Originally posted by
MagiRus. at
Развитие порта "Тамань" Последняя новость о развитии порта Тамань появлялась на сайте довольно давно, а именно в конце февраля
этого года, поэтому мне захотелось освежить данные на текущий момент, благо определенные новости есть, а проект действительно очень значимый, масштабный и в чем-то даже уникальный. Не для кого не секрет (по крайней мере для жителей СуН) что в свое время чуть ли не все основные портовые мощности в СССР, за исключением Новороссийска были за пределами самой РСФСР, т.е. за пределами России в ее текущих границах. И после развала Союза это означало лишь одно, что мы стали зависимы от транзитеров и портовых мощностей независимых государств. Для исправления этой ситуации в стране были разработы несколько проектов строительства и/или расширения портовых мощностей. Одним из этих внушительных проектов стал небезызвестный порт
Усть-Луга, с планируемым грузооборотом в 100 млн. тонн. к 2020 году. Но помимо уже существующего Новороссийского порта и Усть-Луги, существует уже достаточно проработанный проект еще одного стомиллионного (!) (по обороту в тоннах) порта, а именно порта Тамань. Данный проект начал осуществляться в этом году и новости под катом.
И хотя пока что данный порт переваливает только порядка 1,2 миллиона тонн (по результатам 2011 года. В 2012 году результаты будут значительно более высокими), планы, что называется, грандиозные. Расположен он будет на территории поселка Волна в Краснодарском крае, Темрюкском районе. В перспективный план развития Порта на 1-ом этапе вошли:
1. ОАО «Тольяттиазот».
Планируемый грузооборот - 6 млн.т. в год, из них: аммиак - 2 млн.т., метанол - 1 млн.т., минеральные удобрения - 1 млн.т., зерно - 2 млн.т.
2. ЗАО «Таманьнефтегаз».
Планируемый грузооборот - 11,7 млн.т. в год, из них: мазут - 3 млн.т.,сжиженные углеводородные газы (СУГ) - 1 млн.т., нефть - 6,5 млн.т, бункерное топливо - 1,2 млн.т.
3. ООО «Пищевые ингредиенты».
Планируемый грузооборот - 6,5 млн.т. в год, из них: масложировое сырьё - 1,5 млн.т., зерно - 5 млн.т.
4. ООО «Южное».
Планируемый грузооборот - 1,25 млн.т. в год, из них: виноматериалы - 0,25 млн.т, зерно - 1 млн.т.
Общий планируемый грузооборот по первому этапу развития порта составит 25,45 млн.т. в год.
В настоящее время строительство объектов транспортной инфраструктуры Порта продолжают два инвестора: ООО «Пищевые Ингредиенты» и ЗАО «Таманьнефтегаз».
ООО «Пищевые Ингредиенты» сданы в эксплуатацию четыре причала (№1, №2, №3 и №4) общей длиной порядка 940 м. В 2010 году оператором терминала было перевалено -247841 т. масложирового сырья. Завершено строительство транспортно-перегрузочного комплекса (ТПК) по перевалке зерновых грузов на причалах №3 и №4. Перегрузочный комплекс способен принимать балкеры водоизмещением до 40 000 тонн. После решения вопросов по железнодорожной и автомобильной транспортной составляющей, грузооборот зернового терминала составит до 6 млн.тонн в год.
ЗАО «Таманьнефтегаз» завершает строительство двух причалов(№ 3 и № 4) для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) на суда водоизмещением до 27 000 т и двух причалов (№ 5 и № 6) для перевалки нефти и нефтепродуктов на суда водоизмещением до 100 000т. После ввода в эксплуатацию всех объектов комплекса грузооборот составит порядка - 10,5 млн. т. в год, из них: 9.5 млн.т нефти и нефтепродуктов и 1.0 млн.т. СУГ.
Вообще же, если взглянуть на работу всего порта в целом, то можно отметить что ведется проектирование сухогрузного района с расчетным грузооборотом до 93,8 млн тонн в год. Новый порт будет ориентирован на переработку различных сухих грузов. Это первый в современной России портовый проект на основе ГЧП (государственно-частного партнерства), который реализуется комплексно и изначально по единому проекту. К его реализации государство проявляет особое внимание.
В составе нового сухогрузного порта Тамань планируется включить следующие комплексы и терминалы:
2 контейнерных перегрузочных комплекса;
2 комплекса по перегрузке угля;
терминал минеральных удобрений и серы;
терминал перевалки железной руды и железорудных концентратов;
комплекс по перегрузке стали;
комплекс по перегрузке зерна;
база морспецподразделения и портофлота;
бункеровочная база;
санитарно-карантинный причал.
Объекты федеральной собственности в порту планируется построить к 2016 году. Параллельно со строительством самого порта государство ведет работу по созданию инфраструктуры подъездных путей, в том числе железнодорожных подходов. Ведутся работы на перегоне Варениковская - Юровский, где запланировано строительство второго пути. Все работы выполняются в рамках программы «Комплексная реконструкция участка разъезд 9 км - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ».
