В предыдущем
посте я раскритиковал нынешнюю модель капитализма.
Существовавшая в прошлом модель социализма раскритиковала себя сама - собственным распадом и неспособностью противостоять удару изнутри. Причем, приходится признать, что такая неспособность была уже заложена в той модели - и в чрезмерной централизации экономике, и в недостаточном внимании к нуждам простых людей при сосредоточении на чисто макроэкономических направлениях.
Так что же, не существует никакой третьей модели?
Ну почему же, представить такую модель можно.
Назовем ее условно "модифицированный социализм".
В государстве должно существовать три ветви экономики.
1. Экономика чисто государственная. В нее должно входить все крупное и системное производство
- металлургия, химия, крупное машиностроение (транспортное, станочное, судостроение, ...),
добыча стратегических полезных ископаемых (нефть, газ, руды, уголь), транспортная сеть,
глобальная энергетика. Также государственными должны быть соцобеспечение, медицина,
образование, армия, МЧС, ЖКХ, культура - по крайней мере, абсолютное большинство этих
отраслей. Государственная экономика должна гибко планироваться - стратегические направления -
на более длительный срок, частные - на боле короткий, год-полгода.
2. Экономика частная. Частнику необходимо отдать почти всю сферу бытовых услуг -
парикмахерские, ремонт квартир и частных домов, ремонт бытовой техники и автомобилей,
всяко-разную кулинарию (то есть, "короткоживущие" полуфабрикаты), общепит; розничную торговлю
ТНП; местную промышленность, вроде изготовления гвоздей, канцелярских скрепок,
крючков-вешалок, мебели, одежды-обуви для модниц и модников, и т.п.; часть машиностроения на
уровне выпуска велосипедов-самокатов, мотоблоков и прочей относительной мелочи; всяко-разная
ветеринария и услуги для домашних питомцев, индустрия хобби и т.п. В частный же сектор можно
отдать часть образования, дополнительного - музыкальные и художественные школы и студии, часть
кружковой работы (основная часть внешкольной занятости - государственная на уровне
муниципальном); часть медицины - косметология, салоны красоты и пр.; часть ЖКХ на уровне
замены прокладок в кранах и люстр на потолках; разработка части нестратегических полезных
ископаемых вроде небольших залежей песка, щебня, торфа, бурого угля, местных мелких залежей
руд. Частный сектор планироваться не должен вообще, но должен регламентироваться и
контролироваться - торговля должна быть ограничена предельной торговой надбавкой, услуги
красоты и допобразования - саннормами и госэкзаменами, добыча ископаемых - природоохранными
нормами, и т.д. Налогообложение частного сектора должно быть структурированным по отраслям,
шкала "плоской", способы уплаты налога - предельно простыми и понятными, вплоть до уплат
фиксированных по некоторым видам деятельности годовых сумм (глупо учитывать в гроссбухе или на
ноутбуке пирожки поштучно, правда?).
3. Экономика частная с государственным участием. Это - сфера риска, сфера так любимых ныне
"инноваций". Если в самых общих чертах - частник начинает, обращается (при нехватке
собственных средств) за господдержкой, проект проходит экспертизу (например, на отсутствие
противоречий закону сохранения в физике или принципам биологии), чтоб отсечь лысенков и
петриков, если проект проходит экспертизу - то получает господдержку. В какой форме - решается
в каждом конкретном случае: это может быть и образование акционерного общества, и какие-то
другие формы. Однако общим должен быть принцип: необходимо сформировать частный план-график
получения результатов, с непременным участием частника-начинателя, который должен
контролироваться, а его невыполнение должно быть четко объяснено. С некоей (индивидуально
избранной) периодичностью проект должен проходить повторные экспертизы, при наличии
результатов господдержка продлевается, при захождении в тупик - прекращается и предприятие
ликвидируется. Также должна быть изначально заложена возможность выкупа удавшегося проекта
государством в сектор госэкономики - причем, выкупа с учетом важности проекта, его
экономической эффективности, вклада сторон и т.д., то есть, на справедливых основах. Убытки в
этой части неизбежны, но вполне возможны и прибыли (при качественной экспертизе) -
чудаки-изобретатели, по сути дела, и двигали веками развитие общества.
Взаимодействие трех ветвей экономики должно быть договорным. Закупка у частного предприятия
гвоздей для нужд госэкономики - на основе договора по мере надобности в них, а не
планирования. Собственно, это даже не ново - так в 30-60 годах происходило взаимодействие
госсектора с частниками и артелями.
Такое построение экономики позволит:
4. Достаточно быстро развивать важные на общегосударственном или крупно-местном (уровне
современного субъекта федерации) направления - транспортную сеть, энергетику, оборону и т.п.
Этому будет способствовать возможность в масштабах государства аккумулировать и канализировать
значительные средства, даже с перспективой их окупаемости в срок 20-30-40-50 лет либо при
отсутствии прямой экономической выгоды (как в случае с медициной или образованием - прямые
выгоды от этих отраслей посчитать сложно, хотя вроде бы всем очевидно, что хорошо обученный и
здоровый человек для общества безусловно выгоднее даже экономически). Частный капитал, какой
бы он сильный и развитый не был, не способен ни быстро аккумулировать и канализировать столь
крупные средства, ни делать инвестиции с окупаемостью в подобные сроки, одного порядка с
продолжительностью человеческой жизни.
5. Государство не будет распылять свои усилия на планирование и запуск изготовления булавок
или пуговиц, с тем, чтоб оные потом развозить поездами-самолетами по всей стране, опять же планируя графики их перевозок. Не станет проводить заседания по утверждению фасонов модных женских шляпок и планировать их производство на пятилетку - а они выйдут из моды этой осенью. Не будет напрямую управлять бригадами, клеящиим в квартирах обои и красящими потолки. Отсутствие такого распыления - в существенной экономии государственных ресурсов и неразрастании армии чиновников при "райдомремтресте" по поговорке "один с сошкой - семеро с ложкой".
6. Неочевидные, но имеющие перспективу инновации будут поддержаны со стороны государства - что
обеспечит общее экономическое развитие самого же государства и общества.
На мой взгляд, лишь подобное устройство способно, с одной стороны, обеспечить разумные
потребности человека, а с другой - не дать уйти в нисходящую спираль безудержного потребления
и обогащения, наглухо отсекающую все, с чего нельзя поиметь денег вот прямо сейчас, максимум -
послезавтра. А к этому отсеченному относятся и инфраструктуры небольших населенных пунктов, и
здоровье, и образование вообще (не говорю об образовании в частности - повысить квалификацию
собственных работников частник обычно не против). И лишь в этом случае возможно гармоничное
развитие страны и государства без современных перекосов, когда, например, из 140 миллионов
населения России 14 миллионов (10%!) сконцентрировано в одном лишь городе - Москве. И то - это
лишь по официальным оценкам, и лишь сама Москва. По неофициальным и включая Подмосковье
получим уже цифру порядка 15% - что уже просто чудовищно.
PS. Конечно, это не программа, не план, и даже не эскиз - это всего лишь самые общие наметки.