцу было отказано, и ситуация стабилизировалась примерно на уровне инь-янь. Я принялся фотографировать окрестности, увертываясь от косячного дыма, который сдувало на меня, и отвечая время от времени на вопросы девочки типа: "не знаешь, сколько еще осталось ехать?"
Итальянец же оказался душой более поэтической. В одном из перерывов между обниманиями и косяками он сел рядом и спросил:
- Который час?
- Не знаю.
- А день?
- Тоже не знаю (я действительно уже не помнил, какой день).
- А число?
- The same story.
- Угу… Выходит, мы с тобой плывем в одной лодке.
Это он рассудил логично, конечно. Только, спрашивается, зачем курить марихуану, если между нами не видно разницы? Ну, разве что знакомство с девочками у меня занимает больше времени, потому что интересно обращать внимание не только на "перси, полные томленьем" ((с) Пушкин) и прочие физические параметры.
Итальянец и девочка. Итальянец, пригнувшись, раскуривает косяк. Снимал исподтишка
Через некоторое они перестали косячить, парень откинулся спиной на багаж, а девочка выставила на обозрение непальцам свои ноги.
Все-таки вера - вещь интересная. Индусы и непальцы, например, довольно сдержанные люди, что, как мне кажется, в большей степени определяется религией и обычаями. Ибо в Пакистане проехать вот так, с ногами на вынос, невозможно - там девочку просто на части бы порвали. Ведь в Пакистане даже автобусы разделены на мужскую и женскую половины, и женщины, таким образом, сидят в клетке, вокруг которой толпятся и исходят слюной вожделеющие самцы.
Но о Пакистане потом, а пока…
Для рекламы в Непале используют, как правило, не щиты, а любые подходящие поверхности, например, стены домов. Наверное, жильцам выплачивают за это какую-то компенсацию. Хотя не исключено, что достаточно просто краски - ведь стена защищена, и на покраску тратиться не надо.
Красок буйство
Дороги интересные. Как правило, они довольно сносны на серпантинах и между городами, но вот в самих городах разбиты в хлам. Хотя вот этот городок был исключением.
Ну, и, разумеется, движение не по той стороне все время заставляло себя чувствовать не в своей тарелке.
Довольно часто встречаются КПП. Я так и не понял, для чего они. На каждом таком пункте все автомобили останавливаются, и водители то ли платят за что-то, то ли отдают какие-то талоны. Не исключено, что дороги государственного значения в Непале платные.
Непальские автомобили самых разных фирм и калибров, но у всех руль с правой стороны. Грузовики и автобусы в основном индийской фирмы Tata. Причем новых я не видел ни разу, а вот весьма старые то и дело попадались. Конечно, непальским водителям далеко до пакистанских, которые делают из своих машин просто произведения искусства, но и непальцы стараются украсить авто.
Это и инкрустация фрагментами железа и катафотами…
И разноцветные краски…
И даже надстройки над кабиной
Порожняком эти машины, видимо, ходят редко: порою в кабине сидит до пяти человек со скарбом и даже с животными. Непонятно, как они там умещаются. Редко можно увидеть грузовик, где в кабине только водитель.
Самое страшное у грузовиков и автобусов - клаксоны. У каждого они звучат на свой лад, выдавая своеобразные матчиши, очень громкие и очень пронзительные. Такой сигнал слышен везде и всегда, он заставляет не то что вздрагивать - подпрыгивать. Когда образуется пробка, проще добровольно оглохнуть, потому что водители сигналят безостановочно, и получается поистине адская какофония.
Автобусы выглядят попроще, зато названия компаний, каким они принадлежат, поражают разнообразием.
Встречный автобус. Народ ухитряется спокойно спать
Еще один
Настя так и не решилась подняться наверх, так как надо было дать время губе на реабилитацию.
Рынок в одной из деревушек
Моя обгорелая физия. Кожа продолжает облезать, а растрескавшиеся на перевале губы еще не зажили
***
Говорят, цивилизация приходит в дом вместе с водопроводом. Действительно, достаточно вспомнить, что еще пару сотен лет назад ночные горшки в столицах европейских стран выливались из окон прямо на улицу. В некоторых районах Непала явно проблемы с водой, однако местных жителей нельзя назвать нечистоплотными. Но приходится им нелегко.
Одежду стирают тоже здесь, при дороге
Ну, и немного о безопасности под конец. Часто приходится натыкаться на новости типа "в Китае с моста в реку упал автобус" или "в Индии автобус рухнул в пропасть". В принципе, водители в Непале водят хорошо, большая часть аварий случается, скорее всего, из-за износа техники - встречались настолько древние tat'овские автобусы, что из них буквально песок сыпался. Плюс к этому горная дорога.
Плюс в некоторых местах полное отсутствие заградительных барьеров. В такие моменты автобус едет просто по краю, и пару раз мои ноги зависали непосредственно над пропастью. Эта вот не очень глубокая - метров двадцать вниз будет.
И наконец довелось увидеть то, о чем так долго говорили большевики столько читал. После увиденного, честно, я понял, что теперь буду стараться в Непале ездить только на крышах. Просто в случае аварии успею спрыгнуть.
Вытаскивают упавший в пропасть автобус
Сказали, что этот еще недалеко упал (всего-то метров 40), некоторые улетают так, что в оставшемся сплющенном куске металла невозможно разобрать даже марку автобуса.
Позже встретился контейнер. Судя по вспухшим бокам, летел он неплохо
Почувствуйте себя на пляже
В дальнейшем все прошло без особых происшествий - упавшие автобусы перестали встречаться, косяки у парочки закончились. Единственное что - ветер и солнце поспособствовали тому, что кожа с моего лица стала слезать еще больше, хотя, казалось, больше уже некуда, да задница постфактум недели две оставалась цвета баклажана.
Снова в Катманду
Продолжение следует...
Другие записи про Непал из этой поездки
Запись 1: Поехали!Запись 2: Устоявшиеся стереотипы и свернутые шеиЗапись 3: Первый восьмитысячникЗапись 4: Марихуана, Мона Лиза, и как изобрели КамасутруЗапись 5: Горная болезнь…Запись 6: Жизнь на фоне горЗапись 7: Все меньше словЗапись 8: Морковка, сосиски и тибетские мантрыЗапись 9: Молитва с ароматом кофеЗапись 10: Пустота и тишинаЗапись 11: Перевал. ДиалогиЗапись 12: Голубые (не) далиЗапись 13: Закрытая дверь - карниз - местный госпитальЗапись 14: Свободная любовь и безопасность... движения. Эта запись
Запись 15: СвадьбаЗапись 16: ЛицаЗапись 17: Непал - Пакистан - Россия