Полностью завершить работы с учетом строительства вторых путей до станции «Вышестеблиевская», реконструкции всех станций Таманского полуострова и электрификации участка планируется к 2016 году.
Также предполагается строительство автомобильной дороги протяженностью 35 км.
Недавно, данный вопрос обсуждался при встрече губернатора края А.Н. Ткачева и замминистра транспорта В. Олерского. После данных переговоров минтранс выпустил
проект распоряжения Правительства РФ о расширении морского порта Тамань
- За достаточно короткий период построить крупный российский сухогрузный порт порядка 100 миллионов тонн грузов - это впервые в истории Российской Федерации, такого еще не было. Причем это не просто порт, а порт «новой философии», глубоководный порт, очень конкурентоспособный, который даст возможность нашим грузоотправителям выходить на новые рынки, - отметил Виктор Олерский, замминистра транспорта РФ.
- Мы будем делать все, чтобы этот проект состоялся. Конечно, потребуются десятки миллиардов рублей для развития самой инфраструктуры, но, тем не менее, мы надеемся, что инвесторы и управляющие компании будут работать на интересы нашего региона, над созданием новых рабочих мест, бюджета, налоговой базы и так далее, поэтому может рассчитывать на нашу всестороннюю поддержку, - заверил Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края.
Click to view
Также более полно об этой встрече можно почитать
тут. Из данной встречи также хотелось бы отметить данную новость в качестве некого приятного бонуса. Пока что "желания" и "перспективы", но тем не менее:
Минтранс России курирует строительство сочинского порта. Уже летом следующего года сюда смогут заходить самые крупные в мире круизные лайнеры. В рамках реализации этого проекта построят также марину на 300 яхт. Это позволит развивать яхтенный туризм, пока же в этом отношении, говорит губернатор, Черное море.
- Я очень надеюсь, что море начнет в течение 3-5 лет «жить» совершенно по-иному, и те яхты, которые сегодня находятся за границей, те, которые находятся в московском регионе, должны быть здесь. А жители края должны на этом зарабатывать. Это совершенно естественно, - говорит губернатор.
А пока что, возвращаясь к теме порта Тамань хотелось бы отметить еще такой факт, что наличие этого порта позволит перенаправить часть груза, который сейчас идет через порты Одессы, на порты Тамани. В частности по результатам проектирования и начала строительства на Украине появляются вот такие вот
суждения от некоторых тамошних чиновников, в частности от начальника Главного управления экономики Одесской Городской Администрации Олега Муратова:
«Несмотря на то, что экспорт грузов через порты Одесской области увеличился до 65,3 миллиона тонн, что больше 0,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, объем транзитных грузов уменьшился на 25%. Это связано с уходом наливных грузов, таких как нефть. Например, казахская нефть ушла с Одесского порта в Тамань, где грузооборот составит 100 миллионов тонн»
После чего, возникает вполне закономерный вывод от него же, что:
Для региона будет выгодно, если Украина вступит в Таможенный союз с Россией. В связи с тем, что члены Таможенного союза перенаправили перевалку нефти с портов Одесской области в порт Тамань, объем транзитных грузов в регионе уменьшается.
Вообще весь проект по развитию морского торгового порта "Тамань" предполагает строительство более 10 терминалов с общим грузооборотом порядка 90-100 миллионов тонн в год. Общий планируемый объем инвестиций, по оценке Минтранса, составит 200 миллиардов рублей.
При этом первоначально предполагалось, что из федерального бюджета на реализацию проекта будет выделено около 50 миллиардов рублей, а частные инвесторы, среди которых "Уралкалий" , СУЭК, ОЗК, "Металлинвест", планировали инвестировать в строительство сухогрузного района еще 100 миллиардов рублей. Также в строительстве порта планируют принять участие Global Ports и "Базэл" Олега Дерипаски. Предполагаемый срок сдачи порта в эксплуатацию - 2015-2017 годы. Согласно проекта порт сможет эксплуатироваться при допустимых осадках судов около 18 метров, что соответствует их грузоподъёмности до 150-200 тыс. тонн.
Ну что я еще могу добавить дополнительно - построение независимой транспортной державы продолжается! Ура, шапки в воздух! Некоторые могут сказать мол еще ведь не до конца построили, чему радоваться?! Но, что-то мне подсказывает, что все будет хорошо, ибо реальных поводов для оптимизма в стране с каждым годом становится больше :).
При написании статьи использовались следующие источники, прочтя которые, вы можете подчерпнуть дополнительную информацию:
http://www.tamanports.ru/index.php/port-taman http://www.morvesti.ru/an...index.php?ELEMENT_ID=1515 http://www.vesti.ru/doc.html?id=9642795 http://www.morvesti.ru/news/index.php?news=16806 http://www.tehnoprogress.ru/lenta/news143010.html http://www.morvesti.ru/an...ndex.php?ELEMENT_ID=16749 (для особо интересующихся рекомендую к прочтению)