Подвиг в Вершинино: как томский фермер Колпаков построил в селе инновационную школу

Aug 01, 2013 23:00

  Originally posted by facebook.comlev.burtelov. at Подвиг в Вершинино: как томский фермер Колпаков построил в селе инновационную школу

30 ИЮЛЯ 2013.

  • Подвиг в Вершинино. Как томский фермер Колпаков построил в селе инновационную школу

Фото: Томский Обзор

Село Вершинино, что в 30 километрах от Томска, совсем недавно обогатилось новой школой, да какой! С уникальной системой отопления, новенькими компьютерами, интерактивными досками, десятками энергосберегающих ламп, большим спортзалом и удобной столовой. А появилась она благодаря личной инициативе одного только местного жителя - фермера Михаила Колпакова.

Случай для наших краев уникальный - человек сам решил и сам построил полноценную школу, притом такую, какой может похвастаться не каждый город, не говоря уже о селах и деревнях.



ПРЕДЫСТОРИЯ

Своя школа у жителей Вершинино была, но состояние ее уже давно оставляло желать лучшего. В небольшом деревянном здании не было ни спортзала, ни столовой, да и само оно за долгие годы службы пришло в аварийное состояние. Благодаря неоднократным ремонтам вопрос с закрытием школы удавалось откладывать, но два года назад власти поставили в нем точку: школу нужно закрыть.

Вершинино - село небольшое, всего 800 человек, школьников не наберется и сотни, но ведь им нужно где-то учиться. На строительство новой школы денег в бюджете нет и не предвидится, а «ездить за знаниями» в соседнюю деревню неудобно, да и небезопасно. Тогда-то и решил местный фермер Михаил Колппаков взять, что называется, инициативу в собственные руки и построить для сельской ребятни новую школу. Своими силами и на собственные средства.

Чтобы достать денег на строительство, пришлось заложить всю технику и хозяйственные помещения. И весной прошлого года строительство началось.




Каких-то особых задумок относительно внешнего вида и внутреннего убранства у Михаила поначалу не было, ведь главное, чтобы школа работала. Но постепенно, втянувшись в процесс, захотелось все сделать «на отлично». «Раз строить школу, значит, надо строить ее хорошей», решил Михаил и удвоил строительные усилия, а за советом обратился к главным   «виновникам торжества» - учителям и ученикам.

- Сказали «Нам надо интерактивную доску», значит, сделаем, сказали «нужны компьютеры», будут компьютеры. Ведь это все для детей в первую очередь делается, у них и нужно спрашивать совета, - говорит Михаил. - Например, сделали нам 5-6 рисунков с вариантами фасадов здания, мы все это выставили, детишек созвали - выбирайте, какой больше нравится. Так фасад и выбрали. И с классами учебными так же - учителя сами говорили, какого цвета стены хотят, какие шторы. Как сказали, так все и делаем.

СВЕТ, ТЕПЛО, ВОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Общая площадь новой школы - порядка 2 тысяч квадратных метров, рассчитана она на 80 учеников. А поскольку при организации строительства исходили не столько из возможностей и существующих ограничений, сколько из желаний и потребностей, то и проект новой школы можно назвать уникальным. Здесь будет и удобная столовая, и хороший спортзал, и комнаты для занятий трудами, гардероб, душевые, раздевалки... В общем все, что положено хорошей школе, и даже намного больше.

В этой школе нет и не будет привычных батарей (которые в большинстве случае старательно обклеиваются разноцветной жвачкой), здесь оборудована та же система отопления, что и пока в единственном на весь Томск энергоэффективном детском саду в микрорайоне «Зеленые горки». Помещения отапливаются за счет геотермальных источников: по специальным трубам, проложенным под полом, вода проходит по всему зданию и согревает его. Полы в классах и коридорах теплые, так что никакие батареи и не нужны. Полы, кстати, с современным гомогенным покрытием, срок службы которого - 50 лет.
- Сюда приезжали люди из Голландии, это же их технология. Они здесь уже снимали ролик телевизионный, на открытие приедут - в какой-то сибирской глуши, в деревне, какой-то фермер строит школу с новыми технологиями. Единственная школа, где новые полы тепловые. Отопление земли. Везде тротуарчики. Там водоем для воды на 200 литров. Мужики все, кто строит, спрашивают, не продаются ли здесь участки, сюда хотят переехать жить. Другие говорят, что сами пойдут в такую школу учиться...

Геотермальная тепловая установка помещается в подвале. Процесс теплоподачи регулируется нажатием буквально двух кнопок







Для организации системы подачи тепла пробурили 28 скважин, работы велись в течение практически всей зимы. В Вершинино даже ходил такой анекдот: подходит бабушка к главе поселения и спрашивает : «Что это там Колпаков бурит?». А тот отвечает: «Нефть ищет, ему же надо за школу рассчитываться».

