Originally posted by
geliotrop. at
Сочи-2014: как строились объекты горного кластера Статья об олимпийской стройке навеяла воспоминания, как в 2010 году мне довелось принять участие в возведении объектов горного кластера. Строили мы, правда, не "Роза Хутор", а горную олимпийскую медиадеревню, но по условиям ведения работ объекты были идентичны. И про эти условия, в которых зарождались будущие олимпийские объекты, я хотел бы немного рассказать. Для иллюстрации своего повествования буду использовать фотоснимки, выполненные в основном мобильным телефоном.
В конце мая 2010 года специалисты нашей строительной фирмы прибыли в Адлер. Разместились, осмотрелись. Через пару дней был обоснован штаб строительства в живописном Эсто-Садке, что подле Красной Поляны, рядышком с местом намечаемой работы.
По условиям контракта организация должна выполять земляные работы: рыть котлованы, траншеи, возводить насыпи и прочие земляные сооружения. Надо сразу сказать, гидрогеологические условия в этом районе (северный склон хребта Аибга на отметке +960 м) оказались не просто сложные, а даже очень сложные. Резкие и значительные перепады высот, изобилие больших валунов, водонасыщенные грунты, селеопасные участки, но больше всего сложности приподнесли горные ручьи и родники. Большие и мелкие, их оказалось великое множество. И каждый из них жил своей жизнью. То несётся по склону, то пропадёт, появляется вновь, где ему вздумается, и в самом для нас неподходящем месте.
Львиную долю сил и времени уходило на "игры" с этими водными источниками: им прегрждали путь, рыли водоотводные канавы, пытались их загнать в специальные трубы. Словом, сколько творческой инженерной мысли блистало, чтобы обуздать эту бестиеватую стихию! Строительная площадка неизменно вся была перерыта траншеями под ручьи, дабы оградить котлованы от насыщения водой.
Несмотря на все эти водоотводные мероприятия строительная техника хлюпала "по колено" в воде, а машинисты бульдозеров и экскаваторов толкали и передавали в ковшах от одного к другому водянистую пульпу, как передают вёдра с водой друг другу при пожаре в деревнях.
Загружался грунт в самосвалы только в тех местах, куда они в состоянии были подъехать.
Объём работы на олимпийских объектах громадный, поэтому разработка и перевозка грунта продолжались и в тёмное время суток.
Наблюдательный читатель наверняка заметил, что грунт вывозили только наши КамАЗы и КрАЗы. Другая автотехника оказалось просто не в состоянии трудиться в таких условиях! Все эти хвалёные мерсы, маны, вольвы, рено, всякий-разный там китай с трудом поднимались по горной лесной дороге на отметку +960 к месту работы. Не говоря уже о том, что они должны были ещё что-то и перевозить! В слякоть же импортная автотехника банально простаивала.
А ведь ещё надо умудриться разъехаться на такой узкой и не по нормам крутой времянке!
Это всё возможно в принципе в сухую погоду. А ну, как зарядят дожди!
А как вам вот такой экстримный серпантин? Я бы и не отважился здесь проехать.
Честно сказать, для меня, как для жителя равнинного, очень неожиданно было обнаружить, насколько непролазны и "болотисты" оказались местные горы. Раньше я их представлял, как нечто чрезвычайно твёрдое, куда ступаешь и чувствуешь под ногой основу. Нет, конечно твердой породы здесь хватало. Полно массивных валунов, которые требовалось долбать подолгу.
Но в основном работы проводились в наитяжелейших "грязевых" условиях, в топи и в воде.
Ниже снимки подготовленных и сданных котлованов для строительства зданий. Местами высота их откосов доходит до 18 метров.
По состоянию на сентябрь 2011 года (более позднего снимка я не нашёл) объект сверху выглядит так:
По сравнению с сентябрём 2009 года, когда пятно застройки (справа от сооружений горнолыжного подъёмника) ещё скрыто лесом.
А какой здесь был лес ...
Другая группа объектов строилась в долине реки Мзымта (на отметке +540 м). Родники здесь не донимали, но других трудностей тоже - выше крыши!
