Натали Ратковски - "Разреши себе творить"

Oct 02, 2013 21:49


Когда мне предложили эту книгу на рецензию, я, конечно же, не раздумывала ни секунды - она даже на расстоянии отчетливо пахнет огромной порцией вдохновения.

Мои отзывы о книгах по большей части очень субъективные и эмоциональные, поэтому я сразу дам ссылки на магазин Лебедева и на пост в ЖЖ самой Натали Ратковски conjure, где можно посмотреть развороты книги (я не стала делать фото, потому что я хорошо делаю кружки, а не фото), и почитать чужие, более профессиональные (в смысле - от людей рисующих) рецензии.


   

Я пока не преуспела ни в самообучении рисованию, ни в арт-буках, ни в попытках разрешить себе самовыражение на клочке бумаги ровно так, как у меня это получается.

Поэтому то, что я напишу об этой книге не будет ценно с этой точки зрения. Хотя, возможно, в этом-то и ценность)

Я расскажу небольшую историю для начала, и постараюсь сделать это довольно тезисно.
В детстве я, как и многие, очень любила рисовать и совершенно не задумывалась о результате. Я прекрасно срисовывала, и совершенно точно  могу сказать - у меня никогда не появлялось ни единой мысли "а вдруг не получится?", ни малейшего сомнения.

В школе у меня случился очень краткий период обучения рисованию с мамой моей школьной подруги, которая была художницей. Все это продолжалось очень недолго и, как я теперь понимаю, закончилось потому, что однажды в адрес моего рисунка прозвучала не очень уместная критика.

Самое интересно, что я часто достаю папочку с рисунками того времени - там собственно не рисунки, а копии каких-то кусочков из учебника по рисованию (глаза, губы, носы) или рисунков. Есть там даже автопортрет. Так вот я достаю их - и я по-прежнему ими восхищаюсь, хотя поверить в то, что это рисовала я - очень сложно. Сейчас я так уже не умею.

Расскажу еще одну историю: весной я была в Риге, у моей подруги-художницы. И она показывала мне разные способы работы с пастелью и акварелью, и как их можно совместить. Нужно было создать фон для дальнейшей работы, причем исключительно для пробы! Времени было очень мало, нужно было просто как угодно закрасить фон. И тут со мной произошел чудовищный инсайт: я поняла, что я не могу как угодно, даже если это просто фон для просто пробы. Я настолько сильно зациклена на результате, мне настолько важно, чтобы получилось хорошо, что сделать плохо я просто не могу, не умею.

И третья история: в ходе каких-то моих собственных размышлений, чтения интервью с разными художниками на сайте Дельнары Артубкмания, и разговоров на тему рисования все с той же подругой, я пришла к определенным выводам, одним из которых был следующим: нужно четко определить, чего именно ты хочешь достичь и для чего тебе это нужно (потому что "хочу научиться рисовать" - это очень неконкретно), потому что тогда будет понятно, как именно туда можно попасть. И еще одним из выводов было понимание того, что чем менее "главное" место занимает интерес в твоей жизни, тем больше энергии тебе придется потратить на его освоение.

И вот тут я осознала, что я сама еще довольно смутно понимаю, чего же я хочу, и зачем мне это нужно. И что желание рисовать во мне не настолько велико, как что-то другое, и поэтому для освоения этого навыка придется приложить очень, очень много усилий - и они будут весьма ощутимы. И я решила, что "как-нибудь потом". Решить-то я решила, но вот желание в карман не спрячешь.  И оно постоянно подавало голос изнутри. С ним получалось как в той поговорке: ты их в дверь, они в окно.

И вот ко мне пришла книга Натали Ратковски, и название ее "Разреши себе творить" - настолько знаковое, что знаковее и не придумать.


Как я уже написала в самом начале, эта книга - 330 страниц чистейшего вдохновения.
Я даже не знаю, что поставить на первое место, поэтому начну с оформления  - но это не иерархический порядок, отнюдь.

Оформлена она так, что вызывает у меня до сих пор громкие возгласы удовольствия. Она напечатана на прекраснейшей бумаге, и в ней нереальное количество дивных иллюстраций (это фотографии артбуков самой Натали и других чудесных авторов, а так же просто различные рисованные иллюстрации), которые можно рассматривать бесконечно.

Часть книги посвящена психологическому аспекту ведения арт-буков, а если цитировать оглавление - "терапии творчеством": чем полезно такое творчество, и как же разрешить себе им заниматься, если вам сложно сделать что-то плохо, если вам все время что-то мешает. Для меня это книга о самом главном - о том, как начать.

Потому что когда исчезает страх, когда исчезает неверие в собственные силы (все эти бесконечные "не смогу", "не справлюсь", "уже поздно", и так далее), когда преодолены все досадные барьеры вроде боязни белого листа или неумения сделать плохо, неумения делать ради процесса, зацикленности на результате... вот тогда уже все возможно, тогда можно ставить цели, понимать - что, куда и зачем, учиться, учиться, учиться. А пока задача одна - смочь начать, и в этом книга Ратковски, как мне кажется, очень хороший помощник.

Она вдохновляет своим внешним видом и очень конкретными советами (психологические уловки, бытовые лайфхаки, примеры из жизни, творческие задания). В ней есть описание разных видов артбуков, техник их оформления, советы по выбору бумаги и материалов, созданию блокнотов своими руками (вплоть до подробного мастер-класса Жанны Хуснулиной по созданию классического книжного переплета), немного теории цвета и композиции... можно перечислять бесконечно.

Благодаря этой книге я поняла: я хочу рисовать, я все же хочу - просто я в очередной раз очень испугалась. Но со всеми этими вещами, которые мешают, вполне реально справиться.  И справляться будет гораздо веселее и интереснее, имея под рукой такую книгу, где кроме всего прочего - столько полезной практической информации, которую жутко не терпится применить на практике.  И делать все это я буду не для того, чтобы сделать идеально, а просто потому что очень хочется, это очень классно и в кайф.

книги

Previous post Next post
Up