Originally posted by
d-tatarinov.livejournal.com. at
Шиповник Аэро В блоге
Дениса Мокрушина представлен, на мой взгляд, интересный обзор аппаратной по борьбе с беспилотниками.
На ТВМ-2012 концерн "Вега" продемонстрировал собственную инициативную разработку - аппаратную радиомониторинга и блокирования каналов управления дистанционно-управляемых авиационных моделей, шифр «Шиповник-Аэро».
Состав аппаратной:
- базовая аппаратура;
- аппаратура связи и управления;
- системы энергоснабжения;
- жизнеобеспечения;
- аппаратура комплекта выносных модулей.
Состав базовой аппаратуры:
- автоматизированное рабочее место мониторинга;
- аппаратура радиомониторинга в диапазоне частот 25-2500 МГц;
- приемо-пеленгаторная антенно-фидерная система (АФС);
- аппаратура радиомониторинга в диапазоне частот 25…2500 МГц;
- приемо-пеленгаторная антенно-фидерная система;
- аппаратура радиоподавления радиолиний управления авиационными моделями в диапазонах частот 25 - 100 МГц, 400 - 500 МГц, 800 - 925 МГц и 2400 - 2485 МГц;
- аппаратура радиоподавления сигналов НАП СРНС (навигационной аппаратуры потребителей спутниковой радионавигационной системы) GPS;
- передающие АФС диапазонов рабочих частот 25 - 80 МГц, 400 - 500 МГц, 800 - 925 МГц, 2400 - 2485 МГц с шириной диаграммы направленности 3600 в азимутальной плоскости.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Назначение аппаратной: радиоподавление (блокирование) каналов управления дистанционно-управляемых авиационных моделей (ДУАМ) для предотвращения возможности их использования в террористических целях при атаке критически важных и потенциально опасных объектов в качестве носителя взрывчатых, отравляющих и биологически опасных веществ.
Функции аппаратной:
автоматизированный поиск, обнаружение, пеленгование, идентификация и определение типов сигналов работающих линий управления ДУАМ;
формирование списка частот, его классификация; перехват, анализ и определение характеристик канала управления ДУАМ;
радиоподавление каналов управления ДУАМ комплексным применением трех методов:
блокировка канала навигации за счет постановки помех навигационному полю GPS;
прямое подавление канала управления ДУАМ;
перехват управления ДУАМ «на себя» за счет введения в канал управления коррекции.
Состав аппаратуры комплекта выносных модулей:
- автоматизированное рабочее место мониторинга выносного модуля (АРМ ВМ);
- аппаратура радиомониторинга в диапазоне 25…2500 МГц;
- приемо-пеленгаторная антенно-фидерная система;
- аппаратура радиоподавления радиолиний управления авиационными моделями в диапазонах частот 400 - 500 МГц, 800 - 925 МГц и 2400 - 2485 МГц;
- аппаратура радиоподавления сигналов НАП СРНС GPS;
- передающие АФС диапазонов рабочих частот 400 - 500 МГц, 800 - 925 МГц, 2400 - 2485 МГц с шириной диаграммы направленности 3600 в азимутальной плоскости;
- аппаратура информационного обмена базовой аппаратуры с комплектом выносных модулей радиомониторинга и радиоподавления
Ну а теперь все тоже самое, но более понятным языком :) Аппаратная заточена на борьбу с беспилотными летательными аппаратами, кроме того с ее же помощью можно подавлять вещательные станции, командные пункты связи, сигналы сотовых сетей, сети Wi-Fi, WiMax, DECT. Можно поставить широкополосную помеху и давить все сигналы, можно поставить узкополосную и подавлять определенный диапазон частот, можно поставить информационную помеху, которая будет искажать информацию. Т.е., в отличие от армейских станций РЭБ, ставится не заградительная помеха, ориентированная на ошибку приемника, а информационная, ориентированная на ошибку декодера.
Борьба с БПЛА. От обнаружения беспилотника, работающего под управлением оператора, до подавления сигнала управления уходит порядка 25 секунд (есть универсальный алгоритм декодирования для снятия последовательности ППРЧ), если частоты известны заранее, то порядка 700 микросекунд. Основное время уходит на сбор и обработку статистики по объекту, подавление происходит практически моментально. Сами разработчики считают, что пока это слишком большой временной отрезок и будут стараться его сокращать.
После глушения сигнала управления в беспилотниках срабатывает программа по возвращению аппарата в точку запуска. Чтобы предотвратить это, "Шиповник Аэро" создает ложное навигационное поле (время на создание - несколько минут), меняя динамические координаты, в результате чего БПЛА уводится в сторону и в конечном счете может приземлиться там, где необходимо нам, а не противнику.
Поскольку разработка инициативная (ОКР не открывалась), то с "живыми" беспилотниками дел еще иметь не приходилось, пока есть только техническая информация по их параметрам, предоставляемая Минобороны. Уже были некие испытания на полигоне под Воронежем.
"Шиповник Аэро" может работать как в движении, так и стационарно, как непосредственно с аппаратной, так и с выносной станции. Выносная станция и аппаратная могут работать в паре, что позволяет брать одновременно два пеленга и точнее определять местоположение объекта, по которому производится работа. Точность пеленгования - 2-3 градуса, время на развертывание станции - порядка 20-40 минут.
Экипаж машины 3 человека: водитель и 2 оператора.