Сюда необходимо было завезти, спланировать и уплонить несколько десятков тысяч кубов грунта. Весь грузооборот происходил по федеральной дороге Адлер - Красная Поляна. Справедливости ради, дорога проложена очень даже неплохая!
Но! Мало-мальская пробка, приезд высоких чиновников или очередных из многочисленных проверяющих останавливает по дороге какое-либо грузовое движение на неопределённое время. Вот тебе и локальный пересмотр сроков строительства.
Корректировка сроков по этой причине для нас дело привычное. В конце концов завезли, что надо, как надо уложили, где надо - закатали.
И снова себя показала водная стихия!
Обычно Мзымта - тихая и спокойная чистая горная речка. Ну, иной раз в дожди пошалит слегка. Аборигены сочинские по выходным приезжали на её берегах отдожнуть, шашлык покушать.
Но тут началась Великая Стройка! Понаехали машины с механизмами, стали речку приперать, шоры металлические ставить, русло править.
Вот вдоль здания "Роза Хутор" Мзымте берег очертили габионными конструкциями. Зато красиво!
Вот русло повернули каменными отвалами, а через реку бросили технологические мосты. Так нам удобно!
Вот вдоль будущей железной дороги реку огородили стальным шпунтом. Зато надёжно!
Недолго Мзымта терпела от человека такие вольности. В тот же год показала свой буйный нрав и силу свою природную! Начала исправлять привычное ей русло. Отвоёванные у неё несколько десятков метров отобрала обратно за ночь.
Технический КПП, стоящий ранее вдалеке от берега, к концу дня исчез полностью. Подземный кабель, что сейчас висит над водой, пришлось срочно перекладывать.
А стальной шпунт только с виду оказался надёжным.
Местные жители предупреждают негромко: Мзымта вам ещё покажет!
Что бы там ни говорили про "распил", про "перепил", про прочие трудности, я в восхищении от наших строителей, от инженеров и специалистов! Поднимают сложнейшие объекты, в сложнейших условиях за очень небольшой срок!
В феврале этого года по телевизору увидел лыжника, летящего с трамплина, уже построенного в Красной Поляне. Если б мне рассказали об этом, на слово бы не поверил!
О трамплине.
В том же 2010 году заказчик строительства предложил нашей фирме выполнить земляные работы ещё и на объекте "Комплекс трамплинов". Поехали на местность осмостреть условия работ. Направились по временной дороге к верхней точке хребта, где должен начинаться трамплин.
На полпути к вершине обнаружилось, что часть дороги смыло прошедшими дождями.
Глубина обрыва такая, что пока долетишь до дна успеешь сказать и "мама", и "папа", и детство своё вспомнить, да и всю жизнь...
Пришлось оставить машину и оставшуюся часть пути чапать в гору пешком. При замере угла наклона дороги прибор местами показывал 38 градусов. Даже для временных дорог это - перебор.
На вершине, отдышавшись, оценили всю красоту пейзажа и полную бесперспективность предлагаемых здесь работ. Благополучно спустились вниз и также благополучно и тактично отказались от намечаемого сумасшествия.
Май 2010 года. Верхняя точка. Здесь будет построен олимпийский трамплин! (Кхе, может быть...).
Ноябрь 2010 года. Тот же ракурс. Ух, ёёё!.. Уже сваи "завинтили"! Невозможное возможно?
Декабрь 2011 года. Трамплин точно будет! (Но в феврале ли 2012 года?..).
(
http://www.gorkygorod.ru/photos/build/23-12-2012/tramplin/_DSC5502.jpg)
Февраль 2012 года.
(
http://www.mnip.ru/upload/articles_09/f6aad21bbf7c061d9cdae77cff3dcb60/image_0011.jpeg)
На протяжении всего време, что мы работали в горах, авиаторы постоянно участвовали в олимпийском строительстве: ежедневно и методично (насколько позволяла погода) пара вертолётов таскала к вершинам всевозможные грузы и оборудование. Вот уж где я налюбовался филигранным мастерством наших вертолётчиков!