Вода, которая поступает в школу, местная, какой пользуется и все село. Однако в ней содержится очень много железа, чуть ли не в 20 раз выше нормы. Поэтому было принято решение установить специальную очистную систему, которая значительно смягчает воду, поэтому ее смело можно пить прямо из-под крана.

Система водоочистки также спрятана в подвале




Во всех помещениях установили новые светодиодные лампы, энергосберегающие и очень крепкие (в школе случается всякое), прошедшие не одну проверку на прочность.




А в туалетных комнатах придумали оригинальную систему освещения солнечным светом, которая помогает экономить электричество.




Вопрос безопасности в новой вершининской школе - тема отдельная. Вход в школу оборудуют специальным турникетом с хитрой системой фиксирования «прихода и ухода» учеников («Сначала подумывали о карточной системе, но пацаны карточки быстро растеряют, а собственный палец не потеряешь», - говорит Колпаков). Как только ребенок переступает порог школы, родителям приходит соответствующее SMS-уведомление. Сурово, но зато с помощью такой технологии легче отследить путь каждого ребенка, да и с двоечниками и непрошенными гостями бороться помогает.




Пока чудо-система стоимостью 90 тыс. рублей ожидает своего звездного часа в коробках

Кроме того, в учительской установлен специальный монитор, где отображается информация о всех присутствующих на сегодняшний день в школе учениках и учителях. Ну, с «нежелательными лицами» все понятно, скажете вы, а как же родители? Ведь родительские собрания никто не отменял! Родителей в школу, конечно, пропустят - классный руководитель лично проследит за тем, кто должен придти.

Рядом с входом в фойе повесят большой телевизор, где будут транслироваться расписание уроков, объявления и любая важная для учеников и учителей информация. Здесь же установят точные электронные часы со звонком. Во всех классах и коридорах оборудованы системы видеонаблюдения: к сожалению, известны печальные случаи нападения и на учеников, и на учителей - камера зафиксирует все, что произошло в классе, и дисциплину во время урока будет легче поддерживать.




Установили в школе и самую современную систему пожаротушения. Но и это еще не все - на крыше установлена молниезащитная система, работающая от электричества, стоимостью 150 тысяч рублей. Она будет «ловить» молнию и «уводить» ее в сеть.

ДЕТЯМ - ВСЕ ЛУЧШЕЕ

В новой школе детям из Вершинино будет где побегать, попрыгать, потанцевать и, конечно, подкрепиться. Спортзал здесь решили сделать достаточно большой (24х12 метров), таким может похвастаться далеко не каждая школа.




Рядом со спортзалом - раздевалки и душевые для мальчиков и девочек, а также отдельная душевая для тренера.

Раздевалка и душевая для девочек выложена ярко-оранжевой плиткой, для мальчиков - зеленой




Кроме того во дворе школы оборудуют специальную площадку, где малышня сможет выплеснуть накопившуюся за долгие 40 минут энергию, а старшеклассники - посоревноваться в силе и ловкости. Пока площадка залита бетоном, но чуть позднее тут появится спциальное прорезиненное покрытие, предохраняющее от сильных ударов, ушибов и царапин:




Для столовой тоже закуплено специальное оборудование, холодильники, бездымные печи. Ложки, вилки, тарелки, кастрюли и сковородки - все приобреталось «с нуля».




В актовом зале смонтируют сцену, поставят мобильные мягкие стулья. На одну из стен повесят большое зеркало и смонтируют поручни - для полноценных занятий хореографией.




В классах - обязательные интерактивные доски (всего восемь штук - по одной на каждый класс), в классе информатики поставят новые компьютеры.

Учительская, кабинеты информатики, химии, литературы, начальных классов и «предшколки»











Будут и отдельные комнаты для проведения уроков труда: для девочек поставят хорошие швейные машины, к которым уже подведено электричество и плиту - для практических «кухонных» занятий.



Лестница на второй этаж, холл и туалеты - для мальчиков, девочек и учителей





Обустроят и прилегающую к школе территорию: дорожки уже заасфальтированы, скоро на всех клумбах появятся цветы. Вход на школьную территорию украсят оригинальные кованые ворота.





Конечно, не обходится и без помощи местных жителей, в первую очередь, с благоустройством прилегающей территории. Учителя вместе с учениками высаживают цветы, ухаживают за клубами и грядками. Помогают ребята и убирать строительный мусор, причем, по словам Михаила Колпакова, дети сами предлагают свою помощь:

- Пацанята сами приходят и говорят «Дядя Миша, возьми нас на работу». И я думаю: действительно, пускай лучше работают, чем бездельничают или того хуже - выпивают. Поручил им мелкие работы и зарплату назначил - 50 рублей в час я им плачу. Они отработали, заработали и все. Недавно еще один такой подошел: «Дядя Миша, возьми и меня на работу». Я говорю: «Ты маленький еще!» А он мне: «Да мне восемь лет уже, мне мама разрешила».




СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Главный сложный вопрос конечно же, денежный. До того, как возникла идея со строительством нового здания, Колпаков не единожды ремонтировал старую вершининскую школу, но ситуацию это не спасло - все равно не хватало необходимого по нормативам спортзала, так что рано или поздно школу бы закрыли и детям пришлось бы ездить в соседнюю деревню.

- Приехал Кресс (до марта 2012 г. - губернатор Томской области - прим.ред.), я его попросил - Виктор Мельхиорович, говорю, не надо моему хозяйству помогать, вы, пожалуйста, одно сделайте - оставьте школу в Вершинино. Если школу закроют, сразу начнется - сегодня школу закрыли, завтра еще что-нибудь закроют, люди не станут приезжать, а у меня тут производство - я восстанавливаю совхоз разоренный. Он видит, что у меня градообразующее хозяйство, развитие намечается, и говорит: «Мы тебе будем помогать».

Когда начали обсуждать конкретику, сошлись на том, что школу построит Колпаков - в рекордные сроки, менее чем за год, а регион поможет в ему в процессе строительства и выкупит у фермера готовую школу. Области, по прикидкам губернатора, учитывая неповоротливость государственной машины, понадобилось бы на проект  3-4 года и больше средств, чем вложил бы в проект хозяйственный Колпаков. Выгода, казалось бы, налицо, по рукам ударили, все заработало.




Но сменилась областная власть, и школу в Вершинино все-таки  решили закрыть. Фермеру сказали - «не строй».

- А как «не строй»?! Я хочу, чтобы моя деревня развивалась, чтобы в мою деревню приезжали люди, а не уезжали из нее, и чтобы тут нормальные люди жили, а не алкаши, которые уже спиваются, как во всех деревнях. То есть должна какая-то жизнь существовать. А дети - это все. Если в деревне нету детей, это все. Сейчас наше поколение, оно можно сказать, практически вымерло. Никто не хочет работать. Пить, больше ничего не надо. Остались вот эти наши 80 детей маленьких. Которые еще не спились, которые вырастут и смогут работать. И вот для этих детей если мы сейчас создадим условия, построим школу, сделаем, чтобы они занимались спортом и прочим, тогда мы этих детей не потеряем. Если школа уйдет, они там хило, плохо будут учиться - в соседнюю деревню, сами представляете, уехал ребенок - что он там делает, кто ему там морду бьет, или он там курит, или косяк забивает, или его бьют... В 6-7 утра встал, пока его довезли, он не поймет даже, куда он приехал, домой пришел - дополнительных занятий и занятий спортом нет. А у нас здесь и спортзал, и стадион (стадион кстати, в Вершинино тоже построил Колпаков - прим.ред.).

И Колпаков решил строить. На заемные - благо, помогла 20-летняя идеальная кредитная история, и Россельхозбанк выдавал и выдает средства на постройку до сих пор.

Год был тяжелым - начались бюрократические проблемы с казалось бы, уже арендованным участком земли, встретится с руководством области или хотя бы района фермеру не удавалось, стройка затягивалась. В декабре 2012 года фермер, как доверенное лицо Путина, попал на встречу с президентом, после этого вопрос сдвинулся с мертвой точки. Соглашение с фермером подписали, и он продолжил свою битву за школу. Подключились к проекту власти уже на финальном этапе, когда стало понятно, что здание, фактически, уже построено.

В какую сумму в итоге выльется строительство школы, Михаил Колпаков пока сказать затрудняется: «сколько будет, столько будет».




Отделочные работы в школе еще ведутся, в оптимистичных планах - успеть закончить все до 1 августа, чтобы иметь в запасе еще месяц на доделку разных мелочей. В любом случае задача поставлена четко - новая школа для детей села Вершинино должна быть полностью готова к 1 сентября. Однако предстоит решить целый ряд важнейших для школы вопросов - необходимо получить лицензию на образовательную деятельность, проверить всю проектную документацию и снять со школы статус самовольной постройки. Вдобавок ко всему пока непонятно кто все-таки будет принимать готовое здание.

- Времени остается все меньше, а школу еще надо достроить. Я-то дострою, но сейчас все зависит от властей. Вопросов много и все они сложные, но, думаю, решаемые, - говорит Михаил.

Тем не менее, пока готовилась эта статья, кажется, решился главный вопрос, висевший более года - выкупят ли власти школу у Колпакова. Во всяком случае, по информации портала «ВТомске», на общем собрании облдумы 25 июля первый замначальника департамента финансов Вера Плиева сообщила о выделении субсидии из бюджета региона Томскому району на 82 миллиона рублей именно на приобретение школы у фермера.

Текст: Анна Мацковская, Евгений Мыцик, Елена Фаткулина

Фото: Евгений Мыцик

[ Томский Обзор ]

Томская область, Томск, новая школа

Previous post Next post
Up