Спасательный аппарат "Бестер-1" ушёл на испытания

Feb 14, 2013 06:00

  Originally posted by vkontakte.ruid16165853. at Спасательный аппарат "Бестер-1" ушёл на испытания




С площадки ОАО "Адмиралтейские верфи" для прохождения  испытаний в Нижний Новгород был отправлен спасательный аппарат "Бестер-1". Титановый спасательный глубоководный аппарат (СГА) проекта 18271 строится на верфи для спасательного судна нового поколения "Игорь Белоусов" проекта 21300С,  сейчас достраивающегося.

Судостроители "Адмиралтейских верфей" и контрагентских организаций готовят СГА к швартовым испытаниям на стапеле в цехе (ШИ), начало которых намечено на конец февраля.

Следующие этапы ШИ состоятся после спуска СГА на воду: в апреле и мае - у достроечной стенки завода, а в июне, после отправки аппарата железнодорожным транспортом в Нижний Новгород, - в док-камере завода "Красное Сормово" с имитацией глубоководного погружения аппарата.

От причала верфей "Бестер" до железнодорожной платформы в торговом порту Санкт-Петербурга аппарат доставят 175-тонным заводским плавучим краном.

Специалисты предприятия уже побывали в Нижнем Новгороде и провели переговоры с коллегами с "Красного Сормово" по транспортировке заказа, месту его размещения, техническим вопросам проведения имитации глубоководных погружения, обсудили другие организационные моменты третьего этапа швартовых испытаний. Возвращение аппарата обратно на верфи намечено на август.

СГА проекта 18271 задумывался как модернизация проекта 18270 «Бестер», который был построен в 1994 г. и является первым мобильным спасательным аппаратом России. Впервые практические учения по авто- и авиатранспортировке (самолетом Ан-124) этого СГА были успешно проведены в 1996 г.

Разработчиком проекта 18271, как и проектов 18270, 1855 и 18551, является ОАО «ЦКБ «Лазурит», которое уже более 50 лет занимается созданием техники для спасения подводников в тесном сотрудничестве с институтами ВМФ (в первую очередь - с ФГУ «40 ГНИИ МО РФ»). Создание СГА проекта 18271 нового поколения ведется в кооперации с целым рядом предприятий промышленности и институтов, обеспечивающих оснащение аппарата новым комплектующим оборудованием: ОАО «НПО «Аврора», ОАО «ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «НИИГС «Штиль», ОАО «Росхимзащита», НИИСМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, ВЭИ им. В.И. Ленина.

В результате на ОАО «Адмиралтейские верфи» строится СГА, на котором:

• установлено новое радиоэлектронное вооружение, интегрированное в единую систему;

• применена система жизнеобеспечения, надежно работающая при повышенном давлении в спасательном отсеке, и обеспечивается декомпрессия спасаемых в спасательном отсеке СГА (методом поточной вентиляции);

• применены высокопроизводительные «умные» рабочие манипуляторы;

• обеспечивается прием спасаемых не только «сухим», но и «мокрым» способом (на глубинах до 60 м).

По удельным характеристикам (число тонн водоизмещения на одного спасаемого) СГА проекта 18271 близок к новому СГА Nemo системы спасения NSRS стран НАТО, но по количеству спасаемых, глубине погружения и возможности удерживаться на течении - превосходит его.

Кроме нового оборудования, обеспечивающего выполнение традиционных спасательных операций на более высоком уровне, в СГА проекта 18271 предусмотрено применение принципиально новых технологий, не имеющих аналогов в мире. В первую очередь - это система автоматической посадки СГА на комингс-площадку аварийной ПЛ, созданная Институтом космических исследований РАН и успешно испытанная в 2008 г. Реализован также ряд более простых, но не менее эффективных технологий, разработанных ОАО «ЦКБ «Лазурит».

За счет устройства центрирования и подтягивания, размещенного внутри камеры присоса СГА и взаимодействующего со штырем спасательного люка ПЛ, удается существенно повысить возможность стыковки СГА с комингс-площадкой ПЛ без увеличения мощности движителей. Это обеспечивает успех всей спасательной операции при сложных условиях: при большом наклоне комингс-площадки к горизонту и действии подводного течения.




Влияние новой технологии посадки на зависимость между средней скоростью подводного течения (Vт) и углом наклона плоскости кольца комингс-площадки аварийной ПЛ (aкп), при которых возможна посадка СГА

С помощью этого же устройства удалось безопасно удалять специальные крепления, устанавливаемые для дополнительного удержания СГА на комингс-площадке ПЛ. Это позволяет впервые в мире использовать такие крепления при наличии повышенного давления в отсеке аварийной ПЛ (вплоть до затопления этого отсека).

Для облегчения работы оператора СГА разработана система информационной поддержки, которая по заданным условиям работы аппарата (особенности проекта ПЛ, ее нахождение на грунте, скорость и направление течения, глубина места, степень волнения моря) позволяет определить возможность стыковки и рекомендовать оптимальные действия при посадке и после нее. Информационная поддержка обеспечивает планирование спасательной операции, обучение оператора, а также может выдавать ему текущие подсказки в ходе работы.

Таким образом, новый спасательный глубоководный аппарат проекта 18271 «Бестер-1» по целому ряду инновационных спасательных технологий, реализованных на этом СГА, будет являться наиболее эффективным в мире.

На основе проекта 18271 разработана также практически столь же эффективная, но уменьшенная модификация, которая станет основой мобильной спасательной системы, все элементы которой могут транспортироваться самолетами Ил-76Д и стандартными автомобильными трейлерами. Такая мобильная система или сама модификация СГА могут быть предложены зарубежным заказчикам.




Мобильный модульный комплекс для спасения подводников.

Нижний Новгород

Previous post Next post
Up