Искусствоведение

Feb 15, 2013 19:26


В данной работе впервые представлен ретроспективный вариант «Расиюшки» - уникального эпического сказания, шедевра русского устного народного творчества начала XXI в. Судьба этого грандиозного произведения, наиболее яркого события в мировом искусстве нового времени, очень непроста и его изучение затруднено рядом обстоятельств.

Во-первых, остается открытым вопрос относительно времени его появления. Присутствующие намеки на некоторые события в общественной жизни России, позволяют датировать произведение 2005-2006 гг. В то же время нельзя не согласиться с профессором Колеватовым, который предлагает рассматривать «Расиюшку» не как законченное инвариантное авторское сочинение, а как «процесс массового повествования, серьезно отягощенный коллективными архетипическими мотивами».

Во-вторых, не удается локализовать место зарождения «Расиюшки». Судя по тому, что произведение сложено южноуральским велеречивым гекталимбрахием многие исследователи связывают его появление с Челябинском, однако многие обороты, имеют явно иное, в частности, северорусское, архангелогородское происхождение (например, «хуй -на-на»).

В целом сейчас можно считать доказанным, что «Расиющка» формировалась конвергентно на всей территории России и это в полном смысле народное сочинение.

Публикуемый вариант является удачной реконструкцией протографа, то есть по сути ментальной квинтэссенцией российского народа. В его основе лежат три наиболее полных варианта, записанных в промежутке с марта 2006 по ноябрь 2007 гг.

Первая запись этого произведения была сделана в марте 2006 г. профессором института антропологии и этнографии РАН Иваном Шнырельманом в туалете Государственной Думы. Исполнял «Расиюшку» один из депутатов фракции «Справедливая Россия», располагавшийся в соседней кабинке. У этой записи сделанной на последнем клочке туалетной бумаге отсутствует начало, а также невозможно разобрать седьмую строчку, поскольку она сильно испачкана гавном.

Вторая наиболее полная запись была сделана сержантом Пирожковым прямо у себя на руке. Он услышал ее из вентиляционного отверстия землянки пермских затворников, у которой он дежурил в ночь на 15 ноября 2007 г. Сейчас фрагмент кожи Пирожкова с драгоценной надписью хранится в институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом) в Петербурге.

Третий вариант исполнялся членами избирательной комиссии № 10563, во время обработки бюллетеней. В комиссию в основном входили учителя начальных классов средней школы № 12 Канского района Красноярского края. Запись был осуществлена на видео случайно неким Кирилловым (?), который являлся на этих выборах наблюдателем от СПС.

Сейчас известно около восьмисот вариантов «Расиюшки» записанных во всех регионах России. Чаще всего она исполняется коллективно без сопровождения с подвываниями и выкриками типа «эх, ебанаврот!», реже сопровождается бесноватым танцем. Комментарии к тексту составлены отделом фольклористики института языкознания РАН под руководство академика Сергея Рыбакова.

«Расиюшка»

Вот и миры, и хранители миров (1)

Основа всех опять таки основ

Ходит солнышко румяное по кремлю

Белокурое ступЯное(2) ой-лю-лю (3)

Светит лучиками солнышко в каждый дом

Думу думает заглавную обо всем

Ах сердечко славное позабота(4)

Он работает один до седьмого пота

Об каждом пекётся всем собой

Последней волосинкой на яйце(5) уж седой

А полномочные представители его все ворЫ

Точут точут на него топоры

Но от Чукотки до британских морей(6)

Есть управа на них на блядей(7)

Ух поднимется на бесов волна

Ух народная хуй-на-на(8)

Не даст уж нас в обиду земли русской сок

Станет путь бесконечным третий срок (9)

Потому как и миры и хранители миров (10)

Он опять таки основа всех основ

Комментарии:

1 - Здесь очевидна перекличка с космогонией Упанишад. Сравните «Он подумал: "Вот эти миры. Теперь я сотворю хранителей миров". И, извлекши из вод пурушу, он придал ему внешний облик» Айтарея Упанишада ч.1. 3.

2 - Ступяное - от екатеринбургского сленгового «стУпень» - котлован для заливки фундамента при постройки гаража, часто используется прорабами и гастарбайтерами как синоним чего-то основательного, надежного.

3 - «Ой-лю-лю», реже «ой-ли-лю» - лексический оборот, часто используемый сибирскими челноками в Китае. («Ой-ли-лю! разойдись, суки косоглазы!»)

4 - В варианте записанном сержантом Пирожковым - «поебота». Скорее всего, он ослышался или же просто низкий уровень культуры не позволил ему правильно зафиксировать это слово.

5 - Семантически образ яйца демиурга (отца-основателя, прародителя) трактуется как символ первоначала и является одним из самых распространенных в индоевропейской мифологии.

6 - Очевидна перекличка с известной песней начала XX века.

7 - Столь грубый оборот особенно характерен для скоморошеской эстетики XIV в.

8 - «Хуй-на-на» - лексический оборот, часто используется поморскими рыбаками

(«- Петрович, займи мне, пожалуйста, денег

- Хуй-на-на тебе, пидарас заебаный!»)

9 - в варианте избирательной комиссии эта строчка повторялась 77 раз.

10 - см. комментарий 1.

третий срок, путин, россия

Previous post
Up